Тема 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ (VI - IX вв.)
План:
1. Происхождение славян. Расселение.
2. Восточные славяне в VI – IX вв. Территория обитания, занятия, общественный строй.
3. Верования славян.
Литература:
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. С древнейших времен до конца XVIII века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2000.
История России с древности до наших дней / Под ред. М.Н. Зуева. – М., 2001.
История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Дрофа, 2001.
Происхождение славян.
Происхождение славян остается спорным. Древнейшую прародину славян большинство специалистов склонны искать в Центральной Европе (в верховьях Одера, Дуная, Эльбы (Лаба)). Существует гипотеза о происхождении славян и приходе их из Азии, но она отвергается большинством историков. Первые письменные свидетельства о славянах находят в произведениях арабских, греческих, римских, сирийских и византийских историков (I – IV вв.). Древние авторы упоминают славян под именами антов, венедов, склавинов. В IV веке из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь. Они заселили Восточно-Европейскую равнину, где до них проживали угро-финские племена. Произошла ассимиляция (взаимное проникновение народов, культур).
Восточные славяне в VI – IX вв. Территория обитания, занятия, общественный строй.
Древнейшая русская летопись "Повесть временных лет" сохранила рассказ о приходе славян на Днепр с Дуная через Карпаты. Здесь в VI веке существовал сильный племенной союз "дулебов". Далее летописец повествует о расселении славян в северо-восточной части Европы (от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки). Всего около 100 племен.
К VIII веку сложилось 12-15 союзов племен. Основные из них: поляне (жители полей), проживавшие в Среднем Поднепровье с центром в городе Киеве, новгородские словене, проживавшие на Севере с центром в Новгороде и Ладоге, древляне (жители лесов) на Северо-Западе с племенным центром Искоростень, дреговичи (болотные жители) на территории современной Беларуси, вятичи на Северо-Востоке с городами Ростов и Суздаль, кривичи с центром в городе Смоленске, уличи, а также полочане, получившие свое название от реки Полоты.
Основные занятия: земледелие, домашнее скотоводство.
В зависимости от территории проживания у славян различался способ обработки земли. Существовали две системы земледелия:
- подсечно-огневая (на севере в районе густых лесов). Выращивали рожь, овес, огородные культуры. Распахивали сохой.
- перелог (залежная система) (на юге, в лесостепной зоне). Выращивали пшеницу.
С VIII века в лесостепной зоне и далее на север распространяется пашенное земледелие. В качестве рабочего скота использовались волы. Орудие труда: соха, рало, плуг. На юге преобладала пшеница ("жито" от слова "жить"), огородные культуры. Животноводство: гуси, куры, утки, коровы, овцы. Важную роль в хозяйстве восточных славян занимали промыслы: охота, рыболовство, собирательство, бортничество ("борть" - искусственное отверстие в стволе дерева) - собирание меда диких пчел (до XIV века).
К IX веку ремесло отделилось от земледелия. Ремесленники начали селилиться в племенных центрах (городищах, градах). Со временем эти племенные укрепления превратились в центры торговли, ремесла, а также религиозные и политические, т. е. города. Города возникали в местах слияния рек, вдоль рек, в местах важных торговых путей: путь "из варяг в греки", "Волжский путь".
В первые века н.э. восточные славяне жили родовыми общинами. Община у славян делилась на отдельные части, называемые "вервью" (от слова "веревка", которой отделяли участок земли). Общины объединялись в племена. С изменением жизненных условий родовые связи стали постепенно слабеть. Теперь семья могла селиться отдельно и самостоятельно распахивать участок земли. Рядом оседали выходцы из других родов. Община продолжала существовать, но она стала объединением не только родственников, но и соседей - соседская община. Каждая семья имела в собственности: усадьбу, приусадебный участок, орудия труда, скот, продукты труда. Однако лесом, лугом, водоемами, а также пашней пользовались сообща. Участки пашенной земли перераспределялись (производился "передел").
Верования восточных славян.
Язычество - религии, существовавшие у народов до принятия христианства. Система религиозных представлений славян определялась как язычество.
Славянские божества.
Сварог (бог Вселенной) Перун (бог молний и грома)
Сыновья Сварожичи (солнце и огонь)
Ярило (бог Солнца) Род и Рожаницы (бог и богини плодородия)
Макошь (покровительница женской части хозяйства) Велес (бог скотоводства) Стрибог (бог ветра)
Годовой цикл обрядов у восточных славян начинался Святками. Языческие праздники совпадали с годовым земледельческим циклом: весеннее равноденствие - Масленица, летний солнцеворот – день Ивана Купала. Особые ритуалы сопровождали рождение, свадьбу, смерть. Существовал культ предков и загробной жизни.
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУСИ И ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В IX – X ВВ.
План:
1. Предпосылки образования: экономические, социально-политические.
2. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория (антинорманнская теория). Происхождение слова "Русь".
3. Первые Киевские князья.
Литература:
Горский А.А. Древнерусская дружина. - М., 1989.
Карамзин Н.М. История государства Российского. - В. 3 кн. М., 1988. - Кн.1. - Т.1-4.
Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. - М., 1987. - Т.1.
Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. - М., 1968.
Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси (IХ - первая половина Х в.). - М., 1980.
Соловьев С.М. Сочинения. - В 18 кн. Кн. 1.- М., 2001.