Система управления социальной работой: структура, функции и методы.

Система управления социальной работой: структура, функции и методы.

Социальное управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством. Люди как главная производительная сила познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом - система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни.

Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли. Менеджмент в социальной работе является одним из видов социального управления, т. е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК. Первое значение — организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выполнять социальную работу?», «Какие органы, учреждения должны этим заниматься?», «Какова эффективность их деятельности, функционирования?». При этом управление социальной работой организуется на различных уровнях — федеральном, региональном, локальном и имеет соответствующие организационные структуры управления — министерство, комитеты социальной защиты, территориальные службы, центры и т.д. Второе значение — функциональное, так как различные структуры в системе социальной защиты (помощи) выполняют определенные функции — общие (независимо от уровня субъекта, его компетенции) и конкретные. Третье значение — профессионально-деятельностей (трудовое). Менеджмент в социальной работе — это особый вид профессиональной деятельности, которой занимается вполне определенная категория людей, именуемых кадрами, или персоналом, управления. Четвертое значение — процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности, направленная на их достижение, выполнение с помощью различных средств, форм и методов. В процессе управления социальной работой важно увязывать цели и задачи, а также принимаемые управленческие решения с ресурсами — информационными, материальными, трудовыми, финансовыми, временными. Пятое значение — учебно-образовательное, т. е. менеджмент социальной работы рассматривается в качестве учебной дисциплины, которая является составной частью учебных планов и программ по подготовке и повышению квалификации кадров системы социальной защиты, помощи .

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА

Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности. Последнюю можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе, изменение среды их обитания. Задачи социальной работы как научной дисциплины: анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов.

Являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (с медициной, в частности), с одной стороны, и с философией, социологией, психологией, педагогикой, правоведением и другими социальными (общественными) науками – с другой.

Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. В последние годы открыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы» (ныне называется «Отечественный журнал социальной работы»), подготовлено и издано немало учебных пособий и учебников по теории, истории и методике социальной работы.

Однако ВАК РФ еще не признал социальную работу в качестве научной дисциплины.

Особенность социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип.

Основные закономерности социальной работы:

• взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

• обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;

• решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;

• зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

Задачи

1)К задачам социальной реабилитации относят:

2)Содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь.

3)Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения.

4)Развитие коммуникативных навыков.

Вопрос.

Социальным работникам по самому содержанию своей деятельности приходится иметь дело с самыми разными людьми, в том числе и с теми, чье поведение не соответствует или вступает в прямое противоречие с существующими социальными нормами. Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Кроме того, значительная часть социальных служб ориентирована на непосредственную работу с представителями так называемых “групп социального риска”: преступниками; несовершеннолетними правонарушителями; лицами, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью; проститутками; бродягами и нищими; теми, кто совершал попытки самоубийства а также с родными и близкими этих граждан.

Общество всегда прилагало достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и стабильности. Совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами определяется как социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.

К институтам (субъектам) социального контроля относятся практически все социальные институты, однако особая роль принадлежит семье, как институту первичной социализации, государству, как органу высшей власти в обществе и, соответственно, его учреждениям, общественному мнению, выражающему принятые нормы морали.

По формам различают формальный и неформальный контроль. Формальный (официальный) осуществляется компетентными организациями, неформальный (неофициальный) связан с общественным мнением, идентификацией с референтными группами. Сюда также относится карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупредительный) контроль. Методами контроля выступают профилактика (превенция) и санкции.

Под предупреждением (профилактикой, превенцией) различных форм девиантного поведения понимается такое воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения.

Социальные санкции — система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность. То есть нормы и санкции соединены в единое целое. Если у нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она превращается в декларацию лозунг, призыв, и фактически перестает регулировать поведение и отношения людей.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные (поощрения) и негативные (наказания), формальные и неформальные, которые применяются в соответствующих сочетаниях. К основным механизмам социального контроля можно отнести внутренний контроль, основанный на усвоении ценностей и норм, который осуществляется через социализацию (самоконтроль), и внешний контроль, т. е. различные виды формальных и неформальных санкций, который осуществляется посредством группового давления или принуждения посредством государственных органов. Поощрение как один из основных методов социального контроля применяется в основном в процессе социализации индивидов, при формировании конформного, законопослушного поведения. Когда же девиантность поведения стала фактом, приоритет отдается наказанию.

