Философские и правовые концепции международных отношений

Рассуждения о сущности международных отношений у средневековых авторов можно образно охарактеризовать их как синтез клерикальной философии и римского права. Эта дихотомия пронизывает все труды средневековых писателей. Основой для рассуждений являлись, прежде всего, священные тексты Библии. Одним из первых христианских писателей, чьи взгляды повлияли на «концепцию» средневековых международных отношений был знаменитый богословов Августин Блаженный, епископ Иппонский (354–430).[179] Он оказал огромное влияние на средневековую теоретическую мысль, но непосредственное отношение к международному праву имеют его идеи о том, что одни и те же нормы права и справедливости должны применяться к поведению как отдельных лиц, так и государств. Государство, по его мнению, сообразующееся с этими правилами, может стать «Градом Божиим», государство же, уклоняющееся от их применения, просто «большая шайка разбойников». Международные обязательства, скрепленные религиозной клятвой, должны быть свято соблюдаемы.[180]

Международное право, по Августину, распространяется только на народы христианские; язычники находятся вне законов цивилизованного международного общения. К войнам Августин относился сдержанно, сравнивая воинскую славу с успехами гладиатора в цирке. Но в ряде случаев он оправдывал участие христианина в войне. Христианин не должен применять оружие в личных интересах, но обязан пускать его в действие по повелению Бога или установленных им властей. Что предосудительно на войне? – спрашивал Августин и отвечал: не смерть, так как рано или поздно все люди должны умереть, но желание причинять вред, жестокость мщения, дух яростный и безжалостный, свирепость в борьбе, жажда господства и другие подобные вещи.[181]

Августин делил войны на справедливые (bellum justum) и несправедливые (bellum anjustum). Описывая войны римлян, он выделил «так называемые союзнические войны, войны невольнические, войны гражданские».[182] Война справедлива, если имеет «справедливую причину» (justa causa) и ведется на законном основании и по приказу законной власти (justus titulus). За войну, начатую по несправедливым побуждениям (например, из алчности), отвечает перед Богом царь, ее предпринявший, но не воин, повинующийся царю. На войне должны соблюдаться обычаи войны (consvetudo bellorum). Допускается применение силы и хитрости, но воспрещается вероломство и нарушение слова, данного врагу. Ведущий справедливую войну одерживает победу. Если же победа достанется государству, предпринявшему несправедливую войну, то это является наказанием Божиим за грехи. Рабство побежденного – естественное следствие одержанной над ним победы.[183]

Наиболее ранние элементы международно-правовых учений мы можем встретить именно в работах тех средневековых философах, которые путем литературной обработки передавали содержание римского права и международных концепций древнего мира. Так в начале VII века отдельные аспекты «права народов» были изложены в труде знаменитого просветителя Европы Исидора Сивильского (570-636) – «Начала» или «Этимология». В этой энциклопедии представлено понятие «международное право» (или право народов – из римского права): «Международное право Международное право - это захват места жительства, сооружение зданий, возведение укреплений, войны, захват в плен, рабство, возвращение из плена, мирные договоры, перемирие, святость неприкосновенности послов, запрещение браков между иностранцами. И оттого это право называется международным, что этим правом пользуются почти все народы».[184]

Схожее определение «международного права» у создателя другой энциклопедии Винсента из Бове «Право народов составляют: занятие, застроение, укрепление мест войны, плен, рабство, постлиминии (союзы), мирные договоры, перемирия, священный долг не оскорблять послов и запрещение браков между чужеродными, правом же народным эти институты называются потому, что этим правом пользуются почти все народы».[185] Право народов в этом контексте ассоциируется с международным правом.

Некоторые суждения о международных отношениях и праве мы можем найти в летописях и хрониках, повествующих о деяниях королей некоторых европейских государств. Описывая международное общение, хронист исходил, прежде всего, из тех представлений о международных отношениях, которые были приняты в его время. Так в Фульдской летописи от 876 года говорилось о том, как в этом году Карл Лысый неожиданно напал на владения своего брата Людовика Немецкого. Последний, по словам летописца «отправил между тем послов к Карлу, говоря: зачем ты выступил войною против меня, когда предписано древнему (ветхозаветному) народу начинать войну даже с чужеземными народами только после того, как они отвергли предложенный им мир».[186] Таким образом, этот отрывок может служить для нас свидетельством того, что одним из главных источников представлений о международных отношениях и праве войны служили религиозные Ветхозаветные тексты.

