Кафедра социально-политических и исторических наук
Министерство Образования Республики Беларусь
Учреждение Образования
Брестский Государственный Технический Университет
Кафедра социально-политических и исторических наук
Реферат по идеологии
на тему:
Правительство-Совет Министров Республики Беларусь
Проверила Грибова С.В.
Выполнила студентка группы МЭ-21
Брест 2005
содержание
1.Правительство Республики Беларусь………………………………………….3
2.Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь……4
3.Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь………..7
4.Компетенция Правительства…………………………………………………...9
5.Организация деятельности Правительства…………………………………..15
6.Список литературы…………………………………………………………….17
Правительство Республики
Беларусь.
Понятие правительства:
Правительство - это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответсгвии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
Правительство занимает важное место в системе органов осударственной власти. Оно является основным, центральным Институтом управления государсгвенными делами. Ни одно государство не может обойтись без правительства.
Правительство вступает в тесные взаимоотношения с другими органами государственной власти, прежде всего с Президентом и Парламентом.
В отличие от конституций некоторых других государств (например, США) Конституция Беларуси прямо предусматривает образование и деятельность Правительства как коллегиального органа государственной власти, осуществляющего функции управления. Его основные полномочия закреплены в Конституции, а также в Законе « О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государсгвенных органах».
В Республике Беларусь Правительство имеет название - Совет Министров.
Форма правления часто предопределяет порядок образования и деятельности правительства. В президентских республиках оно менее самостоятельно, иногда не представляетсобой коллегиальный орган с властными полномочиями. В государствах парламентарной формы правления правительсгво является коллегиальным органом, олицетворяющим исполнительную власть. Такое правительство несет ответственность перед Парламентом, обычно форпгирующим правительсгво, за состояние дел в государстве и обществе. Поэтому в этом случае ему важно пользоваться доверием большинства членов парламента.
Отношения между Правительством, Парламентом и судами в Республике Беларусь более определенные. Что же касается влияния Президента на Правительсгво, его деятельносгь, то оно вполне типично для президентских республик. Президент юридически не входит ни в одну ветвь власти, однако обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной
власти, которьre свидетёльствуют о том, что, как и в других, президентских республиках, он является реальным главой , этой ветви власти.
По своему политическому или партийному составу правительство может быть партийным(однопартийным или коалиционным) и беспартийным.
Различают правительства партийного большинсгва и правительства партийного меньшинства.
В кризисные периоды исгории могут создаваться правительсгва национального единсгва, когда в интересах преодоления угрозы (экономической, военной и т.п.) партии отбрасывают сущесевующие между ними разногласия и формируют правительствo.
Компетенция Правительства.
Являясь центральным органом государственного управления, Правительсгво наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения.
Основные полномочия Правительства предусмотрены
в Конституции, детально они раскрываются в Законе от 5 мая 1998 г.
« О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах».
Согласно Конституции и Закону в экономической сфере Правительство:
- обеспечивает проведение единой экономической политики;
- регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию;
- разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития Республики Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию;
- разрабатывает основные направления развития экономики в целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по ускорению научно-технического прогресса;
- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;
- принимает меры по обеспечению оптимальных темпов развития производства, роста национального дохода и его рационального распределения;
- выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь,
- организует управление государсгвенной собственностью;
- имеет право создавать, реорганизовывать, ликвидировать предприятия, организации, учреждения, объединения, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь;
- содействует интеграции экономики Реслублики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит содтветствующие предложения
Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
- устанавливает экономическую ответственность субъектов хозяйствования за нарушение порядка оеуществления хозяйственной деятельности,если эта ответственность не была установлена законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь;
- в пределах полиомочий, предоставленных Президентом Республики Беларусь, регулирует внешнеэкономическую деятельность, в том числе определяет меры тарифного и нетарифного регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на территорию (с территории) Республики Беларусь, обеспечивает привлечение иностранных инвестиций;
- создает условия для свободного предпринимательства на основе равноправия всех форм собственности;
- осуществляет единую государственную политику в области использования и охраны земель, в пределах своих полномочий производит изъятие и предоставление земельных участков;
- координирует инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социально-экономического развигия государства;
- определяет государственную страховую политику;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов, принимает меры по обеспечению Республики Беларусь этими ресурсами и др.
