Социальная работа с детьми и подростками группы риска
При рассмотрении положения социальных групп в современном мире необходимо опереться на ряд научных понятий, среди которых центральным выступает понятие «риск».
Оно трактуется как возможная опасность, объективный и познаваемый факт, а также как потенциальная опасность или уже причинённый вред, который может быть измерен независимо от социальных процессов и культурной среды. Восприятие рисков, как на уровне обыденного, так и научного взгляда зависит от политического и культурного контекстов, в связи с чем анализ рисков осуществляется с социокультурных позиций. Историки социологии рисков (М. Дуглас, Э. Гидденс) рассматривают риск, как объективно существующую опасность, которая опосредуется социальными и культурологическими стереотипами и процессами. В то же время существует мнение, что риск как таковой не существует, есть лишь восприятие риска, которое является результатом исторически, политически и социально обусловленного взгляда на мир.
Говоря о конкретных социальных группах или сообществах, традиционно выделяется две позиции в определении рисков. Рассматриваются риски, которым могут быть подвержены социальные группы, а также риски, которые может понести общество по причине нахождения в нем доминирующих элементов нормы, противоречащих общественным интересам. Во многом, причина появления современных рисков в нашем государстве связана с пересмотром основополагающих нормативных моделей общества. Как известно, нормативным идеалом в течение десятков лет выступало равенство, в данный период нормативным идеалом, по данным многих исследователей, считается безопасность. Система ценностей настоящего периода выступает как система ценностей небезопасного общества, общества всевозможных рисков, в связи с чем возникает проблема их минимизации или устранения. Общество риска породило новые общности-жертв риска. Ряд зарубежных учёных рассматривают Россию как общество всеобщего риска вследствие разрастания атоминизированной социальной среды, где люмпенизация и маргинализация занимают угрожающе значительные места (О.Н. Яницкий). <…>
Наиболее значительная группа рисков - это дети и подростки.
В соответствии с современным законодательством к детям относятся лица от 0-18 лет. В последние годы всё острее становится вопрос о возрастающих трудностях работы с подростками, отличающимися маргинальным характером развития (слово маргинальность - латинского происхождения означает «находящийся на краю»). Маргинальность понимается как «промежуточность», «окраинность», «пограничность». Это понятие используется для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, что накладывает определенный отпечаток на психику и образ жизни данного человека. Маргинальность подчеркивает особый социальный статус (обычно - низкий), принадлежность к меньшинству, находящемуся на границе или вне социальной структуры, использующему ценности, отличающиеся от общепринятой нормы. <…>
В связи с тем, что подростковый возраст характеризует маргинальность (промежуточность), подросток находится между двумя возрастными группами - группой взрослых и группой детей. Он стремится перейти в группу взрослых, куда его ещё не принимают. <…>
Молодой возраст, по мнению А.В. Качкина, оказывается в типично маргинальной ситуации, определяющейся кризисом на этапе становления идентичности. А.В. Качкин выделяет три вида маргинальности, свойственные молодёжи: биологическую, социальную и культурную. Он указывает на биологическуюмаргинальность, обусловленную антропометрическими изменениями организма подростка (вес, рост). Подростковый возраст характеризуется половым созреванием, гиперсексуальностью и соответственно повышенной эмоциональностью, которые вызывают появление новых желаний и принятие новых поведенческих стандартов. Этот период связан с обретением параметров собственной физической целостности, подросток постигает себя в параметрах своего тела, проверяет свои возможности и сравнивает их с возможностями других. В случае неспособности идентифицировать себя со своим телом возникают последствия, связанные с полной или частичной потерей контроля над новыми потребностями и способами их удовлетворения.
Для подросткового возраста также характерна социальная маргинальность. Она связана с неопределенным положением молодежи в обществе, которое выражается в правовом ограничении, недостаточности деятельности, отсутствии многих социальных признаков профессии, собственного жилья и семьи, авторитета среди взрослых.
Кроме биологической и социальной маргинальности, подросткам свойственна культурная маргинальность, выражающая в многообразных формах субкультуры. Традиционная культура, имеющая в своей основе определенную систему ценностей и верований, интериоризируется сложно и неоднозначно. Такая неоднозначная интериоризация ценностей и норм ведет к появлению противоречий между системами ценностей общепринятыми в обществе и ценностями формирующейся личностной. Личность обретает собственные смыслы и ценности, создается своя уникальная система ценностей, происходит резкое обособление собственного «Я», всё это ведет к возникновению нового культурного субъекта, новой развитой личности. Личность стремится к адаптации культурного многообразия, составляющего единое культурное пространство. Именно момент перехода от личности, существующей в чужой для неё культуре, к сформировавшейся личности фиксируется как преодоление культурной маргинальности. <…>
В качестве основных факторов риска, влияющих на развитие и становление личности подростка, следует выделить:
медико-биологические (группа здоровья, наследственные факторы, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия появления на свет, заболевания матери, отца, их образ жизни, травмы внутриутробного развития);
социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни);
психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспехи в социальной адаптации, трудности общения, Негативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, девиантное и асоциальное поведение, аддиктивные привычки - алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания);
педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения психофизиологическому развитию детей, когнитивным возможностям, а также поведенческая и психоневрологическая школьная дезадаптация).
