БИЛЕТ 56 Правовое регулирование и социально-правовые гарантии в области занятости населения.
Правовое регулирование и социально-правовые гарантии в области занятости населения
Правовое регулирование занятости населения в РФ осуществляется:
· Конституциею РФ. Ст.37 Конституции России закрепляет право граждан на защиту от безработицы. /безработных: в России 1,5 млн.,
· Международно-правовыми актами в сфере занятости (межгосударственные, межправительственные договоры, соглашения, конвенции МОТ №159, не ратифицирована конвенция 1996 г. №178).
· Трудовым кодексом.
· Другими федеральными законами, которые предусматривают льготы для отдельных категорий граждан.
· Федеральным законом от 19 апреля 1991 г. «О занятости в РФ».
· Законами субъектов РФ.
· Указами президента, которые предусматривают льготы для отдельных категорий граждан.
· Постановлениями правительства РФ (от 14 июня 1997 г., от 22 апреля 1997 г., которые утверждают положения об организации общественных работ и порядок регистрации безработных.
· Приказ Минздравсоцразвития ( от 29 июля 2005 г № 485), который утвердил положение о порядке финансирования мероприятий по содействию занятности населения и социальной поддержке безработных граждан.
· Региональные акты (постановление правительства Саратовской области от 7 февраля 2008 г., в котором утверждена величина прожиточного минимума).
· Коллективными договорами и соглашениями.
Институт занятости
Занятость – это не противоречащая законодательству РФ деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая заработок, трудовой доход.
Занятость это фактическая реализация права на труд, охватывающая следующие виды деятельности:
1. Работа по трудовому договору в течении полного или неполного рабочего времени, включая временные, сезонные работы, общественные работы. При этом временное отсутствие на работе (отпуск) не прерывает состояния занятости.
2. Предпринимательство (зарегистрированное в особом порядке) в т.ч. фермерство. Предприниматели считаются занятыми даже в том случае, когда их деятельность не приносить дохода, прибыли.
3. Работа в подсобных хозяйствах и промыслах, в результате которой продукция реализуется на основе договора.
4. Работа на оплачиваемых должностях, в замещаемых в порядке избрания, назначения, утверждения.
5. Работа на основе членства в производственных кооперативах.
6. Военная, альтернативная, гражданская служба.
7. Учеба на любых очных видах обучения образовательных заведениях, в т. ч. по направлению службы занятости.
8. Учредительство, участие в хозяйственных товариществах, обществах, производственных и потребительских кооперативах.
Все остальные граждане считаются незанятыми, среди них могут быть безработные. Но, если у вас есть дипломная по экономике, вы сможете устроится на нормальное место работы.
Граждане выбирают вид занятости:
· Самостоятельно
· Через государственную службу занятости с предоставлением в соответствующих случаях социально-правовых гарантий и компетенций
· Через негосударственные службы занятости (но уже без права на гарантии и компенсации).
Государственная служба занятости включает:
1. Федеральную службу по труду и занятости.
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия в сфере занятости (в соотв. с законом «О занятости»).
3. Государственные учреждения службы занятости (районные центры занятости. Например, в Саратовской области 43 центра занятости).
Функции государственной службы занятости:
1. анализирование и прогнозирование рынка труда.
2. Разработка и реализация программ содействия занятости населения.
3. Содействие гражданам в поисках подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников).
4. Социальная и психологическая поддержка безработных граждан
5. Контроль за осуществлением законодательства в сфере занятости.
В службу занятости могут обращаться все граждане (занятые, и инвалиды, пенсионеры, незанятые). Служба занятости оказывает услуги бесплатно, их деятельность финансируется за счет государственного бюджета. Обращение гражданина в службу занятости порождает особые правоотношения, по которым гражданин вправе требовать предоставления подходящей работы, а при отсутствии оной – постановки на учёт, направления на профессиональное обучение и выплаты пособия по безработице. Служба занятости выступает посредником между субъектами будущих трудовых или ученических правоотношений. Её направление на работу или профессиональное обучение носит рекомендательный характер для граждан, и как правило, для работодателей. В ряде случаев предусмотрена законодательством ответственность, отказы от услуг службы занятости могут повлечь для гражданина приостановку выплаты пособия по безработице на срок до трёх месяцев. Отказ же инвалиду в приёме на работу может повлечь административную ответственность, отказ беременной женщине – уголовную.
Социальные гарантии занятости – один из инструментов как государственной социально-экономической политики в целом, так и государственного регулирования рынка труда. Меры социальной защиты граждан в сфере труда и занятости естественным образом встроены в систему социальной защиты населения.
В настоящее время в большинстве промышленно развитых стран система социальной защиты населения – это совокупность социальных гарантий, устанавливаемых государством и обязательных для выполнения хозяйствующими субъектами, независимо от вида деятельности или формы собственности
С точки зрения социальной защиты трудоспособного населения необходимо:
• обеспечить реализацию права человека на труд, гарантии занятости и отсутствие дискриминации в вопросах найма, увольнения и оплаты труда в соответствии с нормами общегражданского и трудового законодательства;
• реализовать в рамках государственного регулирования рынка труда принципы эффективной занятости, ориентированной на развитие индивидуальной рабочей силы человека в условиях функционирования системы непрерывного образования, обеспечивающей участие гражданина в программах подготовки и переподготовки кадров, повышение квалификации;
• государственное регулирование доходов и заработной платы, чтобы обеспечить минимальный уровень цены труда, гарантирующий уровень воспроизводства совокупной рабочей силы общества не ниже простого. Макроэкономическое регулирование процесса дифференциации трудовых доходов граждан должно способствовать повышению профессиональной и социальной мобильности граждан;
• официально установить реальный прожиточный минимум как в денежной форме, так и в натурально-вещественной форме "потребительской корзины" с учетом тенденций в дифференциации доходов и потребления населения.
Перечисленные меры общей социальной защиты дополняются специфическими мерами помощи отдельным группам населения, которые по объективным причинам либо вообще не могут трудиться, либо уровень их трудоспособности значительно снижен. Для этих групп населения социальная защита должна быть нацелена на то, чтобы размеры пенсий, пособий, стипендий не были ниже размера прожиточного минимума, своевременно пересматривались или индексировались. Необходимо создавать условия, при которых граждане данных категорий имели бы возможность по мере возможности и потребности реализовывать свои способности к труду, что позволит им чувствовать себя полноценными членами общества. Основные элементы механизма социальной защиты населения таковы:
• минимальный потребительский бюджет (МПБ);
• минимальная заработная плата;
• индексация доходов населения;
• государственное регулирование цен;
• минимальные пенсии, стипендии, пособия по безработице;
• минимальные социальные пособия, в том числе в виде натуральных выдач и льготного предоставления социальных услуг.
>