Тема 2.22. Современные правовые системы и семьи.
Практическое (семинарское) занятие № 1.
1. Понятие правовой системы и правовой семьи.
2. Романо-германская правовая семья.
3. Англо-саксонская правовая семья.
4. Религиозная правовая семья.
5. Семья обычного права.
1. Контрольные вопросы по теме:
1.1. Что понимается под «правовой семьей»?
1.2. Как соотносятся правовая семья и правовая система?
1.3. По каким критериям выделяют правовые семьи?
1.4. Назовите основные правовые семьи.
1.5. Охарактеризуйте романо-германскую правовую семью.
1.6. Какой источник является основным для континентальной правовой семьи?
1.7. В каких странах распространена континентальная правовая семья?
1.8. Охарактеризуйте источники англосаксонской правовой семьи.
1.9. Какова структура англосаксонской правовой семьи?
1.10. Охарактеризуйте основные особенности мусульманской правовой семьи.
1.11. Каковы источники права в мусульманской правовой семье?
2. Тестовые задания для самоконтроля:
2.1. Совокупность правовых отношений и опосредующих их правовых норм и правового сознания – это:
а) правовая система;
б) правовая семья;
в) правовая культура;
г) правовое поведение;
2.2. Группа национальных правовых систем, объединенных происхождением и эволюцией правовых систем, своеобразием его источников, структуры, особенностью правового мышления, правовой культуры – это:
а) правовая семья;
б) правовая система;
в) правовая общность;
г) правовое регулирование;
2.3. Основными правовыми семьями являются:
а) романо-германская;
б) римская;
в) англосаксонская (общего права);
г) американская;
д) религиозная;
е) общинная;
2.4. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы следующих государств:
а) Германия;
б) Великобритания;
в) Италия;
г) Саудовская Аравия;
д) Чехия;
е) Австралия;
2.5. К англосаксонской правовой семье относятся правовые системы следующих государств:
а) Великобритания;
б) Россия;
в) США;
г) Франция;
д) Испания;
2.6. К мусульманской правовой семье относятся правовые системы следующих государств:
а) Объединенные Арабские Эмираты;
б) Франция;
в) Иран;
г) Германия;
д) США;
2.7. Правовая система России относится к:
а) романо-германской семье;
б) англосаксонской (общего права) семье;
в) религиозной семье;
г) семье обычного права;
2.8. Основным источником права в романо-германской правовой семье является:
а) закон (нормативно-правовой акт);
б) судебный прецедент;
в) административный прецедент;
г) Коран;
2.9. Основным источником права в англосаксонской правовой семье является:
а) судебный прецедент;
б) закон;
в) иджма;
г) кияс;
2.10. Основными источниками мусульманской правовой семьи являются:
а) Коран;
б) закон;
в) Сунна;
г) судебный прецедент;
д) иджма;
3. Подготовить доклады по темам:
3.1. Романо-германская правовая семья.
3.2. Англо-саксонская правовая семья.
3.3. Религиозная правовая семья.
3.4. Семья обычного права.
3.5. Тенденции развития современных правовых семей.
4. Подготовиться к коллоквиуму.
Цельколлоквиума как одной из форм учебных занятий - проверка уровня теоретических и практических знаний студентов по разделу «теория права». Коллоквиум по разделу «теория права» состоит из четырех частей:
4.1. Первая часть предполагает проверку знания терминов по разделу «теория права».
Акты применения права – официальный акт-документ, закрепляющий решение компетентного органа по юридическому делу и содержащий государственно-властное, индивидуально-конкретное правовое предписание
Аналогия закона – решение конкретного дела при наличии пробела на основании сходной, наиболее близкой по содержанию нормы
Аналогия права – решение конкретного, не урегулированного правом случая на основании общих начал и смысла законодательства
Гипотеза (правовой нормы) – часть нормы, которая содержит указание на те условия, с наступлением которых действует данная норма
Дееспособность – предусмотренная законодательством возможность лица самостоятельно приобретать юридические права и обязанности, а также претерпевать юридические последствия этого приобретения
Действие закона – правила, определяющие приобретение, сохранение и утрату законом юридической силы
Диспозитивный метод регулирования – способ воздействия права на лицо, формулирующий меры возможного поведения, создающий несколько альтернативных вариантов правомерного поведения и обеспечивающий всех участников правовых отношений равными правами и обязанностями
Диспозиция (правовой нормы) – часть нормы, указывающая на возможное и должное поведение субъектов при наличии условий, определенных в гипотезе данной нормы
Закон – нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой
Законность – устойчивое действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц
Императивный метод регулирования – способ воздействия на лицо, формулирующий меру должного поведения, предполагающий безальтернативный вариант поведения и определяющий обязанности лица без предоставления ему дозволения
Инкорпорация – вид систематизации нормативных правовых актов, не носящий правотворческого характера и состоящий в объединении их по определенному основанию в единые сборники
Институт права – элемент системы права, представленный совокупностью взаимосвязанных правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений или их отдельные стороны
Источник права – это способ выражения, закрепления правовых норм
Кодификация – упорядочение юридических норм в процессе правотворческой деятельности, издание на этой основе единого, юридически и логически цельного (кодифицированного) нормативного акта (кодекса, устава)
