Методические указания для проведения самостоятельной работы по курсу
Самостоятельная работа по курсу предполагает, прежде всего, работу с учебной
Литературой, исследованиями и источниками по основным проблемам политологии при
Подготовке к зачетам и экзаменам, а также написании контрольных работ и рефератов.
Зачет и экзамен помогают проверить сложившуюся у студента систему понятий и
Отметить степень полученных знаний
Экзамены и зачеты, как и всякая иная форма учебного процесса, имеют свои
Нюансы, тонкости, аспекты, которые необходимо знать и учитывать. В систему подготовки
к ним входит и выработка определенной методики: что и как запоминать при чтении
Материалов по предмету; по каким источникам готовиться и на что направлять основные
Усилия; каким образом в максимальной степени использовать программу курса.
При подготовке к экзамену или зачету по политологии, прежде всего необходимо
Запоминать определения понятий, ибо именно в них фиксируются признаки,
Показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других.
Кроме того, студент в процессе заучивания определений конкретных понятий
«наращивает» свою политическую культуру, формирует соответствующее политическое
Сознание, усваивает специфическую терминологию. Всякая наука, в том числе и
Политология, имеет свою систему понятий, и студент через запоминание конкретной
Учебной информации вынужден приобщаться к данной системе, подниматься до ее уровня,
Говорить на ее языке, а не пытаться объяснить суть той или иной категории с помощью
Обыденной лексики, что может привести к искажению содержания рассматриваемых
Проблем.
Однако преподаватель проверяет не только уровень запоминания учебного
Материала, сколько понимание тех или иных политологических категорий и реальных
Проблем, умение мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию. Для этого
Необходимо сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной
Информации и работы мысли.
Следует иметь ввиду, что некоторая учебная информация поддается так
Называемому условно-гарантированному запоминанию, т.е. запоминанию в расчете на
Помощь определенных подсобных учебно-методических средств и приемов.
Следует распространить этот метод запоминания на некоторые классификационные
критерии: время и сферу действия, субъект и степень сложности, содержание и форму,
Характер и последствия, функциональную роль и структуру. Помня о том, что они
Повторяются при классификации политологических понятий, их можно использовать в
Виде своеобразной схемы, специфического универсального набора.
Такие «палочки-выручалочки» не только позволяют облегчить, упростить,
Разгрузить сам процесс запоминания, не теряя при этом той информации, которую
Необходимо запомнить, но и содействуют развитию гибкости мышления,
Сообразительности, ассоциативности, творческого отношения к изучению конкретного
Учебного материала.
Психологи для улучшения запоминания предлагают определенные способы. Один из
них – использование ассоциаций. Ассоциация – это связь, образующаяся при определенных
Условиях между двумя или более понятиями, представлениями и т.д. Другими словами, это
Такой психологический процесс, в результате которого одни понятия или представления
Вызывают появление в памяти других.
Для того чтобы быть уверенными на зачете или экзамене, необходимо ответы на
наиболее трудные вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает
Дополнительные (моторные) ресурсы памяти.
В идеале к зачетам или экзаменам необходимо начинать готовиться с первой лекции,
Семинара по данному курсу. По большему счету возможности для этого преподавателями