Гуго Гроций, говоря о писателях, труды которых помогли составить ему сочинение «О праве войны и мира», упоминает средневековых толкователей римского права – легистов. «Не интересуясь божественным правом и древней историей, - замечает он, - этот класс (юристов) хотел разрешить все споры между царями и народами на основании римских законов, присоединяя к ним иногда еще и каноны».[187] Отмеченный Гроцием факт, иллюстрирует нам один важный тезис, который надо иметь ввиду, рассматривая сущность международно-правовых концепций эпохи средневековья, а именно: многие идеи, обоснованные святым писанием или «доводами разума» в средневековой политической философии имеют так сказать «римское происхождение».

В XI - начале XII века происходят некоторые перемены в международно-правовом сознании. Появляется знаменитая Глоссаторская (болонская) школа в рамках которой будут возрождаться отдельные элементы международно-правовых учений. С другой стороны в второй половине X века возрождается Священная римская империя благодаря деятельности Германских королей. Эта восстановленная Римская Империя своим устройством мало походила на древнюю. Отличительным ее признаком была формальная власть императора, в действительности имевшего крайне мало рычагов государственного управления. Как писал известный исследователь истории права XIX века В.Э. Грабарь «вокруг толкователей права уже во второй половине XI века толпою собираются слушатели, в XII веке увлечение правоведение усиливается. Выдержки из правовых сборников – Институций и Дигест, входят в литературный оборот. К авторитету священного писания и Аристотеля присоединяется новый – авторитет Юстиниана и его правовых сборников. Это всеобщее распространение юридического образования и интереса к нему совершается под влиянием болонской школы права». [188]

Средневековый теолог Грациан развил эти идеи в сборниках «Декреты» и «Согласование противоречивых канонов» (1139–1142), где дал определение международного права и высказался за соблюдение договоров, подкрепленных клятвой, допуская, однако, неисполнение обязательств постыдных, незаконных, неосторожных или противоречащих божественным предписаниям. На вопрос – является ли война грехом – он отвечал отрицательно; на другой вопрос – какая война является справедливой – отвечал, используя аргументацию Августина: на обиду, нанесенную союзникам, надлежит отвечать оружием. При определении справедливой войны Грациан пользовался критерием causa – titulus и уточнял его случаями «справедливого основания»: отражения неприятельского вторжения или обороны отечества; возмещения за нанесенную обиду (injuria) или возвращения незаконно отнятого; отказа допустить «безвредный проход» (trap situs innoksius), оказания помощи союзнику, защиты христианской веры и христиан. По мнению Грациана, война должна вестись только ради мира, а не из алчности или жестокости, не ради причинения вреда другим народам или господства над ними. Он считал, что священник не может брать в руки оружие, но ему разрешается призывать к оружию для защиты угнетенных и для наказания врагов Божиих.[189]

Особенное значение возрождение юриспруденции испытали на себе Англия и Франция. Так в Хронике Матвея Парижского под 1239 годом упоминается об отправке английским королем посла к Папе Римскому одного из своих юристов. И далее говорит, что король «содержит целую свору их, точно охотник охотничьих собак».[190] Юристы принимали активное участие во внешнеполитических делах в качестве советников государей, или в роли дипломатических агентов. Без участия юристов не велось международных переговоров с иностранными государями, без их одобрения не заключались международные договора. В XIII веке основателями, первыми теоретиками международного права стали юристы-цивилисты. Цивильное право из права общенародного (гражданского) превратилось в международное. Государи всех стран Западной Европы окружали себя юристами, в руки которых, фактически переходит все государственное управление и юридическое обоснование воли монарха. Роджер Бэкон во второй половине XIII века жалуется на юристов: «обманом и хитростью до того овладели прелатами и государями, что почти все должности и бенефиции получаются ими; тем же кто занимается богословием и философией не на что жить…»[191]

