Механизм контрольной деятельности в соответствии c Указом Президента Республики Беларусь №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

В соответствии с Указом Президента РБ №510 о назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление о проведении проверки должно содержать: 1) наименование контролирующего органа, который будет проводить проверку; 2) наименование (фамилию, имя, отчество) проверяемого субъекта или адрес его места нахождения); 3) месяц начала проверки; 4) проверяемый период(ы); 5) указание на основание проведения проверки (пункт координационного плана); 6) исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке. Форма уведомления устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего органа или его уполномоченного заместителя, заверенного печатью контролирующего органа или оформленного на фирменном бланке. Предписание на проведение проверки выдается каждым контролирующим органом. Срок проведения проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной, контрольной и дополнительной проверок, не может превышать при проведении проверок: индивидуальных предпринимателей, нотариусов, лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, – 15 рабочих дней; иных проверяемых субъектов – 30 рабочих дней. При проведении проверки проверяющий самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления. Как форма отражения информации в процессе проведения проверки проверяющим (руководителем проверки) может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист). Контрольный список вопросов (чек-лист) или его часть заполняется проверяющим по вопросам, подлежащим проверке, и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки. Проверяющие при проведении проверки обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. Доступ на территорию или в помещение проверяемого субъекта проверяющих осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания на проведение проверки этого субъекта. Доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц (индивидуальных предпринимателей и т.д.), местом нахождения которых являются такие жилые помещения, владения, а также осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма в таких помещениях, помимо или против их воли допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего органа и с участием понятых при наличии документов (служебных), подтверждающих необходимость проведения проверки. При недопущении проверяющего на указанные территории или в помещения им составляется акт. При отказе проверяемого субъекта или его представителя подписать акт в нем делается соответствующая запись. Осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений либо иных объектов производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя, а осмотр помещений, где хранятся товарно-материальные ценности, – в присутствии материально ответственного лица. Проверяющие обязаны принимать меры для того, чтобы осмотр производился в присутствии указанных лиц. При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица осмотр производится с участием работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) не менее двух понятых. Понятые также подписывают документы, составленные по его результатам. Изъятие оригиналов документов, иных носителей информации производится, если невозможно снять с них копии, в случае отказа проверяемого субъекта представить копии документов (выписки из них), при необходимости передачи оригиналов документов, иных носителей информации в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении, а также проведения экспертизы документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на основании постановления контролирующего органа, в присутствии представителей проверяемого субъекта, а при их отсутствии – в присутствии не менее двух понятых. Контролирующие органы на договорной основе вправе привлечь эксперта. Договор должен быть подписан руководителем контролирующего органа или его заместителем. Работник другого контролирующего органа может быть привлечен контролирующим органом в качестве эксперта по согласованию между руководителями этих органов (их заместителями) без заключения договора. Опечатывание касс и кассовых помещений, складов, архивов, иных мест хранения документов и имущества проверяемого субъекта производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя (при их отсутствии – не менее двух понятых) с отражением данного факта в акте опечатывания и с обязательным указанием: должности, фамилии, имени, отчества проверяющего, контролирующего органа, произведшего опечатывание; наименования проверяемого субъекта или адреса его места нахождения, фамилии, имени, отчества представителя проверяемого субъекта, иного лица, присутствовавшего при опечатывании;





основания для опечатывания; описания способа опечатывания; расписки проверяемого субъекта или его представителя о принятии под охрану опечатанного помещения, иного места и об ознакомлении с мерами ответственности за вскрытие помещения, иного опечатанного места. В случае, если в опечатанном помещении находится имущество на сумму, превышающую 1000 базовых величин, и (или) имеются предположения о возможности несанкционированного вскрытия данного помещения, руководителем контролирующего органа или его заместителем принимаются меры по обеспечению выставления охраны из числа сотрудников подразделения Департамента охраны Министерства внутренних дел, на территории которого находится опечатанное помещение (на безвозмездной основе). Полученные материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, носители компьютерной информации приобщаются к материалам проверки. По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту. Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки. Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания. Дата подписания акта (справки) проверки проверяющим является датой составления акта (справки) проверки. В случае обнаружения контролирующим органом признаков административного правонарушения, ведение административного процесса по которому отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других органов (организаций), контролирующий орган обязан письменно сообщить об административном правонарушении. При этом к сообщению должны быть приложены выписки из акта проверки и другие документы, подтверждающие достоверность сообщения об административном правонарушении. Контролирующий орган при установлении в ходе проверки фактов причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей в размере более 1000 базовых величин и иных фактов, указывающих на признаки преступления, передает материалы проверки в органы уголовного преследования в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, а при отсутствии оснований для его (их) вынесения – в 10-дневный срок со дня вручения (направления) акта проверки проверяемому субъекту или его представителю либо со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по возражениям (в случае подачи возражений). Материалы проверки направляются в органы уголовного преследования с сопроводительным письмом, в котором указываются наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта или адрес его места нахождения, его местонахождение, выявленные нарушения, требования законодательства, которые нарушены, должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства. По окончании проверки контролирующий орган, проводивший проверку, имеет право проинформировать вышестоящий контролирующий орган, собственника имущества проверяемого субъекта или его представителя о выявленных фактах нарушений законодательства и внести предложения о предотвращении их в будущем. Проверяемый субъект имеет право обжаловать решения контролирующих органов по акту проверки, если он считает, что они нарушают его права. Вынесенные по результатам проверки решения по акту проверки, могут быть обжалованы в вышестоящий контролирующий орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в суд. Обжалование решения контролирующего органа по акту проверки в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение по акту проверки, может быть подана в экономический суд в течение года со дня их вынесения. Жалоба рассматривается вышестоящим контролирующим органом или вышестоящим должностным лицом контролирующего органа в месячный срок со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы на решение по акту проверки вышестоящее должностное лицо вправе: оставить решение, предписание без изменения, а жалобу – без удовлетворения; отменить решение, предписание полностью или частично; отменить решение, предписание и назначить дополнительную проверку; внести изменения в решение, предписание.

Наши рекомендации