Советское общество и научно-техническая революция.
По мнению ученых, индустриализация, начавшаяся в конце XIX в. по инициативе графа С.Ю. Витте, завершилась в конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. В нашей стране были созданы основы индустриального общества. Научно-техническая революция (НТР) в индустриально развитых странах вызвала к жизни общество высокого массового потребления, для которого технологичные предприятия стали производить товары длительного пользования. Советские руководители заявили, что они будут поддерживать достигнутый уровень тяжелой промышленности, науки и техники, в то же время значительно увеличивать производство тканей, обуви, одежды и других товаров.
В СССР, также как и на Западе, обращалось большое внимание на сферу образования. Открытие в 1953 г. нового учебного комплекса МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах заложило важную предпосылку для качественно нового образовательного учреждения. Выпускники МГУ внесли весомый вклад в «советский научный прорыв». Уже в конце 50-х гг. ни одно крупное научное открытие в нашей стране не обходилось без участия выпускников этого университета. В начале 60-х гг. каждый четвертый человек, занятый в сфере науки, жил и работал в СССР. Лозунг «Догнать и перегнать Америку!» был одним из самых популярных в то время. В 50-е – начале 60-х гг. СССР лидировал в приоритетных направлениях развития науки и техники. Советские физики и химики (Л.Д. Ландау, Н.Г. Басов, А.М. Прохоров, Н.Н. Семенов) были удостоены за свои открытия Нобелевской премии. 4 октября 1957 г. в нашей стране был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин осуществил первый в мире полет в космос. Это порождало законную гордость за успехи отечественной науки и техники, что имело большой пропагандистский эффект.
В народном хозяйстве новинки техники внедрялись слабо, приоритет был отдан оборонно-промышленному комплексу, что позволило впоследствии добиться равновесия в этой области с США. В 1956 г. во время своего визита в Англию Н.С. Хрущев заявил об изменении советской военной доктрины. Это означало, что мы переходим к ядерному противостоянию, необходимо было достойно ответить на американские планы ядерной бомбардировки нашей страны. В декабре 1959 г. были созданы Ракетные войска стратегического назначения. Под руководством С.П. Королева были созданы первые четыре межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), постановленные на боевое дежурство. В конце 60-х – начале 70-х гг. между СССР и США был достигнут военно-стратегический паритет.
Противоречивость развития общества в условиях экономического реформирования.На августовской сессии Верховного Совета СССР (1953 г.) Г.М. Маленков определил на ближайшее время две задачи: 1) преимущественное инвестирование производства группы «Б»; 2) решение продовольственной проблемы. Решение сессии предусматривало снижение сельхозналога уже в следующем году в 2,5 раза, списания недоимок по сельхозналогу за прошлые годы, увеличение размеров приусадебных хозяйств колхозников, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, расширение возможностей колхозного рынка. Сельское население приветствовало такое решение.
Преобразования в аграрном секторе продолжил Н.С. Хрущев. Он считал, что для решения зерновой проблемы необходимо освоение целинных и залежных земель. В 1954 г. начинается целинная эпопея, в результате которой было освоено 42 млн. целинных земель. В результате сбор зерна в стране вырос уже в 1956 г. в 1, 5 раза, а в 1958 г. впервые удалось за послевоенное время превзойти довоенный уровень сбора зерновых. Однако целина давала рекордные урожаи без вложения удобрений только в первые годы, пока почва сохраняла свое плодородие. Впоследствии здесь начались бури, засухи, эрозия почв.
Преобразования коснулись и других сфер сельскохозяйственного производства. Были ликвидированы Машинно-тракторные станции (МТС) и техника передана колхозам. Для ее ремонта стали создавать ремонтно-технические станции (РТС). «Кукурузная лихорадка», призыв «догнать и перегнать» «корову из штата Айова» также не принесли ожидаемого эффекта. В конце 50-х гг. началось массовое наступление на личные подсобные хозяйства трудящихся. Широкий размах приняла компания по укреплению колхозов и их преобразованию в совхозы.
Характерной чертой экономической политики того периода было активное проведение административных реорганизаций. В них Н.С. Хрущев усматривал второй, не менее важный, чем научно-технический прогресс, рычаг подъема эффективности общественного производства. В 1957 г. началась реформа управления промышленностью. Вместо отраслевого принципа вводился территориальный. Было ликвидировано 141 министерство и создано 105 совнархозов. Вначале был годовой прирост национального дохода до 8 %, т.е. реорганизация дала положительный результат. В то же время она привела к увеличению местной бюрократии, нарушились экономические связи, усилилось местничество. Реорганизация зашла в тупик. Предприятия в этих условиях остались бесправны. Темпы экономического развития страны падали. Ситуация, сложившаяся в экономике, проецировалась на социальную политику хрущевской администрации.
