Формы и методы государственного регулирования экономики Российской Федерации.
Целью экономической политики отдельного государства является создание условий для улучшения благосостояния граждан страны, обеспечивая ее безопасность. Каждая страна заинтересована разработать такой механизм регулирования экономических параметров, который обеспечивал бы устойчивый рост, предотвращая наступление кризисов.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально - экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Субъектами экономической политики являются:
-социальные группы (наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса).
-политические партии
-органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк.
С точки зрения выполняемых функций государственное воздействие на экономику включает в себя:
-законотворчество - разработку и принятие правовых норм хозяйственной деятельности;
-администрирование - создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования;
-информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований;
-регулирование деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях;
-контроль за текущей деятельностью предприятий в целях предотвращения нарушенийсуществующего законодательства.
Формы государственного регулирования: законодательная, административная, судебная.
Общепринято деление методов государственного регулированияна: Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм-производителей и потребителей. Определенные формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства профсоюзов и работодателей и др. Административное регулирование включают в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Экономические методы предполагают влияние на совокупный спрос, предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов роста. С этой целью используется: бюджетная и фискальная политика; денежно-кредитная политика; программирование; прогнозирование и планирование.
Высшей формой государственного регулирования является программирование, прогнозирование и планирование. Объектами таких целевых программ являются отрасли, регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные. Наиболее распространены общенациональные программы по восстановление экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации экономики.
Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного финансирования в виде субвенций или субсидий. Целью таких методов является достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения. Могут быть негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка. Прямое ГРЭ осуществляется через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государством предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Государство реализует программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды. Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видов сырья, создавая льготное кредитование экспорта либо представляя государственные гарантии под внешние кредиты. Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в определенные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию. К косвенным методам относится: кредитно-денежные методы, налоговые, бюджетные, индикативное планирование.