Правовые основы контрольной деятельности в Республике Беларусь.

Тема 8. Государственный контроль в хозяйственной деятельности и ответственность за экономические правонарушения

Правовые основы контрольной деятельности в Республике Беларусь.

Имущественная ответственность.

Административная ответственность субъектов хозяйствования. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности.

Правовые основы контрольной деятельности в Республике Беларусь.

Основная цель контроля всегда сводилась к объективному изучению фактического состояния деятельности организаций и физических лиц, выявлению факторов и явлений, отрицательно сказывающихся на выполнении принятых решений. Именно контроль позволяет получить достоверную информацию о происходящих процессах, помогает выработать наиболее целесообразные решения вопросов развития экономики. Контроль как функция управления должен своевременно выявлять и устранять те условия и факторы, которые не способствуют эффективному достижению производства, торговли, повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции.

На данный момент в республике контроль за деятельностью организаций и физических лиц осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ N 510), и Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом N 510 (далее - Положение N 510).

Новый порядок контроля ввел прямой запрет на проведение дублирующего контроля разными контрольно-надзорными органами в отношении одних и тех же требований, в отношении одного и того же объекта.

Новый порядок проверок воплотил в себе все то лучшее, что было до его принятия, исключая при этом отдельные моменты старого порядка, которые не являются в настоящее время актуальными. Кроме того, в законодательный акт вошли отдельные нормы, используемые и апробированные в других государствах, в том числе с малой открытой экономикой.

Реализация Указа N 510 уже позволила:

повысить экономическую активность предпринимателей (в том числе субъектов малого предпринимательства), в особенности в производственной сфере;

снизить уровень необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность;

сократить коррупционную составляющую проведения контрольно-надзорных мероприятий;

снизить расходы государственных и местных бюджетов на организации проверок;

стимулировать граждан, желающих начать предпринимательскую деятельность;

снизить количество проверок;

повысить уровень доверия к контролирующим (надзорным) органам.

Указом N 510 утвержден перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (далее - перечень). Органы, не включенные в перечень, проводить проверки субъектов хозяйствования не вправе, кроме случаев и (или) по основаниям, прямо предусмотренным пунктом 21 Указа N 510. Данный перечень сформирован на основе конкретных полномочий контролирующих органов, установленных в действующих законодательных актах, с отдельными изъятиями.

Так, например, Указ N 510 не применяется при осуществлении мероприятий, связанных с процедурами аккредитации, аттестации, сертификации, выдачи банковских кредитов, займов, ссуд, получения специального разрешения (лицензии), отбором проб и производством замеров в области охраны окружающей среды (абзац 17 части 1 пункта 21 Указа N 510).

При планировании проверок контролирующим (надзорным) органом в качестве формы отражения информации может использоваться контрольный список вопросов, определяющий исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту (далее чек-лист), который направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группе риска, для получения контролирующим (надзорным) органом информации в целях анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки.

Плановые проверки в отношении проверяемого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться (по усмотрению контрольного (надзорного) органа), а в отношении субъекта, отнесенного к низкой группе риска, - не назначаются в случае, когда по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства.

Абзацем 2 части 2 пункта 84 Положения N 510 определено, что к числу внеплановых тематических оперативных проверок относятся проверки, в ходе которых проверяются вопросы соблюдения проверяемыми субъектами законодательства о предпринимательстве в целях установления фактов осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности.

Использование контрольных списков вопросов (чек-листов) контролирующими органами, особенно техническими инспекциями (службами пожарного надзора, экологическими и трудовыми инспекциями, службами надзора за безопасностью в сфере строительства, санитарно-эпидемиологическими службами и т.д.), является общепринятой мировой практикой.

В ряде стран некоторые контролирующие органы используют чек-листы в рамках системы аудита, основанной на оценке рисков. Кроме того, контрольные списки вопросов (чек-листы) могут предлагаться субъектам предпринимательства для самостоятельной оценки рисков на объектах: примером могут служить унифицированные чек-листы для контроля условий труда в странах Евросоюза, разработанные Европейским агентством по безопасным и здоровым условиям труда.

Однако целесообразность применения либо неприменения чек-листа осталась в конечном итоге за обоснованным мнением тех же контролирующих (надзорных) органов.