В середине 50-х гг. был разработан пакет мер, направленных на улучшение жизни населения. Регулярно повышалась зарплата. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Был принят закон о пенсиях, предусматривавший их двойное увеличение для рабочих и служащих (колхозникам пенсии устанавливаются в 1964 г.). Отменяются все виды платы за обучение. К концу 50-х гг., по сравнению с 1950 г., реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, а колхозников – на 90%. Бурно шло массовое строительство жилья. За 1956 – 1960 гг. новоселье справили около 54 млн. человек (четверть населения страны. При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще бесплатно получали от государства не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные, квартиры.
На фоне этих положительных сдвигов в социальной сфере, давали о себе знать и негативные моменты. В начале 60-х гг. ухудшилось положение в сельском хозяйстве, которое оказалось в экономическом кризисе. В 1962 г. были на 30% повышены цены на мясо, на 25% – на масло. СССР вынужден был начать закупку зерна за границей. Это привело к массовому недовольству трудящихся. В 1962 г. в Новочеркасске при разгоне демонстрации солдаты применили оружие и были жертвы. Поспешные и многочисленные реформы и неудачи некоторых реформ привели в октябре 1964 г. к отставке Н.С. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР.
На смену ему пришел Л.И. Брежнев. В отличие от Сталина и Хрущева новый первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев пользовался властью с большой осторожностью. Реформы в сельском хозяйстве и промышленности (1965 г.) вызвали в обществе оживление и определенный подъем в экономике. Колхозы получали твердые планы на 5 лет. Были повышены закупочные цены. В 1966 г. вводилась гарантированная заработная плата колхозникам. Хрущевские ограничения на содержание скота в личном хозяйстве были сняты. Для улучшения материальной базы сельского хозяйства в 1966 – 1980 гг. было инвестировано 400 млрд. руб.
Под руководством заместителя председателя Совмина А.Н. Косыгина началась подготовка программы более глубокого реформирования хозяйственного механизма, использования методов экономического стимулирования производства. Основная цель реформы 1965 г. состояла в повышении эффективности промышленного производства. Совнархозы были отменены, создавались отраслевые министерства. Сокращалось количество плановых показателей для предприятий (почти в 10 раз!) и применялось материальное стимулирование. Но самым главным было расширение оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий. Произошел переход на пятидневную рабочую неделю. Главный итог – восьмая пятилетка (1966 – 1970 гг.) оказалась самой лучшей за послевоенные годы.
Но затем последовал спад темпов экономического развития. Импорт продовольствия, кормов для скота, медикаментов и других жизненно необходимых товаров потребовал привлечения к расчетам резервов золотого запаса. Военно-техническая и гражданская помощь СССР развивающимся странам от Анголы до Вьетнама также поглощала огромные суммы золотовалютных резервов.
"Большая стратегия", навязанная США нашей стране, знаменовала новый виток гонки вооружений. Президент США Д. Картер принял на вооружение 12 военных программ, в которых крен был сделан в сторону создания и совершенствования качественно новых систем обычных вооружений, более дорогостоящих, чем ядерные вооружения. "Большая стратегия" должна была измотать экономику СССР в гонке вооружений и тем достичь победы в "холодной войне".
К 1981 году в мировом экономическом развитии Советский Союз занимал второе место в мире и первое место в Европе, выпуская более 20% мировой промышленной продукции. К 1985 году наша страна вышла на первое место в мире по производству чугуна, стали, минеральных удобрений, добыче нефти и газа. Реальные доходы населения выросли за этот период в 2,5 раза, при этом сохранялись стабильные и низкие цены на товары народного потребления. Новый шаг сделала страна в области науки и культуры. Был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. В среднем до 80% горожан имели благоустроенные квартиры.
Однако уже к концу 60-х годов резко снизилась фондоотдача промышленных предприятий, темпы роста промышленного производства упали до 3% в год. В стране все острее становилась проблема дефицита. В тех случаях, когда необходимые предметы потребления выпускались и были в продаже, людей не устраивало их качество. С начала 1980 г. стал реально падать жизненный уровень населения страны. Ухудшилось питание горожан. Продовольственная программа (1982 г.), которую курировал заведующий сельскохозяйственным отделом ЦК КПСС М.С. Горбачев, не дала ожидаемого результата. К середине 80-х гг. стало уже очевидно, что и эта программа, как и реформа в целом, закончится провалом. Большая страна двигалась к кризисной черте.