К группе риска в настоящее время относят следующие категории детей и подростков:
дети и подростки с проблемами в развитии, в том числе имеющие резко выраженные психопатологические и неврологические отклонения;
дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных неблагоприятных обстоятельств;
дети из неблагополучных асоциальных семей;
дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально- психической помощи и поддержке;
дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Влияние медико-биологических факторов на развитие детей и подростков. Риск для подростков - ожидаемое неблагополучие. Он проявляется при неуспехе в деятельности и приводит к осложнениям в жизни ребёнка, препятствует его адаптации в обществе. Ребенок и подросток с ограниченными возможностями здоровья чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате чего за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка, отделяя его от сверстников и социума в целом.
Таким образом, дети группы риска, имеющие ограничения жизнедеятельности, юридически считаются детьми, не требующими особого отношения (у них есть родители, они посещают обычные образовательные учреждения), но фактически они оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН и другими законодательными актами, а именно: право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития, право на образование, на освоение культурного многообразия. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Часто они или не в состоянии их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но и не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих. Оказанная им в нужный момент помощь могла бы поддержать подростка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, а в дальнейшем и понимание смысла жизни.
Оказание необходимой помощи - это крайне сложный и длительный процесс. Изменить ребенка любого возраста чрезвычайно трудно, так как он уже имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, перенес различные травмы (психические, физические, сексуальные), испытал недостаток любви и заботы со стороны родителей, последствия разного вида депривации, почувствовал на себе отчужденность общества и равнодушие государства. Деятельность специалистов, воспитывающих такого ребёнка, требует особых знаний, владения специфическими методами и приемами, предполагает наличие особой организации, объединяющей профессионалов разного профиля и позволяющей выявлять, определять и разрешать проблемы таких детей. Данная категория детей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной, социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Разрабатывать программы развития таких детей, обеспечивать им адекватное сопровождение следует в соответствии с современной теорией и передовой практикой и при этом максимально учитывать особенности каждой личности. <…>
Влияние социально-экономическцх факторов на развитие детей и подростков. Социологические исследования показывают крайне неблагополучную картину результатов воспитания детей, на которых влияют социально-экономические факторы. Это в первую очередь касается выпускников специальных детских домов и интернатов. Как известно, статистика приводит следующие данные: 40% - зарегистрированные правонарушители; 30% - страдают алкоголизмом, наркоманией; 10% - совершали неоднократные суицидные действия. Даже те, кто не входит в эти статические показатели, как правило, с трудом могут, покинув стены учреждений, самостоятельно адаптироваться к жизни в обществе, найти в ней свое место, устроить быт, создать семью. Во многом это объясняется тем, что дети, лишенные постоянного контакта с родителями, развиваются неблагополучно. <…>
Неблагоприятные психологические факторы развития приводят к появлению детей и подростков, характеризующихся девиантным поведением. <…> Причем для одних - это такие формы девиантносги, как суицид, преступность, различные формы наркотической зависимости, сексуальные девиации, к которым относят и проституцию; для других - девиантное поведение при психических расстройствах; для третьих - поведенческие девиации, достигающие по силе и тяжести патологического уровня. <…>
Отклоняющееся поведение, являясь результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации в достаточно раннем возрасте. <…> В зависимости от характера и природы дезадаптации выделяются патогенная, психосоциальная и социальная дезадаптация, которые могут быть представлены в личности подростка как отдельно, так и в сложном сочетании.
Патогеннаядезадаптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.), в основе которых - серьезные органические повреждения центральной нервной системы.
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы. Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.).
К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и, прежде всего, кризис подросткового возраста. В подростковом возрасте переживается как бы глобальный психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис. Он связан с ускоренным и неравномерным развитием различных систем организма: костно-мышечной, сердечно-сосудистой, эндокринной. В этот же период подросток стремится к самоутверждению, к активному общению со сверстниками и автономизации от взрослых. Процесс активного формирования самооценки и самосознания, совпадающий с половым созреванием, делает подростка конфликтным, трудным как для окружающих, так и для него самого, что приводит в конечном итоге к различным, и, как правило, временным проявлениям его дезадаптации.