Источником международно-правовых взглядов в классическое средневековье, относительно того времени, когда рождаются школы юристов-романистов и юристов-цивилистов, являются многочисленные Глоссы. Учение о государстве связывалось у глоссаторов с учением о корпорациях. Строго придерживаясь источников, они применяют римское понятие государства только к современной им Империи, отождествляя ее с Римской империей. Все прочие союзы, будь это даже королевства или независимые республики подводятся под понятие universitas (корпорации, университеты). При этом, государственная власть принадлежит исключительно императору, все же прочие властители, не исключая королей и других государей, занимали место римских магистров в производной властью - imperium.[192]

Тем не менее, римское право должно было согласовываться с существующим положением вещей, а именно наличием большого числа автономий и прочих средневековых иммунитетов. На практике в Европе существовало, как мы уже ранее отмечали в нашей дипломной работе, множество государств и самостоятельных в политическом отношении герцогств и графств, городов-коммун и пр. Если следовать концепции глоссаторов, то применять понятие «международное право» можно только по отношению к Империи и другим народам (не европейским). Как отмечал В.Э. Грабарь, на практике глоссаторы редко забывали свою теорию когда говорили например о международных отношениях между итальянскими городами.[193] В качестве примера ученый приводит выдержки из двух глосс. Так как их текст нам не доступен, процитируем данные представленные ученым. Итак, речь идет о Глоссах, написанных к тексту Дигест, регулирующих вопросы постлиминии. В этих документах раскрывается понятие субъекта международного права, т.е. на примере того, кто является врагом Римской империи, рассматривается вопрос с кем и каким образом должно иметь международные отношения. В первой Глоссе обозначено: «Есть пять категорий народов. Во-первых, враги. По отношению к ним постлиминия не имеет места. Затем, другие – с которыми у нас сношений нет: в отношении к ним соблюдается то же самое… В третьих, вольные народы, которые подчинены ни нам, ни другому кому-нибудь, находятся ли они с нами в договорных отношениях – быве ранее, может быть, врагами или нет; по отношению к ним нет надобности в постлиминии. В-четвертых, римский народ, т.е.е всей Римской империи… В-пятых, разбойники… Сюда могут быть отнесены случаи, когда одна из наших городских общин подчиняет своей власти другую из наших же; или когда совершают тоже граждане одной и той же городской общины по отношению друг к другу… »[194] Как видно из приведенной Глоссы, она подобно тексту римских источников признает субъектами межгосударственных правоотношений (принимая за критерий правомочие на объявление войны) одни лишь независимые народы. Последние могут находится к империи в различных отношениях: в состоянии войны или дружбы, или вообще не иметь отношения к Империи.

Фома Аквинский (1225–1274) – виднейший представитель католического богословия и права. Все государства земли понимались им как всемирная «республика под Богом». Международное право Фома считал отчасти положительным (позитивным), отчасти естественным правом, понимая естественное право как выражение человеческого разума. Значительное внимание он уделял праву войны. В числе критериев справедливой войны Фома указывал, кроме основания «законности власти» (auktoritas prinsipis), «доброе намерение» (intententio rekta) – торжество добра и устранение зла. Фома уточнял понятие допустимой на войне «хитрости», определяя ее – в отличие от лжи или нарушения слова – как сокрытие своих планов и намерений. Он допускал ведение военных операций в праздничные дни, «если необходимость этого требует», подобно тому, как врачи оказывают помощь больным и в праздники. Рабство по природе несправедливо, но, по мнению Фомы, установлено для блага людей, сохраняя жизнь для побежденного и поддерживая мужество у победителя; все, что отнято у врага, является законной добычей того, кто ведет справедливую войну.