Перестройка: ее ход, кризис и распад СССР.В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, Председателем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков (в декабре 1990 г. его сменил В.С. Павлов). В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора», т.е. советского человека. Машиностроение нужно было основательно обновить, а советского человека поставить на почву трезвого образа жизни. Началась борьба с пьянством, а затем и с нетрудовыми доходами. Компанейский подход давал некоторые положительные результаты, но в конечном счете обе компании провалились.
Катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. нанесла сильный удар по стратегии ускорения за счет научно-технического прогресса. Огромные капиталовложения в развитие машиностроения обернулись тоннами дорогостоящего импортного оборудования, мертвым грузом лежавшим на территории многих предприятий. На заводах не было специалистов, никто не хотел брать на себя ответственность за остановку производственного процесса для монтажа и наладки нового оборудования. Неслучайно поэтому к 1987 г. «стратегия ускорения» «повисла в воздухе», обнаружила свою несостоятельность.
К собственно экономической реформе власти обратились лишь с лета 1987 г. Были заметно расширены права предприятий. В частности, они получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирмами деятельность. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями декларировались партнерские, а не командные отношения. Правительство заявило о желании внедрить полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление во все отрасли народного хозяйства. Трудовые коллективы отныне могли выбирать директора (позднее от этой затеи пришлось отказаться). Но темпы экономического развития продолжали снижаться.
На февральском Пленуме ЦК КПСС (1989 г.) М.С. Горбачев признал «что на протяжении четырех пятилеток мы не имели увеличения абсолютного прироста национального дохода, а в начале 80-х гг. он стал даже сокращаться». Если и был небольшой прирост, то в основном за счет продажи алкогольных напитков и нефтедолларов. В это время, цены на нефть на мировом рынке, не без воздействия США, упали в 4 – 5 раз. Золотой запас страны стремительно улетучивался. Рубль обесценивался. На ходовые товары были введены т.н. «талоны».
В середине 1988 г. принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30 видах производства товаров и услуг. В стране развивается кооперативное движение. Побочным следствием этого стала фактическая легализация теневой экономики и ее капиталов, накопленных разными способами, включая коррупцию и казнокрадство чиновников. Неудачи в экономической сфере подвигли руководство к решению реформирования политического строя страны.
На XIX Всесоюзной партийной конференции (1988) принимается решение о создании «социалистического правого государства», в котором власть должна принадлежать Советам. Высшим органом власти становился съезд народных депутатов. Все новации сводились к тому, чтобы перераспределить власть между партийными и советскими органами. Для этого предполагалось соединить два поста – Генсека и Председателя Верховного Совета СССР.
Съезды народных депутатов дали мощный импульс демократизации общества. В стране появились движения, партии, народные фронты. Позитивные перемены произошли во взаимоотношениях церкви и государства. «Демократия и гласность» – главные девизы обновления общества. Специальная комиссия во главе с А.Н. Яковлевым занялась реабилитацией жертв сталинских репрессий. Историко-патриотическое объединение «Память» выступило организатором первых массовых митингов в Москве с лозунгами «Долой саботажников перестройки!», а «Демократический союз» призывал к борьбе с властью КПСС.
Повсеместно возникавшие Народные фронты выступали за углубление реформ, а ряд из них – «Саюдис» (Литва), «Рух» (Украина) и др. – за выход из состава СССР. В противовес этим движениям в Прибалтике и других регионах создаются Интерфронты.
Процесс создания новых партий и движений сопровождался кризисом КПСС. Из ее рядов за период с 1985 по 1991 гг. вышло 5 млн. человек. Требования отставки М.С. Горбачева звучали все чаще, хотя он считал, что народ его поддерживает. В КПСС обозначились три течения: социал-демократическое, центристское и ортодоксальное. Горбачев лавировал, стремясь занять центристскую позицию.
В экономике ситуация не улучшалась. С 1 января 1989 г. вступал в силу «Законы о государственном предприятии», означавший переход на полный хозрасчет и самостоятельность, но для такой свободы нужно было сначала выполнить 100%-й госзаказ. В стране начиналось забастовочное движение. В авангарде его выступали шахтеры. Полки магазинов пустели, талоны на продукты проблемы не решали. 8 июня 1990 г. советское руководство решает перейти к регулируемой рыночной экономике, ввести частную собственность, провести постепенную демонополизацию и децентрализацию.
