Глава XVI. Применение права. Применение права как особая форма реализации права

ГЛАВА XVI

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА

Применение права как особая форма реализации права

Как уже было отмечено выше, в общей теории права выделяют три основных способареализации норм права: использование

(субъективного права),исполнение (субъективной правовой обязан­ности, имеющей активный характер) исоблюдение (общего запрета, или пассивной правовой обязанности). Помимо них в теории при­сутствует и четвертый, специфический, способ реализации норм права, который называетсяправоприменением.

Право как таковое (в своем эйдетическом смысле) не нуждается в содействии государства для своегонормального функционирования. В большинстве случаев субъекты права самостоятельно и добровольно осуществляют свои права и исполняют обязанности. Но так бывает не всегда. Описанный выше (в главе XI «Действие права») механизм действия права предусматривает и такие варианты, когда субъекты права не могут самостоятельно осуществить свои права или не ис­полняют возложенных на них правовых обязанностей. Фактически речь идет о возникновении препятствий для нормального порядка реализации права, нормального протекания правовой коммуникации, которые свидетельствуют о наличииповеденческих правовых кол­лизий, илиправовых конфликтов.

Подправовыми коллизиями следует пониматьпротиворечия,возникающие между отдельнымиэлементами правовой системы, ко­торые нуждаются в устранении для ее нормального функционирования

Глава XVI. Применение права

(действия).' Можно выделитьнормативные и поведенческие пра­вовые коллизии (правовые конфликты).

Нормативные правовые коллизии возникают в результате про­тиворечий, имеющих место, например, при интерпретации текстов разных законов, направленных на регулирование одних и тех же об­щественных отношений. Нормативные коллизии возникают на пер­вично-информационной стадии правовой коммуникации.

Поведенческие правовые коллизии (правовые конфликты) воз­никают либо в результате фактической невозможности реализовать субъективные права и правовые обязанности, либо в результате не­надлежащего их осуществления. Поведенческие коллизии возникают на поведенческой, процедурной стадии правовой коммуникации.

Таким образом, правовые коллизии представляют собой разно­видностьпомех, которые возникают в ходеправовой коммуникациии являютсяпричинами ее разрыва. Путей разрешения правовых коллизий (путей восстановления правовой коммуникации) достаточно много, но определенного родаповеденческие правовые коллизиимогут быть устранены только посредствомвластной, легитимной и коммуникативно-правовой деятельностигосударства.

Например, гражданин, достигший необходимого пенсионного возраста, может реализовать свое право на пенсию только послена­значения ее государственными органами социального обеспечения. Лицо, желающее осуществить свое право на приобретение оружия самообороны, должно получить для этого в органах МВДгосудар­ственную лицензию. Супруги, имеющие право на раздел совместно нажитого имущества при разводе, в случае спора могут реализовать свое право только порешению суда. Водитель, нарушивший правила дорожного движения, подвергаетсяадминистративному штрафу.

' Ср.: «В общественной жизни всегда возникает множество противоречии. Среди них можно выделитьюридические коллизии как противоречия между пра­вовыми нормами, актами и институтами и притязаниями, действиями по их изме­нению, нарушению, отторжению. Коллизии такого ряда отличаются специфиче­скими признаками. К ним относятся:

—законная процедура рассмотрения;

— использование и оценка доказательств;

— наличие органа, уполномоченного разрешать коллизии;

—признание обязательной силы решения по спору;

—компенсация ущерба и восстановление прежнего юридического состоя­ния...» (Тихомиров Ю. Публичное право. М., 1995. С. 252-253).

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Во всех этих случаях имеет местоприменение права, которое и выступает какособая форма его реализации.

Следует иметь в виду, что общепринятое наименование такой деятельности — «применение права» — скорее дань этатистской традиции, чем отражение подлинных правовых реалий. На самом деле речь, конечно, идет оприменении норм права, а не права как целостного явления.

Применение государственно-организованного права можно определить какпринудительно-властную деятельность государ­ства (его органов и должностных лиц), направленную на разрешение конкретныхповеденческо-правовых коллизий в соответствии с нормами права. В отличие от других форм реализации права,госу­дарственному правоприменению присущи следующие признаки:

1) имеет властный и принудительный характер и осуществля­ется специальными субъектами — правоприменителями, наделен­ными в пределах своей компетенции правом принимать обязательные для других субъектов решения;

2) направлено на установление индивидуальных правовых по­следствий — субъективных прав и обязанностей и их реализацию;

3) установление субъективных прав и правовых обязанностей связано с дискрсцией, т. е. самостоятельным властным установле­нием их содержания (по усмотрению) исходя из требований правовых текстов и конкретных обстоятельств дела;

4) осуществляется в процессуальной форме;

5) завершается вынесением индивидуально-нормативного ге­терономного правового акта — так называемого правоприменитель-ного акта.