В области бюджета и финансов:
- обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики;
- ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание Республики Беларусь Проект республиканского бюджета и отчет его исполнении;
- предоставляет в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, правительственные гарантии;
- разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой государственной политики цен и тарифов, совершенствованию сисгемы цен и тарифов;
- исходя из главных направлений единой государственной денежно-кредитной политики,определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов, а также совместно с Национальным банком Республики Беларусь регулирует обменный курс белорусского рубля;
- обеспечивает привлечение,распределечие и использование кредитов, формирующих внешнюю задолженность Республики Беларусь;
- определяет государственную политику в области защиты прав потребителей;
- осуществляет взаимодействие с Национальным банком Республики Беларусь, в том числе имеет право получать статистическую и другую информацию о деятельности банков.
В области занятости и труда:
- принимает меры по реализации гражданами Республики Беларусь права на труд, т.е. права на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием,способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также права на здоровые и безопасные условия труда;
- разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведению в жизнь соответствующей политики народонаселения;
- осуществляет меры по формированию и совершенствованию мотивационного механизма трудовой активности, усилению роли материальных и моральных стимулов в повышении эффективности и качества труда;
- осуществляет единую государственную политику, направленную на обеспечение полной и эффективной занятости трудоспособного населения, в том числе за счет совершенствования отраслевой структуры народного хозяйства и территориального размещения производительных сил;
- устанавливает минимальный размер заработной платы, а также в пределах своих полномочий определяет формы, системы и размеры оплаты труда работников государственных учреждений;
- определяет государственную миграционную политику.
В социально-культурной сфере:
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения;
- создает условия для поддержания установленного законодательством Республики Беларусь уровня социального обеспечения;
- принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты;
- принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования,обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации‚ с четом общественных и производственных потребностей;
- принимает меры по предупреждению инвалидносги и организации реабилитации инвалидов;
- определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения доходов семьи, стипендий, пенсий, других социальных пособий, выплат;
- разрабатывает и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, укреплению и поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением предоставленных женщинам прав и гарантий;
- осуществляет меры по формированию и реализации государствевенной молодежной политики;
- принимает меры по развитию и укреплению сети государственных общеобразовательных, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений;
- обеспечивает проведение государственной политики вобласти обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения, основных направлений развития и совершенствования системы здравоохранения, применения в этой сфере новых методов управления;
- содействует развитию физической культуры и спорта;
- осущесгвляет меры по развитию и улучшению работы учреждений культуры, архивных учреждений, обеспечивает охрану историко-культурного наследия, реставрацию и консервацию памятников, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, для духовного и эсгетического воспитания граждан, повышения их культурного уровня, содействует развитию профессионального искусства, литературы,национального книгоиздания и периодической печати;
- создает условия ддя свободного развития культуры всех национапьньи общностей, проживающих в Республике Беларусь;
- проводит государственную политику, направленную на сохранение и развитие белорусского и русского языков, создание надлежащих условий для развития языков других национальных общностей, проживающих на территории Республики Беларусь;
- принимает меры по обеспечению права граждан Республики Беларусь на свободу вероисповеданий;
- обеспечивает проведение единой научно-технической государсгвенной политики и др.
В области охраны окружающей среды:
- определяет государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов;
- определяет государственную политику в области гидрометеорологической деятельносги;
- осуществляет меры по охране, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению окружающей среды;
- определяет государственную политику в области обеспечения технической, ядерной и радиационной безопасности потенциально опасных объектов, предупреждения аварий и катастроф;
- обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;
- утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды;
- определяет порядок учета и ведения государственных кадастров природных ресурсов, осуществления мониторинга окружающей среды;
- принимает решения о создании заповедников, нациольнальных парков, заказников и иных особо охраняемых природных территорий республиканскогозначения,утверждает положения о них и их границы;
- утверждает порядок разработки экологических мероприятий, установления лимитов использования природных ресурсов и размещения отходов производства;
- объявляет в необходимых случаях отдельные участки территории Республики Беларусь зонами чрезвычайной экологической ситуации;
- организует работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобьиьской АЭС и принимает меры по ее реализации; обеспечивает развитие системы экологического воспитания и обучения граждан.