Правительство во главе с Н.И. Рыжковым предложило свой вариант вывода экономики из кризиса. Для ее стабилизации оно просило 1,5 года. Программа «500 дней», которую предложил Г. Явлинский, отличалась радикализмом и предлагала в кратчайшие сроки провести приватизацию и перейти к рыночным отношениям. М. Горбачев принял компромиссный вариант.
В республиках появляются партии и массовые движения националистической ориентации. В Якутске, Алма-Ате происходят массовые выступления, а в Нагорном Карабахе (1988), Тбилиси, Баку, Фергане, Оше, Вильнюсе, Абхазии доходит до вооруженных столкновений. Латвия, Литва и Эстония, а за ними Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшие приоритет своих законов над законами Союза.
Страна вступила в полосу дезинтеграции. Весной и летом 1990 г. в стране начинают складываться новые центры реальной власти – в лице республиканских съездов народных депутатов и Верховных Советов. В депутаты проходили те, кто противостоял партийному аппарату. Партийный диссидент Б.Н. Ельцин одержал в Российской Федерации убедительную победу, бросив вызов ЦК КПСС. За него проголосовало 89% москвичей, и затем он стал Председателем Верховного Совета РСФСР (май 1990 г.).
Введение новой высшей государственной должности – президента СССР, отмена ст. 6 Конституции СССР, закреплявшей руководящую и направляющую роль КПСС, отмена цензуры на печать и другие меры позволяли М.С. Горбачеву надеяться на сохранение страны и личной власти.
В апреле 1991 г. в Ново-Оргарево начались переговоры о заключении нового Союзного договора. В переговорах с М.С. Горбачевым согласились участвовать представители 9 из 15 союзных республик. Они почти единодушно выступили против позиции М.С. Горбачева, стремившегося сохранить единое многонациональное государство на основе реальной федерации ее субъектов.
Выступление Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), пытавшегося сохранить Советский Союз, прежнюю систему управления и руководство страной в старом составе, сорвало подписание нового договора и усугубило ситуацию в стране. Москвичи не поддержали ГКЧП, выступив в поддержку Б.Н. Ельцина, а само ГКЧП так и не решилось на активные действия по штурму здания Правительства России (Белого Дома). Члены ГКЧП (Г.И. Янаев, В.С. Павлов, Д.Т. Язов, В.А. Крючков и др.) были арестованы. Сразу после упразднения ГКЧП президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г.запретил ее вовсе, что неизбежно повлекло за собой ликвидацию КПСС как единой общесоюзной партии.
После провала ГКЧП не только Прибалтийские республики, но и все другие союзные республики, заявили о своем выходе из СССР. 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б. Ельцин, Л. Кравчук, С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря к СНГ присоединились поставленные перед свершившимся фактом руководители еще 8 республик (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан). 25 декабря М.С. Горбачев подал в отставку с поста президента СССР.
Внешняя политика Советского Союза.Внешняя политика СССР в 50 – 80-е гг. во многом определялась обстановкой «холодной войны», но в отличие от сталинского послевоенного периода, была взвешенной и предсказуемой. Были сформулированы на XX съезде КПСС принципы мирного сосуществования двух систем, возможность предотвращения третьей мировой войны.
Основными направлениями внешней политики Советского Союза стали: развитие отношений с социалистическими странами, нормализация отношений со странами Запада, поддержка стран «третьего мира», борьба за мир и разоружение (ООН, негосударственные организации, движения и т.д.).
В ответ на принятие ФРГ в блок НАТО была создана в 1955 г. Организация Варшавского Договора (ОВД) – военно-политическое объединение социалистических стран в Европе. Цель ОВД – обеспечить безопасность европейских соцстран. ОВД сыграла важную роль в конфликтных ситуациях в Польше и Венгрии (1956), в Чехословакии (1968), во время Берлинского кризиса (1961).
Действия войск ОВД в Чехословакии (1968) произвели отрезвляющее воздействие на реваншистов в ФРГ и генералитет НАТО. Это побудило политические круги Запада искать иные формы взаимоотношений с СССР и его союзниками. В результате началась т.н. «разрядка» международной напряженности и работа совещания по безопасности в Европе, успешно закончившееся в 1975 г. подписанием Хельсинкского соглашения. СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) стал авторитетной международной организацией.