Такие девиации, как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, агрессивное поведение в семье, бродяжничество, попытки самоубийства и т. п., требуют прежде всего организации различной социальной помощи: наркологической, психологической, открытие кризисных центров (оказывающих помощь жертвам домашнего насилия) и домов для бездомных, организация бесплатных обедов, трудоустройство, “телефоны доверия” и пр. В то же время в отношении преступного поведения нужны жесткие запретительно-репрессивные меры.

Весь мир сегодня нуждается в новой концепции и практике социального контроля. Общая стратегия уже ясна:

это перенос акцента с наказания на превенцию, т. е. предотвращение, профилактику. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, обстоятельства и факторы, ему способствующие, которое приводит к сокращению и/или желательному изменению структуры девиаций. Она предполагает также совершенствование правовых норм и механизмов их реализации, и улучшение деятельности административно-правовых органов по борьбе с социальными отклонениями.

Выделяют 2 уровня мер (технологий) социального контроля: общесоциальный и специальный (индивидуальный). Борьба с социальными отклонениями на общесоциальном уровне — одно из направлений социальной политики государства. Говоря об общесоциальных мерах, мы должны иметь в виду, что общество, устанавливая определенные нормы, уже демонстрирует свое несоответствие этим нормам. Если бы никто не употреблял наркотики, не было бы необходимости борьбы с наркоманией. Функциональность социальных отклонений в том, что они служат индикатором состояния общества, показывают его несовершенство. Кроме того, они являются способом удовлетворения потребностей определенных людей или социальных групп, хотя эти способы зачастую извращены или же извращены сами потребности. Поэтому полностью устранить девиантность, видимо, нельзя, но поставить ее в социально приемлемые рамки можно и нужно.

Из внедряемых в практику мер (технологий) общесоциального контроля можно назвать следующие: последовательное воплощение принципа социальной справедливости. Меры по сокращению экономической дифференциации, безработицы, улучшению городской экологии и т. п.;

расширение доступа к законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице; замещение или вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии полезной или нейтральной деятельностью. Как справедливо отмечают специалисты, если, например, потребление алкоголя выполняет определенные социальные функции, то, следовательно, надо искать и предоставлять желающим альтернативные средства и способы реализации соответствующих функций. Это же относится и к употреблению наркотиков: программы поддержки семьи и детей; программы поддержки и помощи тем, кто злоупотребляет наркотиками и алкоголем, кто освободился из мест лишения свободы.

Развитие соседской и общинной (в современном смысле) системы взаимопомощи. Сокращение доли приговоров к лишению свободы, в системе правоохранительной деятельности и переход к альтернативным мерам наказания. Возможно, что лишение свободы следует применять как вынужденную меру только к насильственным преступникам; создание домов-приютов временного содержания для тех, кто вступил в конфликт с семьей; дальнейшее увеличение числа обществ и групп взаимопомощи, содействующих избавлению от алкогольной или наркотической зависимости (“Анонимные алкоголики”, “Анонимные наркоманы”, “Возрождение” и т. д.), а также организаций и служб социальной помощи (наркологической, суицидологической), служб реабилитации лиц, оказавшихся на обочине общества; развитие сети негосударственных лечебно-профилактических учреждений по профилям основных видов девиантности; уменьшение практических возможностей для совершения преступления (патрулирование, охрана, освещение); оказание помощи жертвам преступлении (государственная помощь, моральная и материальная поддержка); учет этнических и религиозных факторов;

развитие системы психологической помощи подросткам, которая должна включать в себя семейное консультирование и использовать методы психотерапии с привлечением сверстников и братьев с сестрами. Эти меры предполагают как совершенствование правовых норм и механизмов их реализации, так и улучшение деятельности административно-правовых органов по борьбе с социальными отклонениями. В качестве примера можно привести декриминализацию употребления наркотиков, т. е. отказ от уголовного и административного преследования лиц, потребляющих наркотические вещества, что дает возможность обращаться в медицинские учреждения, не опасаясь войти в конфликт с законом.