В области обеспечения законности и правопорядка:
- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступносгью;
- обеспечивает гарантированные Конституцией Республики Беларусь, законами и предусмотренные международньции обязательствами государства права и свободы граждан, защиту личности от любых противоправных действий, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Респубппки Беларусь, так и за ее пределами;
- определяет основные направления правовой работы ii органах государственного управления;
- руководит в пределах своей компетенции деятельностью республиканских органов государсгвеиного управления по обеспечению правопорядка и законности, реализации государственных программ борьбы с пресгупносгью;
- осуществляет меры по предотвращению создания и деятельности политических партий, общественных объединений и религиозныx организаций, имеющих целью насильсгвенное изменение конституционного сгроя либо ведущих пропаганду войны, социапьной, национапьной, религиозной и расовой вражды, а также препятствующих исполнению гражданами их государсгвенных, общественных, семейных обязанностей или наносящих вред их здоровью и нравственности.
В области обеспечения национальной безопасности и обороны:
- принимает меры по защите национальной безопасносги и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, кроме осуществляемых Президентом Республики Беларусь или другими определенными им государственными органами;
- решает вопросы военного строительетва, обеспечения Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь всем необходимым для надежной вооруженной защиты республики, а также строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов;
- осуществляет контроль за подготовкой граждан к военной службе и призывом их на военную службу, а также регламентирует воинский учет призывников и военнообязанных;
- руководит в пределах своей компетенции подготовкой народного хозяйства Республики Беларусь к работе в режиме и условиях военного времени, а также его мобилизационным развертыванием;
- вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь мобилизационные планы Республики Беларусь,планы накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве;
- осуществляет в соответствии со своей компетенцией руководство гражданской обороной Республики Беларусь.
В области внешней политики:
- осуществляет координацию деятельности в сфере отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями;
- принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;
- проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции;
- принимает меры по обеспечению вьшолнения международных договоров Республики Беларусь.
Правительсгво осуществляетряд других полномочий, в часгности в кадровой сфере, руководит деятельностью республиканских органов государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами. Правительство активно взаимодействует no ряду вопросов с Национальным собранием (прежде всего в законодательной сфере, исполнении законов), месгными Советами депутатов.
Министерство Образования Республики Беларусь
Учреждение Образования
Брестский Государственный Технический Университет
Кафедра социально-политических и исторических наук
Реферат по идеологии
на тему:
Правительство-Совет Министров Республики Беларусь
Проверила Грибова С.В.
Выполнила студентка группы МЭ-21
Брест 2005
содержание
1.Правительство Республики Беларусь………………………………………….3
2.Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь……4
3.Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь………..7
4.Компетенция Правительства…………………………………………………...9
5.Организация деятельности Правительства…………………………………..15
6.Список литературы…………………………………………………………….17
Правительство Республики
Беларусь.
Понятие правительства:
Правительство - это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответсгвии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
Правительство занимает важное место в системе органов осударственной власти. Оно является основным, центральным Институтом управления государсгвенными делами. Ни одно государство не может обойтись без правительства.
Правительство вступает в тесные взаимоотношения с другими органами государственной власти, прежде всего с Президентом и Парламентом.
В отличие от конституций некоторых других государств (например, США) Конституция Беларуси прямо предусматривает образование и деятельность Правительства как коллегиального органа государственной власти, осуществляющего функции управления. Его основные полномочия закреплены в Конституции, а также в Законе « О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государсгвенных органах».
В Республике Беларусь Правительство имеет название - Совет Министров.
Форма правления часто предопределяет порядок образования и деятельности правительства. В президентских республиках оно менее самостоятельно, иногда не представляетсобой коллегиальный орган с властными полномочиями. В государствах парламентарной формы правления правительсгво является коллегиальным органом, олицетворяющим исполнительную власть. Такое правительство несет ответственность перед Парламентом, обычно форпгирующим правительсгво, за состояние дел в государстве и обществе. Поэтому в этом случае ему важно пользоваться доверием большинства членов парламента.
Отношения между Правительством, Парламентом и судами в Республике Беларусь более определенные. Что же касается влияния Президента на Правительсгво, его деятельносгь, то оно вполне типично для президентских республик. Президент юридически не входит ни в одну ветвь власти, однако обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной
власти, которьre свидетёльствуют о том, что, как и в других, президентских республиках, он является реальным главой , этой ветви власти.
По своему политическому или партийному составу правительство может быть партийным(однопартийным или коалиционным) и беспартийным.
Различают правительства партийного большинсгва и правительства партийного меньшинства.
В кризисные периоды исгории могут создаваться правительсгва национального единсгва, когда в интересах преодоления угрозы (экономической, военной и т.п.) партии отбрасывают сущесевующие между ними разногласия и формируют правительствo.