Среди основоположников науки международного частного права всегда назы­вается имя знаменитого средневекового юриста Бальди де Убальди. Бальд считается одним из самых авторитетных представителей школы постглоссаторов. Многие на­зывают его превосходным юристом, работам которого в литературе конфликтного права отведено почетное место. Из сочинений Бальда можно назвать обширный комментарий к римскому праву (издан в Венеции в 1615 г.) и «Practica iudiciaria» (издан в 1515 г.) - сборник кано­нического судопроизводства. Сочинения Бальда содержат комментарии ко всем глоссированным частям Кодификации Юстиниана. В своих работах он дает собственную оценку «права народов», которое трактовалось как международное право. Комментируя от­рывок Институций Юстиниана, где дается определение права народов, Бальд за­мечает, что оно «получило начало из человеческих нужд». Право народов - это естественное право людей. Его источники - ratio и intellectus (разум и интеллект). Этим правом пользуются все народы; это необходимое и справедливое право, без него люди не могут обойтись. В праве народов Бальд различал нормы двоякого рода. Нормы естественного (природного) права народов рождаются вместе с человеком. Другие нормы порож­дают нужды человеческого общества; это нормы права народов в узком смысле (вторичного права народов). Институты вторичного права народов Бальд попы­тался распределить на три группы по институционной системе - лица (personae), вещи и обязательства. Три института касаются лиц: война, раз­деление народов и сами народы. Во вторую группу входят институты, связанные с вещами. Третью группу составляют договоры и торговля. Бальд считает необ­ходимым различать в деятельности государства две стороны - частную и публичную. Частноправовые отношения государства имеют своим объектом вотчину, публично-правовые - юрисдикцию.[195]

Многие из его сочинений сосредоточены на обосновании мысли величия империи и признания ее гегемонии. Однако возвеличи­вание императорской власти направлено не против отдельных независимых госу­дарств, а в защиту светской власти вообще. Теория о единстве Империи не мешала Бальду видеть реалии современной действительности. подавляющем большинстве юридических консультаций Бальда независи­мость государств получила полное признание. В своих консультациях он демон­стрировал значительно более жизненную, прагматичную позицию, чем в теоре­тических комментариях к римским законам. Сохранились данные о признании Бальдом независимости итальянских городских республик Венеции и Генуи, го­родской общины Милана.

Ученый самым подробным и всесторонним образом проанализировал различ­ные аспекты учения о гражданстве (подданстве) - способы приобретения, натура­лизация, значение договоров о равноправии граждан, двойное гражданство (двое­подданство). В связи с проблемой двойного гражданства Бальд исследует один из наиболее сложных вопросов международного частного права - вопрос о значении места жительства (домицилия).[196]

Итак, школа глоссаторов-легистов (Аккурсий, Бартол, Балд и др.) в XIII–XIV столетиях применила основы римского права к потребностям и условиям средневекового общества в то время, когда короли содержали юристов «большими сворами, как охотник – охотничьих собак». В мудрствованиях глоссаторов имеется и отрицание частных войн, и мысли об ограничении международной правоспособности отдельных феодалов, и даже доказательства правомерности договоров, заключенных по принуждению, классификация видов обмана («добрый» и «злой»). Легистами было разработано право репрессалий и заложены основы международного частного права.

Король Альфонс Мудрый, Христина Пизанская (XIV–XV вв.) включали международно-правовые нормы, предложенные легистами, в свои кодексы. В испанском кодексе «Siete Partidas» (XIII в.) гарантируется неприкосновенность иностранному послу, кто бы он ни был – христианин, мавр или еврей. Допускается отступление от международного договора, нарушенного контрагентом, а также и от договора, заключенного в ущерб интересам своей страны. Запрещается продажа «неверным» оружия, а во время войны – и продуктов питания. Осуждается как «противная праву» практика частных репрессалий. В морской войне предусматривается вооружение частных судов для борьбы с неприятелем (каперство). Различаются две категории пленных: христиане (presos), временно лишенные свободы и подлежащие освобождению за выкуп, и неверные (kaptivos), которые, попадая в плен, могут быть либо умерщвлены, либо обращены в рабство. Имущество, принадлежащее неприятельским гражданам, считается военной добычей, если оно находилось во владении захватчика в течение одной ночи или было перенесено в его лагерь или крепость. Обещание, данное даже «неверному», должно соблюдаться.[197]

Свой вклад в развитие идей международных отношений и международного права внесли философы и юристы эпохи Возрождения и Раннего Нового времени (Н.Макиавелии, Гуго Гроций и др).

