Применение права как форма реализации права

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организа­ции добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых исполь­зуют субъективные права, исполняют обязанности и соблю­дают установленные законом запреты. Вместе с тем в неко­торых типичных ситуациях возникает необходимость госу­дарственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это, преж­де всего, нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными орга­нами и должностными лицами внутри государственного ап­парата имеют в большинстве своем характер власти и под­чинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т.е. акты приме­нения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникнове­ния спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обра­щаются для разрешения конфликта в компетентный госу­дарственный орган (так, хозяйственные споры между орга­низациями рассматривают арбитражные суды).

В-четвертых, применение права необходимо для опре­деления меры юридической ответственности за совершен­ное правонарушение, а также для применения принудитель­ных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Таким образом, применение права — это властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

№ 36 Понятие, виды и акты толкования норм права. Толкование права — это интеллектуально-волевая де­ятельность по установлению подлинного содержания пра­вовых актов в целях их реализации и совершенствования.

Толкование — не обычный мыслительный процесс, не просто акт познания, а деятельность (интеллектуально-во­левая, организационная), процесс, протекающий во време­ни. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.

Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм "для себя". Разъяснение же — объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

Более глубокий анализ позволяет характеризовать тол­кование права как специфическую деятельность, как осо­бое социальное явление, как своеобразный фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое условие правового регулирования.

Под толкованием, подразумевается и искусство пости­жения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение (жесты, позы, тексты, речь).

В зависимости от юридических последствий, различают: офи­циальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами — государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в специаль­ном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное при­менение.

Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полно­мочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы.

Официальное толкование различают двух видов — норматив­ное (общее) и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование не ведет к созданию новых право­вых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих.

Среди нормативного толкования различают: аутентичное (ав­торское) и легальное (разрешенное, делегированное).

Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно осно­вано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения.

Легальное толкование. Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это пору­чено, разрешено.

Казуальное толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкова­нию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотре­ния конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения — правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел.

Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, даваемое не уполномоченными на то субъектами.Не являет­ся юридически значимым. Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное (научное).

Обыденное толкование может осуществляться любым гражда­нином. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов.

Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведу­щих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в об­ласти права).

Среди неофициального толкования особое место занимает доктринальное (научное) толкование. Оно так же, как и вышена­званные виды неофициального толкования, не имеет юридичес­кой силы.

Акт толкования права — это такой правовой акт, который состоит в разъяснение смысла юридических норм. Особенности актов толкования права:1) представляют собой разъяснение смысла юридических норм;2) содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;3) не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют; 4) не являются формой и источником права.

Различают следующие виды актов толкования права:

1) в зависимости от типов официального толкования они подразделяются на акты нормативного (аутентичные и легальные) и казуального толкования; 2) в зависимости от органов, дающих толкование, — на акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурор­ских органов и т.п.; 3) в зависимости от предмета правового регулирования — на акты толкования уголовного права, административного, граждан­ского и т.д.; 4) в зависимости от характера — на материальные и процессуальные акты; 5) в зависимости от формы — на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.; 6) в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения

Пробелы в праве

Пробел в праве – это отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств,находящихся в сфере правового регулирования, отсутствие нормы права для урегулирования какого-либо вида общественных отношений. Существуют действительные и мнимые пробелы в праве. Действительный пробел – отсутствие нормы права, регулирующей конкретное общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования.

Мнимым является пробел, когда определенный вопрос не регулируется правом, хотя по мнению того или иного лица, группы лиц, должны быть урегулированны нормами права. Различаются первоначальная и последующая пробельность в праве. Первая обусловливается тем, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования, а вторая вызывается появлением новых общественных отношений, которые не могли быть предусмотренны законодателем. Главным путем устранения пробелов является правотворчество. Для временного устранения пробела предусмотрено два способа: аналогия закона – решение конкретного дела на основе правовой нормы, которая рассчитана на регулирование похожих общественных отношений, близких по своему значению и характеру; аналогия права – решение конкретного дела исходя из принципов права в целом, отрасли или института данной отрасли права. Пробелы в праве могут восполняться путем аналогии лишь в том случае, если это прямо разрешено законом. Применение аналогии недопустимо в уголовном и административном праве. При рассмотрении конкретных юридических дел может оказаться, что в законодательстве отсутствуют нормы, которые рассчитаны на регулирование соответствующего отношения. Такая ситуация именуется в теории пробелами в праве.

Причины пробельности законодательства достаточно разнообразны. Чаще всего называют следующие причины появления пробелов в законодательстве:

1. Появление новых общественных отношений и их усложнение;

2. Упущения со стороны законодателя.