Временные формы психосоциальной дезадаптации могут быть также вызваны различными конфликтными ситуациями в общеобразовательной школе, дома, со сверстниками, на улице, общественных местах (на дискотеках, в кино) и т.д.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. Термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как к ним сформируется зависимость. Аутоагрессивное поведение человека направлено на самого себя, связано с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами, одним из результатов аутоагрессии являются суицидальные действия. <…>
19. Социальное страхование: Виды и функции: Социальное страхование — это система социальной защиты, задача которой — обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. К важнейшим функциям социального страхования относятся:
* защитная функция - заключается в поддержании сложившегося материального уровня застрахованного, если обычный источник дохода становится для него недоступным, а также когда ему предстоят дополнительные непредвиденные расходы, не предусмотренные в его привычном бюджете;
* компенсирующая функция - состоит в возмещении ущерба утраты трудоспособности и ущерба здоровью с помощью материального возмещения утраты заработка, а также оплаты услуг в связи с лечением и реабилитацией;* воспроизводственная функция - социальное страхование призвано обеспечивать застрахованным (и членам их семей) покрытие всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла (что охватывает практически весь жизненный цикл) в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности;* перераспределительная функция - социальное страхование значительно влияет на распределение и перераспределение общественного продукта. Социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность функции заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и государством;* стабилизирующая функция заключается в согласовании интересов социальных субъектов по ряду принципиальных для жизнедеятельности наемных работников вопросов - уровню социальной защиты; кругу лиц, подлежащих социальному страхованию; распределению финансовой нагрузки между социальными субъектами; участию в управлении социальным страхованием; контрольная функция предлагает строго целевой подход к формированию и использованию средств страхового фонда.. Социальное страхование существует в двух видах: обязательного и добровольного страхования. Обязательное социальное страхование рассматривается как гарантированная государством система мер материального обеспечения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности, поддержки материнства и детства, а также охраны здоровья членов общества. Средства обязательного социального страхования формируются за счет целевых налоговых отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, наемных работников, взносов индивидуальных предпринимателей и государственных субсидий. Система обязательного социального страхования России включает четыре отрасли (вида), управляемых тремя внебюджетными фондами:
Государственное социальное страхование;(соц.пособия,санатор.курорт.лечение)
Обязательное страхование от несчастных случаев;( на производстве,отпроф.заболеваний.
Обязательное медицинское страхование;
Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Оно предназначено для реализации государственных социальных гарантий трудящимся на получение пенсии и обеспечение старости. Обязательное медицинское страхование (ОМС) - один из наиболее важныхэлементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья иполучения необходимой медицинской помощи в случае заболеванияДобровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (госбюджета) Добровольное социальное страхование призвано обеспечить дополнительный уровень социальной защиты гражданам по сравнению с обязательным социальным страхованием. Оно реализуется за счет средств, полученных в виде взносов либо непосредственно от граждан за счет их собственных доходов, либо от работодателей, страхующих работников из прибыли фирмы.
2. Организационная работа.
Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому.
1. Социальное направление включает в себя:
– проведение социальных консультаций;
– проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;
– выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;
– социальная диагностика;
– помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;
– содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;
– выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей;
– профилактика девиантного поведения;
– организация культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами из числа мигрантов;
– профилактика бездомности (включая содействие в получении общежития, временного жилья или приобретении собственного жилья);
– профилактика детской беспризорности;
– содействие возвращению имущества мигрантов и получению ими компенсаций;
– взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам.
Практические формы социальной работы с мигрантами конкретизируют реализацию ее функции как средства помощи маргинальным субъектам и «примирения» их с социальной средой. Для большинства категорий мигрантов, тем более для беженцев и вынужденных переселенцев, важнейшим проявлением социальной незащищенности является признак значительной дезадаптированности по отношению к новому сообществу.
Акмалова А.А., Капицын В.М. выделяют классические и неклассические формы социальной работы с мигрантами.
К классическим формам социальной работы, по их мнению, необходимо отнести устоявшиеся на сегодняшний день виды помощи (услуги, мероприятия), применимые практически ко всем направлениям социальной работы, в том числе и с мигрантами. Причем классические формы отражают триаду форм гарантирования социальной помощи, улучшения положения дезадаптированных клиентов. Эта триада разделяется на индивидуальные, коллективные и общественно-государственные формы. В отношении социальной работы с мигрантами это разделение прослеживается особенно явно:
1) индивидуальная помощь;
2) работа с группами мигрантов, работа одновременно и с мигрантами, и с принимающим обществом;
3) меры воздействия на государственную политику.
