Полномочия и правовое регулирование деятельности Президента Республики Беларусь

В Республике Беларусь институт президентства имеет чуть более чем десятилетнюю историю, начало которой было положено в 1994 г., с принятием Конституции и проведением первых президентских выборов. Изначально Президент Республики Беларусь являлся «главой государства и исполнительной власти» (ст. 95 Конституции в редакции 15 марта 1994 г.). 14 мая 1995 г. всенародным решением, принятым на референдуме, Президент приобрел право распускать парламент. Итоги второго республиканского референдума 24 ноября 1996 г. привели к замене системы правления в Беларуси с президентской республики на смешанную (президентско-парламентскую) республику с широкими полномочиями Президента. В результате третьего референдума 17 октября 2004 г. было отменено ограничение на количество сроков пребывания на посту Президента одного лица.

В сегодняшней редакции Конституции президентская власть выделена в отдельную главу. Согласно ч.1 ст. 79 Конституции, Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В ч. 2 ст. 79 указано, что Президент: — олицетворяет единство народа; — гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики; — представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями;— принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности; —обеспечивает политическую и экономическую стабильность; — обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними.

Президент Беларуси выведен из системы разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Это позволяет некоторым конституционалистам рассматривать власть Президента в Беларуси как отдельную ветвь власти — «охранительную, арбитражную по своей сути, лидирующую — по своей направленности».

Полномочия Президента Республики Беларусь перечислены в ст. 84 Конституции. К ним относятся: — образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента, других органов государственного управления, а также консультативно-совещательных и иных органов при Президенте; — назначение на должность Премьер-министра с согласия Палаты представителей ; —определение структуры Правительства, назначение и освобождение от должности членов Правительстваиихотставка;— назначение председателей высших судебных инстанций (с согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов); — назначение судей высших судебных инстанций; — назначение 6 из 12 судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь; — назначение и освобождение от должности Председателя Комитета государственного контроля — государственного органа, образуемого Президентом Республики Беларусь и осуществляющего контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;— обращение с посланиями к народу для разъяснения проводимой политики; — обращение с ежегодными посланиями к Парламенту, участие в работе Парламента. и др.

Белорусская конституция, как и конституции ряда государств, устанавливает ряд требований к кандидату в президенты. Эти требования четко изложены в ст. 80 Конституции Республики Беларусь.1. Ценз оседлости:-Республика Беларусь, Российская Федерация, Армения, Молдова, Узбекистан и др. – 10 лет;-США – 14 лет;-Казахстан – 15 лет.2. Возрастной ценз:-Республика Беларусь, Россия, США и др. – 35 лет;-Германия, Латвия – 40 лет;-Китай, Монголия – 45 лет;-Италия – 50 лет.3. Гражданство:Как вы помните из т.4 курса Конституционное право Республики Беларусь, гражданство можно иметь по разным основаниям (по рождению, в результате его приобретения и др.);-в Молдове, Армении, Азербайджане, Казахстане и др. не важно по каким основаниям кандидат в президенты стал гражданином страны;-в Республике Беларусь, Филиппинах и др. имеется конституционное требование, чтобы президент был не натурализованным, а прирожденным гражданином.4. Конституция нашего государства оговаривает, что кандидат в президенты должен обладать избирательным правом, то есть, как вы помните из предыдущего занятия, быть дееспособным, не находиться по приговору суда в местах лишения свободы либо с санкции прокурора содержаться под стражей.5. Языковые:В Республике Беларусь, Азербайджане, Армении и др. владение государственным языком как обязательное условие не оговаривается в Конституциях, но в ряде стран оно предусматривается (Казахстан, Узбекистан, Молдова и др.).6. Национальность:В мировой практике по этому вопросу встречаются разные варианты.Так, если в Беларуси, Молдове, Казахстане, России и др. для занятия должности президента не требуется принадлежность к национальности данной страны, то, например, в Туркменистане президентом может быть только туркмен.



Наши рекомендации