Пробел в праве может быть восполнен только созданием новых норм, которые регулировали бы общественные отношения. Таким образом, основное средство устранения пробелов – это правотворчество. Однако возможно разрешение юридического дела в случае пробела в праве и до издания соответствующим правотворческим органом новых правовых норм. В этом случае прибегают к аналогии.

В общей теории права проводится различие между близкими по смыслу, но не совпадающими понятиями: восполнение пробела и преодоление его. Следует уяснить то обстоятельство, что аналогия является только юридическим приемом, позволяющим лишь преодолеть, но не устранить пробел. В данном случае речь идет только о преодолении пробелов в праве.

Принято выделять 2 основных способа преодоления пробелов:

1. Аналогия закона

2. Аналогия права

Аналогия закона – это способ преодоления пробелов в праве путем применения нормы законодательства, регулирующей сходные отношения.

Аналогия права – это способ преодоления пробелов в праве путем принятия решения по конкретному делу на основе общих начал, общих принципов права.

Наиболее часто аналогия закона и права применяется в сфере гражданско-правовых отношений. В частности, в статье 5 Гражданского Кодекса Республики Беларусь записано:

«1. В случаях, когда предусмотренные ст. 1 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы актами законодательства или соглашением сторон, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования в указанных случаях аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из основных начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права).

3. Не допускается применение по аналогии норм, ограничивающих гражданские права и устанавливающих ответственность».

В отличие от гражданского (частного) права, в уголовном и административном праве применение аналогии запрещено.

№ 38Понятие, определение, признаки, виды и состав правоотношений. Юр пр-ии и фикции

Понятие.Различные жизненные отношения между людьми и организациями имеют различные стороны и формы внешнего выражения. Они могут быть моральными, политическими, национальными и религиозными, в т.ч. и правовыми. Каждое обществ. отношение представляет собой сложное и многогранное явление, которое может включать различные элементы общественных интересов и потребностей. Одни из них охватываются правовым регулированием, др. нет. Следовательно, не все общ. отношения и не в полном объеме могут приобретать юр. форму. Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, который определяется нормами права. Более того не все общ. отношения объективно могут быть юридическими. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, если речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость. Когда же речь идет мыслях и чувствах, не отражающих их действие, говорить об их юр. природе нельзя. Правоотношение – это только одна сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма его выражения. Определение:Правоотношение – это такое общ. отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юр. правами и обязанностями, охраняемыми гос-вом.Это та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права. Характерные признаки правоотношения: 1. Это такая форма фактического общ. отношения, которая складывается на основе правовых норм. 2. Участники правоотношения наделяются взаимными юр. правами и обязанностями; 3. Правоотношения имеют сознательно-волевой характер.(с одной стороны, они возникают на основе правовых норм, явившихся продуктом сознательно-волевой деятельности людей, с другой – реализация прав и обязанностей осуществляется посредством волевых, сознательных действий людей.) 4. Правоотношения гарантируются гос-вом и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Гос-во создает условия для полной реализации правовых норм. В случае нарушения меры свободы правомочных или обязанных лиц, оно принимает принудительные меры к ее обеспечению

Правовые отношения – это часть общественных отношений, регулируемых нормами права, субъекты которых являются носителями субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. Виды:

По правовой принадлежности (т.е. по объектам воздействия) правоотношения соответствуют тем отраслям права, нормы которых они реализуют (государственно-правовые, гражданско-правовые, семейные и т.д.).

По субъектам правоотношения можно разделить на конкретные (существует связь индивидуально определенных субъектов – управомоченного и обязанного), общие или абсолютные (всеобщая юридическая индивидуально определенных управомоченных субъектов с неопределенным кругом обязанных лиц).

Деление по генетической и функциональной связи (по месту в механизме правового регулирования) соответствуе делению норм права по организационным формам: материальные (основные) и процессуальные (производные) правоотношения. В свою очередь последние могут быть процессуально-регулятивными и процессуально-охранительными.

По характеру воздействия (функциям права) правоотношения бывают регулятивные (активного и пассивного вида), которые соответствуют всем регулятивным отраслям; их деление зависит от того, как определяется содержание юридической обязанности: совершение действий (активное) или воздержание от действий (пассивное); охранительные – правоотношения, возникающие из применения санкций правовых норм, оформляющих юридическую ответственность.

По целям воздействия правоотношения делятся на статические, имеющие целью закрепление сложившихся общественных отношений, и динамические, призванные вызвать прогрессивные изменения в регулируемых общественных отношениях.