При этом следует учитывать, что применение чек-листа возможно лишь в случае, если можно сформулировать общие и окончательные требования, применяемые к конкретной сфере контроля (надзора). Поэтому использование контрольного списка вопросов (чек-листов), являющегося исчерпывающим перечнем требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом, возможно лишь в случае, если при этом можно провести полный и объективный контроль, возложенный на соответствующий контролирующий (надзорный) орган.

Кроме того, применение чек-листа осложнено и тем, что проверяемые субъекты в соответствующей сфере контроля осуществляют свою деятельность в различных отраслях и сферах экономики (промышленность, торговля, общественное питание, образование, медицина, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и др.) и являются организациями различных форм собственности и организационно-правовой формы.

Как показывает практика, субъекты хозяйствования при осуществлении своей деятельности в различных отраслях и сферах экономики имеют ряд специфических особенностей, связанных со сферой контроля, охватывающей все эти области.

Для целей Указа N 510 под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

В соответствии с пунктом 13 Указа N 510 проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.

Вместе с тем Указом N 510 установлен ряд случаев, на которые данное ограничение не распространяется, а именно:

1) проведение проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, Генерального прокурора Республики Беларусь и его заместителей;

2) осуществление проверки по поручениям органов уголовного преследования (органов государственной безопасности, прокуратуры, внутренних дел, финансовых расследований) по возбужденным уголовным делам;

3) проведение проверки соблюдения бюджетного и налогового законодательства, использования мер государственной поддержки, законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды;

4) осуществление надзора за банковской деятельностью;

5) обращение физического лица при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

6) проведение проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;

7) проведение проверки объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

8) осуществление проверки по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

9) проведение дополнительных и встречных проверок.

В целях сокращения документооборота, снижения издержек, связанных с проверкой, в Указе N 510 и Положении N 510 предусмотрена возможность получения информации в электронном виде. Так, проверяющие в пределах своей компетенции вправе исключительно в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества, получение которой оформляется актом приемки-передачи с зашифровкой переданной информации от возможности изменения самим проверяемым субъектом.

Указом N 510 и Положением N 510 установлен единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности, обеспечивающий упорядочение и сокращение количества проверок субъектов хозяйствования, который распространен практически на все контролирующие (надзорные) органы без каких-либо изъятий.

На основании пункта 66 Положения N 510 акт проверки подписывается проверяющим (руководителем проверки), а также:

руководителем проверяемого субъекта либо индивидуальным предпринимателем, при их отсутствии - иным представителем проверяемого субъекта;

лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций).

В соответствии с пунктом 107 Положения N 510 в акте проверки должны быть указаны:

описание факта нарушения законодательства, место и время (если они установлены) его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены;

должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства, в случае если ответственность за данное нарушение предусмотрена КоАП.

Акт проверки в течение двух рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим (руководителем проверки) подлежит вручению под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю, за исключением необходимости представления проекта акта для ознакомления должностному лицу органа уголовного преследования, возбудившего уголовное дело, руководителю органа уголовного преследования, суда, в производстве которого находятся дела (материалы), давшему поручение на проведение проверки в соответствии с пунктом 96 Положения N 510. В этом случае акт проверки вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю в течение двух рабочих дней со дня такого ознакомления.

В случае отказа лиц, указанных в пунктах 66 и 67 Положения N 510, от подписания акта проверки, в нем делается соответствующая отметка и акт проверки направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись. При этом лицо, отказавшееся от подписания акта проверки, имеет право письменно изложить мотивы отказа от его подписания.

В соответствии с пунктом 3 Положения N 510 контрольная (надзорная) деятельность осуществляется в соответствии с принципом законности при проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений, выраженным в том, что при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, рассмотрении жалоб на действия проверяющих уполномоченные должностные лица органа государственного контроля (надзора) или специально уполномоченной организации обязаны точно и безусловно исполнять требования Указа N 510 и Положения N 510. Нарушение норм Указа N 510 и (или) Положения N 510 при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, рассмотрении жалоб на действия проверяющих, недопустимо и может повлечь установленную законодательными актами ответственность с признанием решений, вынесенных по итогам проверки, не имеющими юридической силы.

Наши рекомендации