Тема 5. правовое регулирование занятости населения

Правовое регулирование и финансовое обеспечение занятости населения: правовая основа, значение. Политика государства в сфере занятости в условиях финансового кризиса. Понятие и виды занятости.

Система органов содействия занятости населения. Порядок трудоустройства отдельных категорий граждан.

Правовой статус и правила регистрации безработных. Гарантии обеспечения занятости.

Пособие по безработице, его размеры, порядок, сроки выплаты. Прекращение и приостановка выплаты пособия по безработице.

I. Для реализации гос. политики занятости населе­ния, фед. программ содействия занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий создана гос. служба занятости, кот. входит в систему Министерства труда и соц.развития и состоит из центров (комитетов, бюро и др.) занятости республик в составе России, краев, областей, городов фед. значения, округов, городов и районов. Административно-правовой статус органов службы занято­сти определен законом «О занятости населения в РФ» и Положением о федеральной службе занятости. Согласно закону «О занятости населения в Российской Федерации №36-ФЗ, занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст.1).

Правовая основа обеспечения занятости населения представлена законодательством о занятости населения (ст.6), кот. (см. текст в предыдущей редакции) основывается на Конституции РФ и состоит из Закона «О занятости населения», федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. (см. текст в предыдущей редакции) Законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ. Характеризуя законодательную базу политики занятости, необходимо подчеркнуть особую роль других законодательных актов, касающихся занятости населения, в частности, федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 180-ФЗ, предусматривающего поддержку малого предпринимательства в рамках федеральных региональных, отраслевых программ.

Финансовое обеспечение занятости населения закреплено в ст. 22 «Источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения»: 1. Мероприятия по соц. поддержке безработных граждан явл. расходными обязательствами РФ. Правительство РФ вправе предусматривать в порядке, установленном бюджетным законодательством, средства в федеральном бюджете в виде субсидий бюджетам субъектов на реализацию доп.мероприятий, направленных на: снижение напряженности на рынке труда субъектов; оказание содействия в трудоустройстве многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Порядок предоставления и расходования средств федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий устанавливается Правительством РФ.

Мероприятия по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и гос.учреждений службы занятости населения являются расходными обязательствами субъекта РФ. Субъекты вправе предусматривать в своих бюджетах средства на реализацию доп. мероприятий в сфере занятости населения. Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников.

Политика государства в сфере занятости в условиях финансового кризиса.Гос. регулирование рынка труда осущ. по трем основным направлениям: 1) трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в проф.подготовке и переподготовке (биржи труда); 2) стимулирование образования гибкого рынка труда. Правовое обеспечение трудовых отношений; 3) соц. защита пострадавших от безработицы людей (система вспомоществования).

В связи с начавшимся финансовым кризисом в России начались массовые увольнения. Причина увеличивающихся сокращений персонала – проблемы испытываемые компаниями вследствие развития эк. кризиса. Государство не препятствовало увольнениям и не принимало мер, направленных на трудоустройство лишившихся заработка людей. В стране практически не существует системы соц. поддержки безработных. Отсутствуют спец. программы по защите женщин, попадающих под сокращения. Констатировав возможный рост безработицы, правительство впервые признало соц. последствия финансового кризиса. Первый этап программы по снижению безработицы содержал превентивные меры по борьбе с безработицей - еженедельный мониторинг ситуации на региональных рынках труда и консультационно-разъяснительные работы. Второй этап - увеличение финансирования программ активной политики занятости, был направлен на повышение качества переподготовки и повышение квалификации безработных граждан. Задача гос. политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных социальных издержках. Следует стремиться к тому, чтобы каждый гражданин, обладающий нормальной трудоспособностью, в случае потери работы мог в короткий срок подыскать себе подходящее рабочее место. При этом государство не должно самоустраняться от помощи в трудоустройстве инвалидов и других социально незащищенных групп населения.

Меры преодоления безработицы в условиях кризиса: Государство обязано сформулировать общероссийские и региональные приоритеты в сфере занятости. Фед. приоритеты должны исходить из необходимости перехода страны к постиндустриальной экономике, главную роль в которой должны играть высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы телекоммуникаций и услуг. Региональные приоритеты - учитывать уровень эк. развития региона, отраслевую структуру его экономики, демографические особенности и т.д. Ясное понимание стратегических целей в сфере занятости станет основой для разработки федеральных и региональных программ создания и обновления системы рабочих мест. Одним из важнейших элементов государственной политики занятости должно стать развитие законодательных и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между системой профессионального образования и предприятиям. Важной целью является создание стабильной сети контактов между работодателями, учреждениями профессионального образования и государством.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. В зависимости от продолжительности и режима занятости выделяют такие ее формы: 1) Полную- деятельность работника в течение полного рабочего дня (недели, сезона), которая приносит прибыль в нормальных для данного региона размерах. 2) Неполную - занятость определенного лица в течение неполного рабочего дня или с неполной эффективностью, с неполной оплатой. Неполная занятость может быть «принудительной», что обусловлено эк. причинами (сокращением объемов производства, циклическим развитием экономики, реконструкцией предприятия и т.п.). Добровольная неполная занятость, связанная с соц.факторами - воспитанием детей, уходом за больными членами семьи, совмещению работы и учебы называется частичным. Этот вид занятости возникает по инициативе работника. К частично занятых могут относиться женщины - домохозяйки, студенты, пенсионеры. В зависимости от сферы применения труда выделяют основную и дополнительную занятость, которые и это могут называться первичной и вторичной. Основная занятость, или первичная - это деятельность в пределах нормативного рабочего дня, недели по основному месту работы. Дополнительная занятость - это занятость сверх нормативного рабочее время.

II. Система органов содействия занятости населения. Работу органов службы занятости возглавляет и организует Министерство труда и соц. развития РФ с его органами на местах. Министерство «возглавля­ет и организует деятельность фед. гос. службы занятости населения и службы по урегулированию кол­лективных трудовых споров». Оно создает свои террит. органы службы занятости и урегулирования коллективных тру­довых споров. Следует иметь в виду, что территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответ­ствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы за­нятости координируют свою деятельность с деятельностью соот­ветствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Гос. служба занятости населения включает (ст.15): 1) уполномоченный Правительством РФ фед. орган исп. власти; 2) органы исп. власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению соц.выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; 3) гос.учреждения службы занятости населения.

Деятельность государственной службы занятости населения направлена на: 1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; 2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; 3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; 4) организацию мероприятий активной политики занятости населения; 5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ; 6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Порядок трудоустройства отдельных категорий граждан. Законодатель установил доп. гарантии занятости для отдельных категорий населения (ст. 13 Закона РФ о занятости). В частности, государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в получении работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания доп. рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов) и др. К гражданам, особо нуждающимся в трудоустройстве, относятся:- молодежь, в том числе выпускники учебных заведений;- одинокие и многодетные матери, воспитывающие несовершеннолетних детей;- инвалиды труда и войны;- женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов;- лица предпенсионного возраста;- лица, освобожденные из мест лишения свободы;- беженцы;- вынужденные переселенцы и некоторые другие категории незанятого населения.

Для данных категорий граждан предусмотрены доп. гарантии занятости (ст.13):

1. Государство обеспечивает доп. гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в соц. защите и испытывающих трудности в поиске, которых работодатель обязан трудоустроить - для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по спец. программам и др. мерами.

2. Гражданам, увольняемым из организаций, от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

3. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на гос. и мун. унитарные предприятия.

Наши рекомендации