Итак, подведем некоторые итоги. Первые рассуждения по вопросам международных отношений, мы встречаем в трудах философов-богословов, которые рассматривали преимущественно вопросы войны мира, рассуждая над тем, что такое война справедливая, кто и как имеет право в ней участвовать. Ими же были определены субъекты международных отношений, а именно – народы христианские, коим воевать между собой не следовало и другие народы, т.е. иной веры (неверные) (Августин, Исидор Сивильский, Фома Аквинский и др.).

Второе направление философской теоретической мысли связано с юристами, т.е. с рассуждениями о сущности международного права. В начале 12 века европейские легисты начинают обращаться в поисках ответов к римскому праву, стремясь найти там подходящие нормы для регулирования межгосударственных сношений, частного и публичного характера. С этого времени римское право постепенно вводится в область отношений, которую оно изначально (как внутригосударственное право народов) не регулировало. Причиной такой рецепции можно назвать во-первых, характер феодальных отношений в которых тесно переплетались нормы частного и публичного права; во-вторых для урегулирование межгосударственных сношений европейские монархи стали привлекать легистов (цивилистов), последние, в свою очередь активно искали правовые нормы которыми можно было бы обосновать международные отношения. Их основным источником были Дигесты Юстианиана, сохранившие то самое «право народов». В философско-правовой мысли ведущую роль стала играть школа Глоассаторов и постглоссаторов.

Заключение

В проведенном нами дипломном исследовании мы рассмотрели различные аспекты международных отношений и дипломатической практики, сложившихся в средние века. Международные отношения занимали важное место в жизни любого общества, в том числе и средневекового. В узком смысле под ними подразумевают отношения между государствами определенного типа: в средние века можно говорить о разновидностях монархии – варварское королевство, раннефеодальная монархия, сословно-представительская и абсолютная монархия. В каждый из исторических этапов происходила эволюция не только государственности, но и международных взаимоотношений.

В истории средневековых международных отношений, опираясь на знания курса, мы выделили ряд ключевых проблем, которые важны при их историческом и теоретическом рассмотрении.

Проблема № 1. Процесс принятия внешнеполитических решений был сосредоточен в руках государя и узкого круга его доверенных советников. Право частной войны, обычное в международной практике средних веков на Западе, на Востоке расценивали как покушение на прерогативу государства, и каралось центром. Позже также стали поступать и на Западе. Но лишь абсолютизм окончательно подчинил крупных сеньоров, изгнав частное право из сферы политического управления, а Реформация обосновала идею абсолютной власти государства как власти публичной.

Проблема № 2. Средневековой Европе не была чужда проблема устойчивости границ. История международных отношений средних веков заполнена чередой территориальных переделов, войн, династических браков, заключаемых во имя приобретения новых владений, договоров о военно-политических союзах, о создании конфедераций.

Проблема № 3. Значительную роль в международных отношениях играл конфессиональный фактор, окрашивая большую часть военно-колонизационных движений европейских государств, определяя решение территориальных споров. Именно конфессиональные границы стали линиями внешнеполитических расколов Европы. В качестве фактора мировой политики религия выступает главным образом в двух своих ипостасях: как система убеждений (мировоззрение) и как набор институтов, прежде всего институт Папы Римского, оказывающего наиболее существенное влияние на международные отношения классического средневековья.

