Задачи политической системы

Две из этих задач по всей видимости являются общими для всех способов правления и для любых типов правительства.

а) Мобилизация ресурсов и распределение назначений. Для выживания, а тем более для реализации целей и задач, которые любая политическая система ставит перед собой или которые ей предписаны, она нуждается в средствах, которые извлекают с большей или меньшей эффективностью из своего окружения и особенно из производства...

б) Урегулирование конфликтов. Любая политическая инстанция, обладающая монополией на законное принуждение, порождена следующей необходимостью: справляться с конфликтами. В распоряжении власть имущих имеется три типа стратегии урегулирования конфликтов:

- Стратегия отрицания или подмены...

- Стратегия переговоров.

- Стратегия конфронтации. Эта стратегия, независимо от того, избрана ли она добровольно или навязана власть имущим их противниками, демонстрирует нарушение консенсуса. Конфронтация обязательно выдвигает на авансцену политики во всей грубой неприкрытости явно неразрешимый антагонизм. И в этом качестве она вводит в оборот чрезвычайно важное понятие "кризис"...

Телеологическая проблема

...При всем множестве идеологических концептуальных разработок по вопросу о государстве их, тем не менее, можно свести к следующим трем типам, которые, вероятно, можно экстраполировать и на догосударственные формы власти:

"Государство вызывает подозрение"...

"Государство как арбитр"...

"Миссионерское государство".

Бро Ф. Политология // Политология вчера и сегодня. Сб. Вып. второй. М., 1990.

РАЛЬФ ДАРЕНДОРФ

О будущем партий

Интервью Р. Дарендорфа австрийскому журналу "Цукунфт".

Ф. Кройцер /"Цукунфт"/:Профессор Дарендорф возможно прав, говоря о том, что в следующее столетие уже не будут существовать партии, принадлежащие к тому или иному лагерю, в том числе и социал-демократическому, так как все они будут каким-то образом конвертированы в один "policy mix" (политическую '' смесь), в любом случае имеющий социал-демократическую направленность и столь же четкую ориентацию на рыночную экономику; кроме того, у него будет экологическая направленность и, конечно, он будет стремиться к сохранению духа свободы в либеральном понимании. Я задаю себе вопрос, какой политический лагерь окажется более способным реализовать этот "policy mix"...

У меня есть еще один вопрос, относящийся к консервативному лагерю: когда же наступит перестройка рыночной экономики, для которой во всех ее сферах, начиная с сельского хозяйства и кончая крупными концернами, также характерны концентрация, бюрократия и отчуждение людей?

Р. Дарендорф:Если говорить 6 перестройке госпожи Тэтчер, то я вам отвечу, что, к сожалению, никогда. Если же говорить о тех членах консервативной партии, которых госпожа Тэтчер называет "разинями" и "тряпками", то они, наверное, в общем будут согласны с нами. Во всех политических лагерях сегодня при­сутствует сомнение в том, что можно продвигаться вперед, ис­пользуя старые категории...

В большинстве европейских стран позиция иная. В этих странах "policy mix" самых различных партий в общем и целом получил признание.

Ф. К.: В то время, когда социал-демократия в Германии и Австрии готовилась к своему столетнему юбилею, вы выдвинули понятие "социал-демократического столетия". Однако в этом понятии заключен и вывод о том, что это столетие подошло к концу и второго такого столетия уже не нужно. Один из аспектов нашей сегодняшней беседы — тезис о том, что в новом столетии у социал-демократии уже не будет задач, которые она должна решать. Но мы не должны отрицать или игнорировать тот факт, что социал-демократия, возможно, допустила какие-то серьезные ошибки.

Р. Д.: Выполнение задач, поставленных социал-демократами, повлекло за собой бурный рост бюрократизации. Во многих стра­нах это оказалось неизбежным...

Несомненно негативное влияние социального государства, которое привело в 80-е годы к появлению так называемого неоконсерватизма, называемого иногда и неолиберализмом, и возвращению к индивидуальному самоопределению, что означало попытку борьбы с бюрократизацией. Альтернатива "государственный — частный" не имеет такого значения как альтернатива "бюрократизированный — небюрократизированный". Это общий процесс, затрагивающий и частные предприятия.

Ф. К.: В нашей беседе мы затронули тему открытого общества. 50 лет назад знаменитый австриец Карл Поппер, учеником которого является профессор Дарендорф, написал книгу "Открытое общество и его враги". Сейчас как-то мало говорится о том, что по прошествии этих 50 лет идея открытого общества начала пробиваться в жизнь.

Р. Д.: Открытое общество — это была грандиозная идея, идея о том, что люди могут с уверенностью смотреть в будущее, не стремясь к совершенно другому миру, отличному от того, в котором мы живем. Тот, кто отправился на поиски совершенно другого мира, кто пытался реализовать совершенно другой мир, тот, как правило, приходил к диктатуре.

В своей книге "Открытое общество" Поппер критикует философов и королей. Поппер говорит: нет таких людей, которые обладают истиной и которым нужно только дать власть, чтобы осуществился истинный добрый мир. Таких людей нет. Мы все идем путем проб и ошибок. Мы все пытаемся сделать как лучше. Конечно, у нас есть цели, мы имеем свое видение будущего, свои представления о нем, но у нас нет идеи совершенного другого, замкнутого в самом себе мира. Тот же, у кого была эта идея и кто пытался реализовать ее, тот всегда или как правило приходил к диктатуре, в которой людей заставляют быть счастливыми. Это большая и важная идея Поппера, и никогда она не была столь актуальна, как сейчас.

Дарендорф Р. О будущем партии// Политология вчера и сегодня. М.,1990

Наши рекомендации