Тема 2. Информационная политика государства
План
1. Информационная политика, государственная информационная политика: общее и особенное.
2. Информационная политика современной России: направления, принципы, технологии.
Краткое содержание
Политикаявляется особой сферой жизнедеятельности людей и связана она с государством, властными отношениями, социальными институтами, функционирование и деятельность которых ведется в соответствии с законами, и призвана гарантировать жизнеспособность социума и реализацию общей воли граждан.
Информационная политика характеризует способность и возможность субъектов политики оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и общества.
Субъектами информационной политики являются: государство, институты гражданского общества (партии, организации), частные лица и др.
Информационная политика может быть государственной и негосударственной.
Государственная информационная политика отражает, защищает и реализует интересы государства, гражданского общества, личности.
Государственная информационная политика должна закрепляться государственно – правовыми институтами, быть известной обществу, представлять собой оптимальный синтез объективных тенденций общественного развития и преобладающих субъективных суждений людей о своих интересах в нем.
Эффективность проведения государственной информационной политики зависит от многих факторов: наличия концепции, существующей законодательной базы, информационно – коммуникативных сетей, информационного обеспечения деятельности органов власти, государственного управления информационными потоками и ресурсами.
Методология, стратегия, научные принципы современной государственной информационной политики изложены в Доктрине национальной безопасности Российской Федерации.
Ключевые понятия: власть, политика, информационная политика, гражданское общество
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определения, что такое информационная политика, государственная информационная политика, и выделите общее и особенное в них.
2. Что такое государственная информация, информационный статус, информационная потребность, информационный ресурс?
3. Каковы основные направления современной информационной политики России?
4. Перечислите принципы и технологии государственной информационной политики.
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Одинаков ли смысл государственной информационной политики и информационной политики государства?
2. По каким параметрам возможно сравнение информационной политики различных государств?
3. Возможно ли рассмотрение информации как стратегического ресурса государства? Почему?
4. Может ли государственная и негосударственная информационная политика служить государству и не удовлетворять интересам гражданского общества?
5. Каково место и роль информации в национальном интересе государства?
Основная литература
1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.
2. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 300 с.
3. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2006. – 224 с.
4. Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.
Модуль 3. Коммуникации и связи с общественностью в системе коммуникаций
Тема 1. Коммуникация и PR в системе коммуникаций
План
1. Коммуникация, коммуникационный процесс: понятие и типология.
2. Модели, способы, средства коммуникаций.
Краткое содержание
В научной литературе существует несколько определений что такое «коммуникация». Общим суждением для них является признание наличия процесса передачи и обмена информацией.
Коммуникация– это смысловой аспект взаимодействия субъектов и объектов управления путем обмена информацией. Она связана с целенаправленной передачей и избирательным приемом информации, без которых невозможно движение социального прогресса.
Передавая и обмениваясь информацией, субъекты сигнализируют о своем существовании различным контрагентам и устанавливают с ними необходимые связи, позволяющие им играть различные роли.
В конце ХХ века процессы коммуникации вышли на новый уровень: попали в сферу интересов государства.
Типы коммуникаций: по субъекту - делятся на политическую, государственно-административную, международную, корпоративную и др.; по масштабу объекта – межличностная, групповая, массовая; по характеру взаимодействия – внутренняя, внешняя, деловая; по используемому коду – вербальная, невербальная; по характеру сообщения – конструктивная, деструктивная, нейтральная, по способу – неформальные контакты, организации, средства массовой коммуникации.
Типы коммуникационного взаимодействия в социальной структуре: иерархический, демократический, диалоговый.
К факторам формирования процесса коммуникации относятся:
- коммуникатор;
- сообщение;
- канал коммуникации;
- аудитория.
Американский социолог Г.Лассуэл в 1948 году дополнил процесс коммуникации 5-тым элементом - уровень эффективности.
Развитие процесса коммуникации привело к появлению различных их моделей: математическая, кибернетическая, социально-психологическая.
Применение коммуникативных моделей помогает создавать в информационном пространстве эффективный механизм взаимодействия субъектов и объектов управления.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое коммуникация?
2. По каким критериям осуществляется типология коммуникаций и каковы её варианты?
3. Каковы типы коммуникационного взаимодействия?
4. Проанализируйте основные модели коммуникации.
5. Перечислите способы и средства коммуникации.
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Как вы понимаете «результирующую» особенность коммуникационного процесса?
2. По вашему мнению, есть ли необходимость дополнить факторы, формирующие процесс коммуникации, ещё одним - эффективностью?
Основная литература
1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.
2. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 300 с.
3. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2006. – 224 с.
4. Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.