Развитие отношений СССР с западными странами в 50 – 60-е гг. получило определение «кризисной дипломатии» Хрущева: сначала наша сторона опрометчиво входила в кризис, а затем, уже более разумно, выходила из него (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский 1961 г., Карибский 1962 г.). В начале 1959 г. к власти на Кубе пришли революционные силы во главе с Ф. Кастро. СССР оказывал экономическую и военно-техническую поддержку республике Куба, что привело к напряженности во взаимоотношениях с США.
15 октября 1962 г. американская разведка установила, что на западной оконечности Кубы размещены ракетные базы с советскими баллистическими ракетами. Учитывая геополитические интересы США и мнение американского общества в отношении кубинской проблемы, президент Дж. Кеннеди решил действовать жестко. Очевидно, что обе стороны – и советская, и американская – предпринимали в тот период опасные и даже авантюрные шаги, чреватые новой ядерной войной. Только благодаря здравому смыслу Кеннеди и Хрущева, а также принципиальной позиции Совета Безопасности ООН к 27 октября 1962 г. удалось выработать компромиссное решение. Советское руководство соглашалось вывести ракеты с территории Кубы, а президент США дал заверения об отказе от вторжения на Кубу, о снятии блокады острова (она была официально отменена 20 ноября 1962 г.), а также о демонтаже американских ракет в Турции (реализовано в апреле 1963 г.).
В 70-е гг. руководство страны весьма успешно укрепляло отношения с социалистическими странами, а также с т.н. «третьим миром». Сложными были отношения с Китаем: пограничные конфликты (1969 г.) едва не переросли в большую войну. Разрядка отношений с западными странами (мирный договор с ФРГ, договоры ОСВ-1, ОСВ-2 и ПРО с США и т.д.) сменилась новой волной взаимного недоверия и напряженности.
«Большая стратегия» США преследовала цель измотать Советский Союз в гонке вооружений. США на сессии НАТО в декабре 1979 г. добились принятия решения о размещении в Европе 108 ракет «Першинг-2» и 464 крылатых ракет «Томагавк». Ввод советских войск в Афганистан привел к новому витку «холодной войны». Стратегическая оборонная инициатива Р. Рейгана (СОИ, 1983) также усугубила ситуацию в мире. Тяжелое наследие «холодной войны» преодолевалось с большим трудом уже при М.С. Горбачеве. Концепция «нового политического мышления» стала идеологией перестройки внешней политики страны. Она включала признание мира целостным и неделимым, что означало отказ от классового подхода и деления мира на противоположные общественно-политические системы. Приоритет отныне отдавался общечеловеческим ценностям; универсальным способом решения мировых проблем объявлялся не баланс двух систем, а баланс их интересов, отказ от решения международных проблем силовыми методами.
Смена стратегических приоритетов СССР сопровождалась сменой кадрового состава министерства иностранных дел. А.А. Громыко был отправлен в почетную отставку, МИД возглавил Э.А. Шеварнадзе. Были заменены 10 из 12 заместителей министра. Серия встреч М.С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом, а потом и Д. Бушем решила многие проблемы ракетного противостояния двух государств. В апреле 1988 г. представители СССР, США, Афганистана и Пакистана подписали Женевское соглашение, предусматривавшее вывод советских войск с территории Афганистана, начиная с 15 мая 1988 г. В мае 1988 г. состоялся визит М.С. Горбачева в Китай, способствовавший нормализации советско-китайских отношений.
Смена приоритетов внешней политики играла противоречивый, двойственный характер. С одной стороны, СССР сыграл благотворную роль в прекращении военных конфликтов в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. С другой стороны, вывод советских войск с территории стран – участниц ОВД резко ослабил режимы этих социалистических стран: по ним прокатилась волна «бархатных революций», и восточноевропейский социализм перестал существовать. В Румынии не обошлось без кровопролития. В итоге были ликвидированы ОВД (Прага, 1 июля 1991 г.) и СЭВ (Будапешт, 28 июня 1991 г.).
В ноябре 1990 г. президенту СССР М.С. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира. «Холодная война» ушла в прошлое, но распад СССР резко ослабил позицию России, ее вооруженные силы. Потеря союзников в Европе и других частях света поставила нашу страну в сложное положение. В начале февраля 1992 г. президент США Дж. Буш поздравил американцев и их союзников с победой в «холодной войне». Наши надежды на установление с западом равноправных союзнических отношений не оправдались.