Билет 53.Подсистема международных отношений Латинской Америки и ее связи с другими региональными подсистемами международных отношений.

Международные отношения в этом регионе строятся в рамках как двухсторонних отношений, так и международных организаций, таких как ООН, МВФ, Всемирного банка, и региональной организации - Организации американских государств.

В процессе реформирования экономики страны ЛА сотрудничают с МВФ и Всемирным банком, это страны: Аргентина, Чили, Уругвай, Бразилия, Мексика, Перу. Чили, Бразилия, Аргентина достигли определенных успехов в экономике, но разразившийся финансово-экономический кризис 98-99гг ухудшил их положение.

Сегодня ситуация изменилась.

• Налаживаются отношения Кубы с ЕС.

• Соперниками за лидерство в регионе является Аргентина и Бразилия. Аргентина богатейшая страна сделала заявку на вхождение в первые страны, переместившись по качеству жизни с 106 места на 36. Аргентина была одной из создателей Южноамериканского общего рынка - самого эффективного интеграционного блока в западном полушарии. Хотя страны ЛА и стараются проводить самостоятельную политику, но часть из них, такие как Никарагуа и Сальвадор, зависимы от США.

• Относительно новым направлением внешнеполитической активности ведущих государств континента стал Азиатско-тихоокеанский регион (АТР). Если в предшествовавшие десятилетия деятельность латиноамериканских стран в этом регионе в основном сводилась к борьбе за прекращение Францией ядерных испытаний в Южной части Тихого океана, то в 90-е годы на первый план вышло стремление подключиться к новому интеграционному полюсу, формирующемуся в АТР. Своеобразным признанием растущего влияния ведущих латиноамериканских государств в мировой политике в целом и расширения их связей со странами региона стал прием Мексики и Чили в качестве полноправных членов в Ассоциацию азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В 1997 г. в эту организацию была принята Перу. Напомним, что АТЭС в последние годы превратилась в орган, координирующий создание в АТР открытой многосторонней системы свободной торговли и инвестиций.

• Появляются и новые перспективные формы сотрудничества России и Латинской Америки на многосторонней основе. С 1992 г. Россия обрела статус постоянного наблюдателя в ОАГ. В условиях, когда эта старейшая региональная организация с начала десятилетия как бы обрела «второе дыхание» и играет все более значимую роль в процессах политической и экономической интеграции Западного полушария, присутствие России на этом форуме расширяет ее внешнеполитические возможности в этом районе мира. С 1995 г. начались контакты между ОАГ и СНГ, в налаживании которых Россия также призвана сыграть заметную роль.

• Другой формой многосторонних отношений стал диалог России с Группой Рио, который в основном разворачивался на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.

• С 1996 г. начались контакты между СНГ и МЕРКОСУР. В ходе этих контактов рассматривались вопросы расширения торгово-экономических связей между двумя интеграционными объединениями и создания для этого соответствующей организационной инфраструктуры.

• В целом вторая половина 90-х годов прошла под знаком активизации российско-латиноамериканских связей, расширения сфер сотрудничества и поиска новых форм партнерства. Перспективность этого региона для российских интересов во все большей степени начинала определяться его растущей ролью в мировой политике и экономике, стремлением за счет внерегиональных связей укрепить свой «переговорный потенциал» в мировом сообществе и получить дополнительные источники внутреннего развития. Сейчас происходит сближение ЛА и РФ:

• В апреле 2003 г. встреча мининдел России и стран "тройки" Группы Рио (Перу, Бразилия, Коста-Рика) впервые прошла в Москве. Ее участники были приняты В.В.Путиным. По итогам переговоров одобрена Московская декларация, в которой зафиксированы договоренности об активизации политических контактов, расширении взаимодействия по ключевым вопросам современности, прежде всего упрочения центральной роли ООН и ее Совета Безопасности, укрепления системы международной безопасности, разоружения и нераспространения, противодействия новым угрозам и вызовам, в первую очередь терроризму, а также по проблематике международных экономических отношений, мониторинга мировой финансовой архитектуры, устойчивого развития.

• В декабре 2003 г. Министр иностранных дел России впервые принял участие в прошедшем в Монтевидео (Уругвай) саммите влиятельного интеграционного объединения Латинской Америки - Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР).

• Россия является участником Дополнительного протокола II к Договору о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне - Договору Тлателолко (в протоколе предусматривается обязательство ядерных держав соблюдать статус безъядерной зоны в регионе).

• + если совсем приспичит, можно отдельно рассказать про интеграционные группировки в западном полушарии рассказать (НАФТА, ОАГ, группа Рио, МЕРКОСУР) 

Наши рекомендации