Проблема № 4. Методы ведения международных дел. 1. Средством обеспечения интересов во внутренней и внешней политике гос. образований выступала война, которая порождалась стремлением к добыче, расширению ресурсной базы сообществ, колонизации новых территорий. В каждый период истории средних веков велось множество войн. На территории Континентальной Европы, в странах Азии и Африки, включенных в спектр международных отношений европейских монархов происходило множество конфликтов, оформлялось большое количество «узлов противоречий». К элементам международных отношений причисляют и «право частной войны», так как большинство внутри европейских войн – были по своему характеру внутри феодальными конфликтами. В период средневековья в военной истории выделись ряд крупных «проблем», главным методом разрешения которых были в первую очередь многочисленные войны: «проблема варварского мира» (падение Рима); «арабская проблема» (продвижение через Испанию); «норманнская проблема» (набеги викингов); «Каролингская проблема» (многочисленные войны династии); «германская проблема» (стремление Германии к европейской гегемонии); «византийская проблема» (политическое и религиозное противостояние с Западом); «колониальная проблема» (захват колоний); «восточный вопрос» (противостояние с османским государством); «балтийский вопрос».

Вторым методом традиционно называют переговоры, дипломатические миссии, заключение военно-политических союзов. История дипломатии средних веков совпадает с традиционной периодизацией средневековья. В период раннего средневековья, германские народы постепенно усваивали традиции римской и византийской дипломатии, постепенно формировалось право международного договора. Дипломатия периода политической раздробленности средневековой Европы соответствует характеру сложившегося феодально-крепостнического строя. Сеньория отождествляется с государством. Крупный землевладелец является государем. Различие между государством и частным владением стирается; исчезает также различие между публичным и частным правом, отношениями частными и международными. ». Деятельность дипломатии этого периода была направлена главным образом на урегулирование споров и столкновений, которые возникали между государями-вотчинниками из-за грабежа соседних владений. Современная дипломатия, как мы ее понимаем (обозначая словом «дипломатия» не только искусство переговоров, но и специалистов, занимающихся этим искусством), возникла в XIII и XIV веках в Италии. К периоду позднего средневековья, в рамках формирующихся абсолютных монархий, дипломатия занимает свое «почетное» место в системе государственного управления и межгосударственного общения.

В международных отношениях средних веков нашла свое воплощение практика создания политических союзов: от кровнородственных союзов, предшествовавших появлению государств у варварских народов до политических и военно-экономических союзов позднего средневековья.

Использовалась так же «брачная дипломатия» и обычай личных встреч правителей, высшей знати для урегулирования важнейших проблем внешней политики. Брачные союзы – традиционное средство реализации внешнеполитических целей – в средние века приобрели особую значимость. Заключение брачных союзов закрепляли условия международного договора, подтверждали мирные намерения в отношениях между двумя странами, приобретали территории и т.д. «Брачная дипломатия» именно в конце XV-XVI вв. достигла высшей степени изощренности.

Другая форма межгосударственных отношений – соглашения, заключаемые в результателичных договоренностей государей. Такого рода соглашения могли быть оформлены на бумаге королевскими легистами, однако чаще всего имели форму, как говорят современные дипломаты, «прелиминарных» (предварительных) соглашений. К концу средневековья происходит секуляризация внешней политики и отступление универсализма перед политикой государственного интереса. Сложилось пространство мировой системы международных отношений, разделенное на сферы влияния ведущих европейских государств. В XIV XVI вв. – в Европе налицо усиление универсалистских тенденций. Это решалось в Столетней войне и в Итальянских войнах.

Проблема № 5. Международные отношения и дипломатия уже в средние века стали предметом философских, богословских и юридических споров. Источником теоретических взглядов на международные отношения традиционно считают философско-богословские концепции Августина, Исидора Сивильского, Фомы Аквинского. С другой стороны, происходила рецепция римского права – «права народов» в области международно-правовых отношений. Школа глоссаторов-легистов (Аккурсий, Бартол, Балд и др.) в XIII–XIV столетиях применила основы римского права к потребностям и условиям средневекового общества. В мудрствованиях глоссаторов имеется и отрицание частных войн, и мысли об ограничении международной правоспособности отдельных феодалов, и даже доказательства правомерности договоров, заключенных по принуждению, классификация видов обмана («добрый» и «злой»). Легистами было разработано право репрессалий и заложены основы международного частного права.

Наши рекомендации