Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности

И С Т О Р И Я О Т Е Ч Е С Т В А

IX в. – начало XXI в.

Методические указания

Для самостоятельной подготовки студентов

Лечебного факультета

Тюмень – 2013

История Отечества IX в. – начало XXI в.: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета / М.К.Бросалина, Н.Г.Третьяков, А.Э.Волков. – Тюмень: Тюм.ГМА, 2013. 58 с.

Методические указания разработаны на основании Рабочей программы Тюм.ГМА по дисциплине «История Отечества» для студентов лечебного факультета. В них включены цели и задачи изучения дисциплины «История Отечества», тематический план, планы семинарских занятий по истории России с IX в. и до настоящего времени. Планы семинарских занятий содержат вопросы к темам, источники, рекомендованную для изучения основную и дополнительную литературу, темы рефератов (учебных сообщений), список литературы к ним, перечень необходимых для усвоения терминов, исторических личностей, знаменательных дат, вопросы для самоконтроля, вопросы для модульного контроля (коллоквиумы № 1-3).

Авторы – составители:

Бросалина М.К., зав. кафедрой, к.и.н., доцент

Третьяков Н.Г., к.и.н., доцент (редакция)

Волков А.Э., к.и.н., ст. преподаватель

Рецензенты:

Губанов Н.И., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии ТюмГМА Никулина Г.А., к.и.н., доцент кафедры гуманитарных и социальных наук ТюмГАСУ

Утверждено на заседании кафедры отечественной истории и экономической теории Тюм.ГМА 16 апреля 2013 г., протокол № 8.

Одобрено Советом по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Тюм.ГМА 18 апреля 2013 г., протокол № 4 .

Утверждено на заседании ЦКМС Тюм.ГМА 2013 г., протокол №

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи изучения дисциплины, предполагаемые компетенции …….. 4

Модуль 1. Теория и методология исторической науки. Древняя Русь.

Образование и развитие Российского централизованного государства

в XIV – XVII вв. ………………………………………………………….....5

Тематический план ......………………..…………………………………5

Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности ………………… 5

Тема 2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв. ………………….6

Тема 3. Русские земли в ХП – ХIV вв. ………………………………………… 8

Тема 4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. …………..11

Тема 5. Формирование Российского централизованного государства

в ХIV – начале ХVI вв. ………………………………………………. 12

Тема 6. Россия в эпоху Ивана Грозного ……………………………………... 15

Тема 7. Внешняя политика Ивана Грозного ………………………………….17

Тема 8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму .…………………………… 18

Вопросы к коллоквиуму № 1. …………………………………………………21

Модуль 2. Российская империя в XVIII – XIX вв. …………………………..22

Тематический план...……………………………..………………….....22

Тема 9. Петр I и его время ……………………………………………………. 22

Тема 10. Эпоха дворцовых переворотов …………………………………… 25

Тема 11. Россия во второй половине ХVШ в. ………………………………. 27

Тема 12. Социальные движения и общественная мысль в XVIII в……....... 29

Тема 13. Россия в первой половине ХIХ в. …………………………………. 30

Тема 14. Эпоха великих реформ XIX в. …………………………………….. 33

Тема 15. Внешняя политика России в XIX в………………………………… 35

Тема 16. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Особенности буржуазной модернизации ………….……...……… 36

Вопросы к коллоквиуму № 2. ……………………………………….………….39

Модуль 3. ХХ век в отечественной истории.

Россия на современном этапе модернизации ……………….……..40

Тематический план..………………………………………………….....40

Тема 17. Нарастание революционного кризиса в России (1905-1917 гг.) …40

Тема 18. Россия в системе межимпериалистических противоречий

начала XX в. …………………………………………………………. 43

Тема 19. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.) ……… 44

Тема 20. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма .46

Тема 21. СССР накануне и в годы Великой Отечественной

войны 1941-1945 гг. ……………………………………………………49

Тема 22. СССР во второй половине ХХ в. Кризис тоталитаризма …………. 52

Тема 23. История и современность. CCCР и Россия после 1985 г. ………… 55

Вопросы к коллоквиуму № 3. ………………………………………………….58

Цели изучения дисциплины:

Формирование у студентов системного представления об истории России, выяснение её места и роли во всемирной истории, что способствует повышению общекультурной грамотности будущих специалистов, воспитанию патриотизма, выработке осознанной и активной мировоззренческой и общественно-политической позиции.

Задачи изучения дисциплины:

а) уяснение основных методологических принципов исторической науки, закономерностей и тенденций развития исторического процесса, основных современных научных направлений и концепций;

б) усвоение важнейших вех исторического развития России, основных фактов, событий, явлений, процессов, роли виднейших исторических личностей;

в) расширение культурного и общественно-политического кругозора, способности грамотно и самостоятельно оценивать прошлое и настоящее Отечества во всемирно-историческом контексте;

г) выработка исторического мышления, ориентированного на сознательное и ответственное участие в политическом процессе гражданского общества в соответствии с принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями.

В процессе изучения дисциплины студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

· способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

· способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);

· способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

Модуль 1. Теория и методология исторической науки.

Древняя Русь. Образование и развитие Российского

централизованного государства в XIV – XVII вв.

Тематический план

Лекции

1. Введение. Основные методологические понятия исторической науки.

2. Древняя Русь в IX-XIII вв.

3. Образование и укрепление Российского централизованного государства в XIV-XV вв.

4. От Средневековья к Новому времени: Россия в XVI-XVII вв.

Семинары

1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности.

2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв.

3. Русские земли в ХП – ХIV вв.

4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. (для самостоятельного изучения).

5. Формирование Российского централизованного государства в ХIV – начале ХVI вв.

6. Россия в эпоху Ивана Грозного.

7. Внешняя политика Ивана Грозного.(для самостоятельного изучения).

8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму.

Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности

1. Предмет и функции истории, источники, основные теории исторического процесса.

2. Восточные славяне в древности: расселение, хозяйственные занятия, общественные отношения, верования.

Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.

Литература дополнительная

1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

2. Горский А.А. Русь от славянского Расселения до Московского царствования. М., 2004.

3. Бычков А. Происхождение славян. М., 2007.

4. Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. М., 2003.

5. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. 2-е изд. М., 1987.

6. Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2002.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое история? Для чего её изучают?

2. Что такое исторический источник? Какие существуют виды исторических источников?

3. В чем состоит принцип историзма? Какие существуют методы исторических исследований?

4. В чем отличие эволюционного (формационного) и цивилизационного подходов к познанию исторического процесса?

5. Какие историки внесли выдающийся вклад в изучение истории России?

6. Какие существуют теории генезиса славян? Где расселялись восточные славяне в I тыс. н.э.?

7. Какими были хозяйственные занятия, быт и общественные отношения восточных славян?

8. В чем состояли язычество восточных славян? Каким богам они поклонялись?

Наши рекомендации