Сущность регулирования денежного обращения. Регулирование денежного спроса и предложения.
Задача обеспечения ЦБ РФ мощным инструментом государст- венного регулирования экономики. Если ЦБ снижает норму обяза- тельных минимальных резервов, то размеры реального капитала в распоряжении банков увеличиваются, а так как капитал не может существовать без обращения, он вливается в экономику страны и стимулирует деловую активность. Повышение нормы минимального, резервов сокращает финансовую базу оперативной деятельности частных банков, сокращает прилив ссудного капитала в экономику.
Россия недавно вступила на путь использования этого инструмента государственного регулирования экономики. Хранение обязательных резервов в ЦБ РФ введено в 1990 г, но позднее этот порядок дорабатывался и совершенствовался. И все же эффективным средством государственного регулирования экономики обязательные резервы в России до сих пор не являются.
Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупка ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа — изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике.
22. Антимонопольное законодательство: история возникновения и современное состояние. Основные формы антимонопольного регулирования. Модели антимонопольной политики.История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности; новая роль банков и развитие системы участия; монополистические слияния, как способ централизации капитала; эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.Существуют различные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1. Естественнаямонополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь . В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. 2. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным управлениям, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства .3. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.