Формы реализации права. Применение права как особая форма его реализации.

Реализация права- это воплощение в жизнь требований юр.норм.

Реализация права предпологает только правомерное поведение субъектов права.

Формы реализации права:

- Активные (оложительные действия-покупка квартиры, вступление в брак, выборы)

- Юр.значимые бездействия (не явка на выборы)

По характру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют:

-соблюдение

- исполнение

- использование

-применение

1. По субъектному составу

- индивидуальные

- коллективные

2. по характеру действия субъектов, степени их активности и направленности

Соблюдение норм права – такая форма реализации права, при которой субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов, здесь реализуются запрещенные нормы.

(переход на красный свет, ходить в куртках в академии)

Исполнение подразумевает исполнение субъектами возложенных на них юридических обязанностей. Субъекты осуществляют активные действия и реализуют обязывающие нормы права(обязаны платить налоги, посещать лекции)

Использование норм права предполагает использование субъектами предоставленных им прав по их желанию(как активных так и пассивных)Здесь осуществляется реализация управомачивающих норм(право выходить замуж)

Эти формы реализации права являются формами непосредственной реализации поскольку соответствующие юридические нормы претворяются в жизнь действиями самих субъектов общественных отношений.

В случае когда соблюдение исполнения и использования оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм требуется вмешательство в этот процесс государственных органов осуществляется такая форма реализации правовых норм, как применение(начисление пенсии, взимание налогов. Регистрация брака, вынесение приговора суда).

63. Работа В.И. Ленина «О «двойном» подчинении и законности».

Есть ли высокомерие в том взгляде, что законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик? Основная ошибка того взгляда, который победил в большинстве комиссии ВЦИК, состоит в том, что они применяют принцип «двойного» подчинения неправильно. «Двойное» подчинение необходимо там, где надо уметь учитывать действительно существующую неизбежность различия. Земледелие в Калужской губернии не то, что в Казанской. То же относится ко всей промышленности. То же относится ко всему администрированию или управлению.

Между тем, законность должна быть одна, и основным злом во всей нашей жизни и во всей нашей некультурности является попустительство исконно русского взгляда и привычки полудикарей, желающих сохранить законность калужскую в отличие от законности казанской. Надо помнить, что в отличие от всякой административной власти прокурорский надзор никакой административной власти не имеет и никаким решающим голосом ни по одному административному вопросу не пользуется. Прокурор имеет право и обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. Единственное право и обязанность прокурора передать дело на решение суда.

Каковы же эти суды? Суды у нас местные. Судьи выбираются местными Советами. Поэтому та власть, которой прокурор передает решение возбужденного им дела о нарушении закона, является властью местной, которая обязана, с одной стороны, абсолютно соблюдать единые, установленные для всей федерации законы, а с другой стороны, обязана при определении меры наказания учитывать все местные обстоятельства, имеющая при этом право сказать, что хотя закон несомненно был нарушен в таком-то случае, но такие-то близко известные местным людям обстоятельства, выяснившиеся на местном суде, заставляют суд признать необходимым смягчить наказание по отношению к таким-то лицам или даже признать таких-то лиц по суду оправданными. Если мы этого элементарнейшего условия для установления единой законности во всей федерации не будем проводить во что бы то ни стало, то ни о какой охране и ни о каком создании культурности не может быть и речи.

Далее, для решения данного вопроса надо учесть значение местных влияний. Нет сомнения, что мы живем в море беззаконности и что местное влияние является одним из величайших, если не величайшим противником установления законности и культурности. Едва ли кто-либо не слыхал о том, что чистка партии вскрыла, как преобладающий факт, в большинстве местных проверочных комиссий сведение личных и местных счетов на местах при осуществлении чистки партии. Это факт бесспорный и достаточно знаменательный. Едва ли кто решится отрицать, что нашей партии легче найти десяток надежных коммунистов, достаточно образованных юридически и способных противостоять всяким чисто местным влияниям, чем найти таковых же сотни.

А именно к этому сводится вопрос, когда говорят о «двойном» подчинении прокуратуры и о необходимости подчинения ее одному только центру. В центре же мы должны найти около десяти человек, которые будут осуществлять центральную прокурорскую власть в лице генерального прокурора, Верховного трибунала и коллегии Наркомюста. Эти десять человек, находясь в центре, работают под самым близким наблюдением и в самом непосредственном контакте с тремя партийными учреждениями, которые представляют из себя максимальную гарантию против местных и личных влияний,

В итоге я прихожу к выводу, что защита «двойного» подчинения по отношению к прокуратуре и отнятие у нее права опротестовывать всякое решение местных властей не только неправильна принципиально, не только мешает основной нашей задаче неуклонного введения законности, но и выражает интересы и предрассудки местной бюрократии и местных влияний, т. е. худшего средостения между трудящимися и местной и центральной Советской властью, а равно центральной властью РКП.

Наши рекомендации