Необходимо иметь в виду, что механизм правоприменения существует и в социальном праве, но там он имеет свою специ4>ику. Например, церковное право предусматривает существование церковных судебных органов, которые осущест­вляют правоприменительную деятельность. В различных социальных организа­циях (семье, политической партии, сельском сходе) также существуют индивиду­альные или коллективные субъекты правоприменения. Подобного рода правоприменительные органы не всегда в своей деятельности связаны процессу­альными нормами и не всегда обладают достаточными возможностями для прину­дительного осуществления принимаемых решений (правда, такие возможности далеко не всегда есть и у государства).

Следует особо подчеркнутькоммуникативную направлен­ность, эйдетически присущую правоприменительной деятельности

Глава XVI.Применение права

так же,как и праву вообще. Дело в том, что если рассматривать право как легитимированный порядок отношений, основанный на созна­тельном участии в нем всех субъектов, то это предполагает участие заинтересованных субъектов и в осуществлении правоприменительной деятельности. Именно поэтому применение права не одностороннее волеизъявление властного субъекта, а коммуникативно-правовой процесс, который имеет целью восстановление правовой коммуни­кации и соответственно правопорядка.

Так, Постановление ВЦИК и СНК от 10 декабря 1934 г., в соответствии с которым дела по обвинению в участии в террористических организациях и терро­ристических актах слушались без участия сторон, кассационное обжалование не допускалось, а приведение приговора в исполнение осуществлялось немедленно, являлось неправовым не потому, что оно несправедливо и незаконно (а это имело место), нарушало какие-либо абстрактные права человека и т. д., а прежде всего потому, что оно как таковое и не могло породить права. Данное Постановление просто исключало правовую коммуникацию с лицом, в отношении которого при­менялось это Постановление. А поскольку суд как правоприменительный орган должен устанавливать «истину» по делу, то это возможно лишь при наличии опре­деленных прав и обязанностей у лица, привлеченного в качестве подсудимого, т. е. при его коммуникативно-правовом взаимодействии с судом.

Стадии применения права

Применение права представляет собой сложный процесс, вклю­чающий несколько стадий.

Напервой стадии правоприменительного процесса происходит установление фактических обстоятельств дела. Правопримени-тель уясняет, какие фактические (объективно имевшие место) об­стоятельства привели к юридической коллизии. В необходимых слу­чаях для этого собираются доказательства (документы, показания свидетелей, заключения экспертов, орудия преступления и т. д.). Возможность применения права обусловлена тем, что фактические обстоятельства должны находиться в сфере нормативного правового регулирования, т. е. являться юридическими фактами, предусмотрен­ными нормами права в качестве оснований для возникновения, из­менения или прекращения правовых отношений. Необходимо также исследоватьвсе обстоятельства, имеющие значение для разрешения правовой коллизии. Деятельность субъектов, направленная на установле­ние с помощью юридических доказательств истинности обстоятельств дела, называетсяпроцессуальным доказыванием (С. С. Алексеев).

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Навторой стадии имеет местоправовая квалификация, т. е.

правовая оценка фактических обстоятельств, имевших место. Для этого правоприменитель выбирает правовую норму, на основании которой возможно урегулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. При этом происходит сравнение юридических фактов, предусмотренных правовой нормой, и фактических обстоятельств дела. Для этого правовую норму необходимо правильно истолковать, интерпретировать, т. е. уяснить ее смысл, обратившись к официаль­ному текстуальному источнику, и в том числе определить пределы ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В случае отсутствия правовой нормы и наличия необходимости правового регулирования рассматриваемой коллизии правоприменитель должен решить вопрос о возможности использования аналогии права или закона для разрешения данного дела.

Третья стадия — вынесение решения по разрешению пра­вовой коллизии. На данной стадии правоприменитель соотносит фактические обстоятельства правовой коллизии с их юридической квалификацией и принимает решение, устанавливающее, изменяющее, отменяющее или конкретизирующее права и обязанности участников правовой коллизии, в том числе и обязанности претерпевания при­нудительных мер воздействия правонарушителями, предусмотрен­ных санкциями правовых норм.

Поскольку применяемые нормы могут включать в себя относи­тельно определенные гипотезы, диспозиции и санкции, правопри­менитель (и интерпретатор) должен по своемуусмотрению выбрать тот вариант решения, который более соответствует конкретным об­стоятельствам дела (целесообразности). При этом недопустимо пе­рерастание усмотрения в произвол, что является отступлением от принципа законности.

Вынесение решения заканчивается принятиеминдивидуально-нормативного гетерономного правового акта, который называется правоприменительным актом, илиактом применения права.

Начетвертой стадии происходитконтроль за исполнением принятого решения. Применение права не заканчивается вынесе­нием обязательного для исполнения правоприменителыюго акта. Акт применения права не самоцель, а законное основание для принуди­тельно-властного регулирования поведения участников правовой

Глава XVI.Применение права

коллизии. Поэтому только исполнение принятого решения устраняет правовую коллизию и позволяет правовому механизму функциони­ровать нормально. Контроль за исполнением правоприменительного акта может осуществляться как самим органом (должностным ли­цом), принявшим акт, так и иными государственными органами (долж­ностными лицами), наделенными соответствующими властными правомочиями.

Наши рекомендации