По содержанию выделяют простые правоотношения, не расчлененные на составные части (купля-продажа); сложные – включающие систему самостоятельных правоотношений, составляющих в системе единство направленного действия (исправительно-трудовое).

Элементы состава правоотношения:

Субъекты права – это граждане (физические лица) и юридические лица, которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей.

Правоспособность – это установленная (признаная) в законе возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей, предпосылка существования субъективного права.

Дееспособность – это установленная (признаная) в законе возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.Презумпция (лат. praesumptio — предположение) — предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.

Существенным признаком презумпции является их предположительный характер. Презумпции — это обобщения не достоверные, а вероятные. Однако степень их вероятности очень велика и основывается она на связи между предметами и явлениями объективного мира и повторяемости повседневных жизненных процессов.Правовые презумпции — разновидность общих презумпций. Они отражают обычный порядок связей между предметами и явлениями только в сфере права либо только в связи с правом. Правовые презумпции прямо или косвенно закрепляются в нормах права.

Правовая фикция — несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.

Фикции — это положения заведомо неистинные. Однако они широко используются в различных отраслях знаний. Будучи закрепленной в законодательстве, фикция становится правовой (юридической).Применялись правовые фикции уже в древних правовых системах. Таковой, была фикция римского права о признании «по вымыслу» иностранца римским гражданином, если он выступал истцом или ответчиком в гражданских сделках.

39Понятие и виды субъектов правоотношен.

Это- участники правов. отношен.обладающ. суб. права-ми и юр. обязан. Виды:Индивид. (граждане, иностр, апатриды, бипатриды) и коллектив. (гос-во, гос. и негос. организац) субъекты. Мера участия субъектов правоот- нош. определ-ся их правоспос. и дееспособ. Правоспос.- способность иметь юр. права и нести юр. обязан. (с рож-дения). Дееспособн.- способность лица своими действ. осущест. свои права и обязан. Она зависит от возраста (полная 18лет, частичная 14-18 лет), состояние здоровья (недееспособн.-решен.суда, ограничен– злоупотреб-ние).

Иностр. и лица без гражд. как участники правоотнош. приравнив. к гражданам, с некотор. ограничениями – избирать и быть избран-ым в представ. органы власти, занимать определ. гос. должности, служить в ВС.

Коллектив. праводееспособ. ограничив. целями и задача-ми ради котор. создаются. Дееспособ. выражается в дей-ствиях определ. долж. лиц, выступающ. от имени всей организации. Специфич. участник –гос-во. В гос.-право-вых и админист.-правов. отношениях занимает ведущее место – осуществ. борьбу с преступностью, регулир. уго-ловно-правов. отношен., представляет страну на между-народ. арене и др. Гос. и негос. организ. различаются в зависим. от того какие функции осуществляют–публичн. и частные. Гос. организ носят публич. хар-ер, они суще-ствуют не зависимо от воли его членов (правительство, суд). Негос. – строют свою деят-ть на частно-правов. на-чалах, преследует частные цели (коммерч. банк) и интересы членов и могут прекратить свое существов. по воли этих лиц.

Содержание правоотношений

Прав. отнош.- общ. отнош. м/у лицами связанными взаим. правами и обязан., охраняем. гос-ом.

Граждан. общество предполагает – права одних удов-летвор. по средством обязан. других. Объем и пре-делы суб. прав и юр. обяз. определяется нормами права.

Суб. право– предостав. и охраняем. гос-ом возможность субъекта по своему усмотрению удовлетвор. интересы предусмот. объектив. правом. Проявляется в 3 разновид-ях: 1. Положит. поведен. управомо-ного при удовлетвор. своих интерес. (фермер, наркот. культур.) Гос-во не до-пускает злоупотреблен. правом, по средствам привлеч. к ответствен.

2. Возможности требовать управомоч-м субъектом определ. поведения от обязанных при удовлет. своих интересов (покупатель-продавец, передача товара)

3. Возможность обратится к гос. органам за защитой наруш. прав (суд) т.е. принудительная реализация.

Юр. обязан.– предусмот. закон-ом необходимость должного поведения участника отношений в интересах управомоч. субъекта.

Выражается в: 1. Необходимости совершать активн. положит. действия в пользу управомоч. лиц (Продовец-покупотелю-товар).

2. Необходимость воздержания от действий запрещен. НП (нор.права)

Т.О. содержание суб. права образует мера дозволенного поведения, а содержание обязан-ти – мера должного необходимого поведения.

Наши рекомендации