Тема 1. Восточные славяне в древности

ИСТОРИЯ (ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ) (IX – XXI вв.)

Программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения

Хабаровск 2011

ББК Т3 (2)

Х 12

История (Отечественная история) (IX – XXI вв.) : программа курса, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для бакалаврантов I курса всех направлений очной формы обучения / сост. Е. Б. Бакшеева, Е. С. Скрабневская. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2011. – 40 с.

Рецензент канд. ист. наук, доцент В. Л. Кузьмин

Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для бакалаврантов

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины «История» («Отечественная история») рассчитана на студентов (бакалаврантов) неисторических специальностей Хабаровской государственной академии экономики и права очной формы обучения. В качестве объекта изучения данной дисциплины выбраны наиболее важные события прошлого, выдающиеся исторические деятели и их вклад в развитие страны.

Цели и задачи учебной дисциплины

Целью изучения данной дисциплины является углубление и систематизация знаний по истории России, полученных в средней школе, а также формирование у студентов патриотизма, культуры исторического мышления, понимания законов общественного развития. Изучение курса даёт возможность студентам рассмотреть в исторической ретроспективе сложнейшие социально-политические процессы, происходящие в стране, осмыслить такие актуальные в истории теоретические проблемы, как демократия и диктатура, революция и реформы, политика и экономика, проанализировать альтернативные пути развития нашего общества. Овладение обширным конкретным материалом, его систематизация и новый, более высокий уровень освоения отечественной истории позволят студентам на основе научного знания выработать собственную точку зрения на прошлое страны, её настоящее и будущее.

Учебный курс построен в соответствии с проблемно-хронологическим принципом: развитие истории рассматривается с периода образования Древнерусского государства и до наших дней.

Важнейшими источниками изучения курса являются документы и материалы государственных органов и частных лиц, летописи, произведения выдающихся мыслителей прошлого, видных деятелей российского государства и историков, теоретиков освободительного и социал-демократического движения, монографические исследования, а также проблемные статьи, опубликованные в периодических изданиях.

Исходя из поставленной цели, изучение дисциплины нацелено на решение следующих задач:

– выявление методологии исторического анализа, специфики предмета «История» («Отечественная история»);

– понимание функций истории: мировоззренческой (историзм, масштабность, реализм исторического мышления), практической (аккумуляция исторического опыта), критической (научное обоснование новых исторических подходов);

– определение особенностей исторического пути России и преемственности в её историческом развитии;

– выявление взаимосвязи и взаимообусловленности политических, экономических, социальных и культурных процессов в истории государства;

– понимание причин и факторов, влияющих на ход и результаты исторического развития России и ведущих стран мира

– освоение комплекса необходимых знаний и умение самостоятельно оценивать особенности отдельных этапов российской истории;

– определение места и роли России в мировом историческом процессе.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

1.2. Знать:

– закономерности общественного развития;

– основные исторические факты, явления и процессы;

– периодизацию и основные даты истории России;

– выдающих исторических деятелей и их вклад в развитие страны.

2.2. Уметь:

– работать с научной литературой по истории;

– пользоваться научной и учебной литературой по предмету;

– раскрывать смысл и значение важнейших исторических понятий;

– давать оценку историческим явлениям и обосновывать свою точку зрения;

– анализировать и объяснять исторические события и процессы в прошлом и современном российском обществе;

– выражать и обосновывать свои позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

– использовать компьютерную технику для поиска и анализа материалов по истории России.

2.3. Владеть:

– общей терминологией и лексикой исторической науки;

– представлениями о дискуссионных проблемах отечественной истории;

– навыками проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторических материалов;

– основами научно-исследовательской деятельности.

Формы контроля

Текущий контроль осуществляется в формах выступлений на семинарских (практических) занятиях, докладов, выполнения тестовых работ.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена.

ПРОГРАММА КУРСА

Введение

Предмет истории как науки: цель и задачи её изучения. Сущность, формы и функции исторического сознания.

Отечественная история – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.

Основные этапы историографии отечественной истории. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).

Методология истории: палитра историко-теоретических концепций в современную эпоху. Теория общественно-экономических формаций и её познавательные возможности. Цивилизационный подход к истории, ориентация на социокультурные универсалии. Проблема соотношения формаций и цивилизаций в современных дискуссиях. Мировая и отечественная наука о цивилизации. Современные теории цивилизаций.

Россия в системе мировых цивилизаций: дискуссии в отечественной и зарубежной научной литературе. Важные природно-географические особенности российской цивилизации.

Тема 1. Восточные славяне в древности.

Наши рекомендации