Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности
И С Т О Р И Я О Т Е Ч Е С Т В А
IX в. – начало XXI в.
Методические указания
Для самостоятельной подготовки студентов
Лечебного факультета
Тюмень – 2013
История Отечества IX в. – начало XXI в.: Методические указания для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета / М.К.Бросалина, Н.Г.Третьяков, А.Э.Волков. – Тюмень: Тюм.ГМА, 2013. 58 с.
Методические указания разработаны на основании Рабочей программы Тюм.ГМА по дисциплине «История Отечества» для студентов лечебного факультета. В них включены цели и задачи изучения дисциплины «История Отечества», тематический план, планы семинарских занятий по истории России с IX в. и до настоящего времени. Планы семинарских занятий содержат вопросы к темам, источники, рекомендованную для изучения основную и дополнительную литературу, темы рефератов (учебных сообщений), список литературы к ним, перечень необходимых для усвоения терминов, исторических личностей, знаменательных дат, вопросы для самоконтроля, вопросы для модульного контроля (коллоквиумы № 1-3).
Авторы – составители:
Бросалина М.К., зав. кафедрой, к.и.н., доцент
Третьяков Н.Г., к.и.н., доцент (редакция)
Волков А.Э., к.и.н., ст. преподаватель
Рецензенты:
Губанов Н.И., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии ТюмГМА Никулина Г.А., к.и.н., доцент кафедры гуманитарных и социальных наук ТюмГАСУ
Утверждено на заседании кафедры отечественной истории и экономической теории Тюм.ГМА 16 апреля 2013 г., протокол № 8.
Одобрено Советом по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам Тюм.ГМА 18 апреля 2013 г., протокол № 4 .
Утверждено на заседании ЦКМС Тюм.ГМА 2013 г., протокол №
СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи изучения дисциплины, предполагаемые компетенции …….. 4
Модуль 1. Теория и методология исторической науки. Древняя Русь.
Образование и развитие Российского централизованного государства
в XIV – XVII вв. ………………………………………………………….....5
Тематический план ......………………..…………………………………5
Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности ………………… 5
Тема 2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв. ………………….6
Тема 3. Русские земли в ХП – ХIV вв. ………………………………………… 8
Тема 4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. …………..11
Тема 5. Формирование Российского централизованного государства
в ХIV – начале ХVI вв. ………………………………………………. 12
Тема 6. Россия в эпоху Ивана Грозного ……………………………………... 15
Тема 7. Внешняя политика Ивана Грозного ………………………………….17
Тема 8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму .…………………………… 18
Вопросы к коллоквиуму № 1. …………………………………………………21
Модуль 2. Российская империя в XVIII – XIX вв. …………………………..22
Тематический план...……………………………..………………….....22
Тема 9. Петр I и его время ……………………………………………………. 22
Тема 10. Эпоха дворцовых переворотов …………………………………… 25
Тема 11. Россия во второй половине ХVШ в. ………………………………. 27
Тема 12. Социальные движения и общественная мысль в XVIII в……....... 29
Тема 13. Россия в первой половине ХIХ в. …………………………………. 30
Тема 14. Эпоха великих реформ XIX в. …………………………………….. 33
Тема 15. Внешняя политика России в XIX в………………………………… 35
Тема 16. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.
Особенности буржуазной модернизации ………….……...……… 36
Вопросы к коллоквиуму № 2. ……………………………………….………….39
Модуль 3. ХХ век в отечественной истории.
Россия на современном этапе модернизации ……………….……..40
Тематический план..………………………………………………….....40
Тема 17. Нарастание революционного кризиса в России (1905-1917 гг.) …40
Тема 18. Россия в системе межимпериалистических противоречий
начала XX в. …………………………………………………………. 43
Тема 19. Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг.) ……… 44
Тема 20. Советская Россия в 20-30-е годы. Формирование тоталитаризма .46
Тема 21. СССР накануне и в годы Великой Отечественной
войны 1941-1945 гг. ……………………………………………………49
Тема 22. СССР во второй половине ХХ в. Кризис тоталитаризма …………. 52
Тема 23. История и современность. CCCР и Россия после 1985 г. ………… 55
Вопросы к коллоквиуму № 3. ………………………………………………….58
Цели изучения дисциплины:
Формирование у студентов системного представления об истории России, выяснение её места и роли во всемирной истории, что способствует повышению общекультурной грамотности будущих специалистов, воспитанию патриотизма, выработке осознанной и активной мировоззренческой и общественно-политической позиции.
Задачи изучения дисциплины:
а) уяснение основных методологических принципов исторической науки, закономерностей и тенденций развития исторического процесса, основных современных научных направлений и концепций;
б) усвоение важнейших вех исторического развития России, основных фактов, событий, явлений, процессов, роли виднейших исторических личностей;
в) расширение культурного и общественно-политического кругозора, способности грамотно и самостоятельно оценивать прошлое и настоящее Отечества во всемирно-историческом контексте;
г) выработка исторического мышления, ориентированного на сознательное и ответственное участие в политическом процессе гражданского общества в соответствии с принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями.
В процессе изучения дисциплины студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
· способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
· способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);
· способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);
· способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
Модуль 1. Теория и методология исторической науки.
Древняя Русь. Образование и развитие Российского
централизованного государства в XIV – XVII вв.
Тематический план
Лекции
1. Введение. Основные методологические понятия исторической науки.
2. Древняя Русь в IX-XIII вв.
3. Образование и укрепление Российского централизованного государства в XIV-XV вв.
4. От Средневековья к Новому времени: Россия в XVI-XVII вв.
Семинары
1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности.
2. Древнерусское государство в IХ – начале ХII вв.
3. Русские земли в ХП – ХIV вв.
4. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII – XIV вв. (для самостоятельного изучения).
5. Формирование Российского централизованного государства в ХIV – начале ХVI вв.
6. Россия в эпоху Ивана Грозного.
7. Внешняя политика Ивана Грозного.(для самостоятельного изучения).
8. Россия в ХVII в: на пути к абсолютизму.
Тема 1. Вводное занятие. Восточные славяне в древности
1. Предмет и функции истории, источники, основные теории исторического процесса.
2. Восточные славяне в древности: расселение, хозяйственные занятия, общественные отношения, верования.
Литература основная
1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.
2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.
Литература дополнительная
1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.
2. Горский А.А. Русь от славянского Расселения до Московского царствования. М., 2004.
3. Бычков А. Происхождение славян. М., 2007.
4. Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. М., 2003.
5. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. 2-е изд. М., 1987.
6. Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2002.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое история? Для чего её изучают?
2. Что такое исторический источник? Какие существуют виды исторических источников?
3. В чем состоит принцип историзма? Какие существуют методы исторических исследований?
4. В чем отличие эволюционного (формационного) и цивилизационного подходов к познанию исторического процесса?
5. Какие историки внесли выдающийся вклад в изучение истории России?
6. Какие существуют теории генезиса славян? Где расселялись восточные славяне в I тыс. н.э.?
7. Какими были хозяйственные занятия, быт и общественные отношения восточных славян?
8. В чем состояли язычество восточных славян? Каким богам они поклонялись?