Специальные меры — это меры индивидуального воздействия. Они, в первую очередь опираются на медицинские и психологические методы: лечение наркоманов и алкоголиков в соответствующих клиниках (диспансерах) и амбулаториях, психокоррекция, психотерапия, индивидуальная работа по ресоциализации осужденных непосредственно в местах заключения, психологическая помощь жертвам преступления, деятельность социологических служб по анализу “групп риска”, “телефонов доверия” и т. д. В данном случае это уже прерогатива специалистов: наркологов, психологов, педагогов.

Вопрос

Технологии социальной работы с инвалидами предполагают последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов человека с ограниченными возможностями и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации. Результатом применения технологий социальной работы является полное или частичное восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Технологии социальной работы с инвалидами существенно различаются по своему содержанию. Наиболее важные, которые чаще применяются в практической деятельности специалиста по социальной работе: технология социальной реабилитации, социальной адаптации, социальной терапии, социальной диагностики и др.

Социальная реабилитация инвалидов, как технология, включает комплекс мер, направленных на восстановление способностей инвалида к жизнедеятельности в социальной среде. Она состоит из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, социально-психологической, социально-педагогической и социокультурной реабилитации.

Технология социальной адаптации инвалида направлены на приведение его индивидуального и группового поведения в соответствие с существующей системой норм и ценностей.

Среди общих технологий социальной работы с инвалидами особое значение имеет технология социальной терапии. Она представляет собой совокупность приемов и техник социального, изобразительного, музыкального творчества, обеспечивающих включение человека с ограниченными возможностями в социальную среду. Активное участие инвалида в различных видах творческой деятельности позволяет развить либо компенсировать его способности, выровнять или повысить социальный статус.

Важную роль в формировании и развитии технологий социальной работы с инвалидами играет социальная диагностика. Она является методическим инструментом, дающим специалисту по социальной работе необходимые знания, на основании которых ставится социальный диагноз проблемы инвалида, выбираются технологии социальной работы, позволяющие разрешить имеющиеся трудности в жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями.

Социальная диагностика – интегративная технология, которая включает в себя совокупность методов, приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы инвалида, резервные возможности его социального окружения, обеспечивающие достижение успехов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах. Выявление социальных умений и навыков инвалида, определение их уровня сформированности осуществляется с помощью методов социальной диагностики: наблюдения, анкетирования, интервьюирования, обследования жилищно-бытовых условий, анализа документов.

Таким образом, применение различных технологий социальной работы способствует самовыражению, самоутверждению инвалида и позволяет ему освоить социальные умения и навыки. Созданные клиентом в процессе технологий социальной работы творческие работы и их признание окружающими повышают его самооценку, уровень его само признания.

Система управления социальной работой: структура, функции и методы.

Социальное управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством. Люди как главная производительная сила познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом - система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни.

Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли. Менеджмент в социальной работе является одним из видов социального управления, т. е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК. Первое значение — организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выполнять социальную работу?», «Какие органы, учреждения должны этим заниматься?», «Какова эффективность их деятельности, функционирования?». При этом управление социальной работой организуется на различных уровнях — федеральном, региональном, локальном и имеет соответствующие организационные структуры управления — министерство, комитеты социальной защиты, территориальные службы, центры и т.д. Второе значение — функциональное, так как различные структуры в системе социальной защиты (помощи) выполняют определенные функции — общие (независимо от уровня субъекта, его компетенции) и конкретные. Третье значение — профессионально-деятельностей (трудовое). Менеджмент в социальной работе — это особый вид профессиональной деятельности, которой занимается вполне определенная категория людей, именуемых кадрами, или персоналом, управления. Четвертое значение — процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности, направленная на их достижение, выполнение с помощью различных средств, форм и методов. В процессе управления социальной работой важно увязывать цели и задачи, а также принимаемые управленческие решения с ресурсами — информационными, материальными, трудовыми, финансовыми, временными. Пятое значение — учебно-образовательное, т. е. менеджмент социальной работы рассматривается в качестве учебной дисциплины, которая является составной частью учебных планов и программ по подготовке и повышению квалификации кадров системы социальной защиты, помощи .

Наши рекомендации