Становление неклассических форм работы и методик характерно для всех направлений социальной работы. Применимы они и к социальной работе с мигрантами, что отражает общую тенденцию учета социальных факторов в генезисе трудных жизненных ситуаций, заболеваний, дезадаптированности. Специфические технологии социальной реабилитации и адаптации отдельных лиц, семей и социальных групп оказались востребованными. И. Нойфельд отмечал, что примерно с середины 1980-х гг. классические методы (индивидуальная помощь, групповая терапия, работа в общине) стали дополняться психологическими и техническими приемами диагностики и изучения клиента, его семьи, социальной микросреды; разработкой конкретных методик социальной работы, а также терапевтических методов. Так называемые «закрытые» структуры классических методов стали более восприимчивыми к проблемно ориентированным способам работы (игротехника, тренинги, диагностика, социодрама и др.) Это создало условия для деятельности на широком социальном поле.
Одна из форм социальной работы с мигрантами заключается в содействии созданию групп самопомощи и переселенческих организаций. Как правило, общественные организации создают мигранты, имеющие проблемы, которые в одиночку решить невозможно. Однако многие из них, даже решив личные проблемы, продолжают работать в общественных организациях, помогая новым мигрантам.
Особо следует сказать о государственных социальных услугах мигрантам. Принятие решений о предоставлении мигранту конкретных социальных услуг должно учитывать его интересы, состояние здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится получатель помощи, кратковременность или долговременность потребности в этих услугах и другие объективные факторы.
В силу этого ряд социальных услуг может быть обеспечен мигранту в соответствии с Национальным стандартом социальных услуг Российской Федерации ГОСТ Р 52143–2003 и российским законодательством (Закон «О государственной социальной помощи» [14] и др.), федеральными миграционными программами.
В отношении вынужденных переселенцев в миграционных программах предусмотрены и неоднократно применялись следующие меры: материальная помощь; пособия и субсидии; предоставление жилых помещений из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; предоставление жилой площади для постоянного заселения; выделение земельных участков под жилищное строительство; содействие в предоставлении мест в стационарных учреждениях социального обслуживания; социально-бытовое обслуживание через службы срочной социальной помощи, отделения надомного обслуживания и территориальные центры; помощь в центрах реабилитации.
Таким образом, социальная работа с мигрантами, опирается на действующее законодательство и существующие учреждения системы социальной защиты населения. Вместе с тем, социальная работа с мигрантами осуществляется в обязательном взаимодействии системы социальной защиты населения с миграционными службами, учреждениями здравоохранения и образования, правоохранительными органами и учреждениями культуры.
Вместе с тем, в рамках организации социальной работы с мигрантами необходимо решение следующих основных задач:
– связь с международными организациями, занимающимися проблемами миграции и участие в их деятельности;
– организация взаимодействия между различными ведомствами и учреждениями РФ и регионов, решающих проблемы миграции и мигрантов;
– организация взаимодействия между государственными структурами, общественными организациями и фондами, занимающимися социальной защитой и помощью мигрантам;
– содействие созданию общественных организаций, занимающихся проблемами мигрантов;
– разработка оптимальной структуры и нормативов деятельности стационарных и нестационарных учреждений социальной помощи мигрантам применительно к условиям конкретных регионов;
– организация различных форм учреждений социальной защиты мигрантов;
– подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с мигрантами;
– выработка норм выдачи натуральной помощи мигрантам;
– проведение социологических и маркетинговых исследований проблемы;
– социальная реклама федеральной и местной миграционной политики;
– организация деятельности службы по связям с общественностью;
– разработка правовых основ выдачи пенсий и пособий мигрантам, а также оказание финансовой помощи;
– разработка правовых основ социального, санитарного, медицинского и педагогического контроля жизнедеятельности мигрантов;
– разработка правовых основ профилактики девиантного поведения лиц из числа мигрантов;
– организация центров, курсов и семинаров по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации мигрантов.
В настоящее время социальная работа с мигрантами в России находится еще в начале своего становления. Социальные работники помогают каждому обратившемуся человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, к числу которых и относятся переселенцы: содействуют в восстановлении необходимых социальных связей, помогают в решении личных правовых, социальных, экономических проблем и т.д.
С помощью социальной работы восполняются потери, блокируется агрессивное, негативное воздействие среды. Таким образом, социальные работники помогают мигрантам в повышении статуса, в улучшении положения, оказывают влияние на новую для них среду, поддерживают и восстанавливают утерянные социальные роли, связи, что определенно влияет на улучшение материального положения, трудоустройство, повышает самооценку переселенцев.
Главной задачей социальных служб, работающих с мигрантами, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Социальным службам нужно накапливать информацию о формах и методах работы, учиться управлять миграцией, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление этим процессом.