Норма права – общеобязательное правило поведения, созданное или одобренное государством, характеризующееся формальной определенностью, институциональным характером реализации и поддерживаемое мерами государственного принуждения
Нормативно-правовой акт – акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права
Обратное действие закона – распространение положений закона на отношения, сложившиеся до его действия
Отрасль права – совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих обширную сферу однородных общественных отношений присущим ей методом правового регулирования
Право – обеспеченная государством система общеобязательных норм и принципов, выражающих общую волю и согласованные интересы различных социальных групп населения, приоритеты и ценности личности и выступающих общесоциальной мерой ее свободы и ответственности
Правомерное поведение – фактические действия, соответствующие праву, его принципам и предписаниям
Правонарушение – общественно вредное, противоправное и виновное деяние деликтоспособного субъекта, совершенное им под угрозой наказания и влекущее юридическую ответственность
Правоотношение – складывающаяся на основе норм права объективная юридическая связь, стороны которой наделены взаимообусловленными субъективными правами и юридическими обязанностями
Правосознание – форма общественного сознания, отражение права в форме идей, взглядов на законодательство, права и свободы человека, законность и правопорядок в обществе
Правоспособность– предусмотренная законодательством возможность лица быть носителем прав и обязанностей
Правотворчество – специализированная деятельность компетентных органов государства по изданию нормативных правовых актов
Применение права – властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм
Пробел в праве – недостаточная конкретность правового предписания, выражающаяся в невозможности однозначного определения правомерного действия
Публичное право – совокупность норм, регламентирующих отношения лица и государства преимущественно императивным способом, предполагающих неотчуждаемость субъективных публичных прав и их принудительную защиту
Санкция правовой нормы – часть нормы, содержащая указания на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении предписания, указанного в диспозиции
Система законодательства – упорядоченная, иерархически построенная совокупность нормативно-правовых актов
Система права – упорядоченная, иерархически построенная совокупность правовых норм
Систематизация нормативно-правовых актов – деятельность по их упорядочению, приведению в единую систему
Судебный прецедент – судебное решение, принимаемое в качестве образца для судебного решения аналогичного дела
Толкование права – уяснение и разъяснение смысла и содержания юридических норм в целях надлежащего их применения
Частное право – совокупность норм, регламентирующих отношения частных лиц преимущественно диспозитивным способом, предполагающих отчуждаемость субъективных прав и их защиту в заявительном порядке
Юридическая ответственность – дополнительное юридическое обременение лица за совершенное им правонарушение, выражающееся в применении к нему властно-правового принуждения
Юридическая презумпция – правдоподобное, высоковероятное утверждение о каком-либо событии или действии, которое законодатель повелел считать истинным
Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, предварительно фиксируемое в гипотезе правовой нормы, с которым законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей лица
4.2. Вторая часть коллоквиума предполагает повторение, обобщение и выработку практических навыков по определению видов норм права. Студенту дается задание определить вид 6 норм из Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ.
4.3. Третья часть коллоквиума предполагает повторение, обобщение и выработку практических навыков по определению видов элементов правовых норм. Студенту дается задание определить виды 6 гипотез, диспозиций и санкций из Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ.
4.4. Четвертая часть коллоквиума предполагает повторение, обобщение и выработку практических навыков по определению и анализу состава правоотношения. Студенту дается задание определить основные элементы правоотношения (юридический факт, субъекты и объекты, фактическое и юридическое содержание правоотношения) по гражданско-правовому договору. На примере договора купли-продажи и оказания услуг.
Коллоквиум проводится на практическом (семинарском) занятии в форме устного опроса в индивидуальной беседе с каждым студентом.
По результатам проведения коллоквиума предусмотрена дифференцированная оценка.
Полученная оценка учитывается при осуществлении промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Теория государства и права».
Библиографические источники для подготовки к семинарским занятиям по разделу теория права
Основная литература
а) учебники:
1. Венгеров А. Б. Теория государства и права : учеб. [для юрид. вузов] / А. Б. Венгеров .- 8-е изд., стер .- М. : ОМЕГА-Л, 2011 .- 607 с.
2. Любашиц В. Я. Теория государства и права : учеб. для вузов по направлению .- 2-е изд., доп. и перераб .- Ростов н/Д : Феникс, 2010 .- 699 с.
3. Малько А. В. Теория государства и права : элементар. курс : [учеб. пособие] / А. В. Малько, В. В. Нырков, К. В. Шундиков ; Ин-т государства и права Рос. акад. наук, Сарат. фил .- 3-е изд., стер .- М. : КноРус, 2010 .- 239 с.
4. Марченко М. Н. Теория государства и права : учеб. для вузов по специальности "Юриспруденция" / М. Н. Марченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова .- 2-е изд., перераб. и доп .- [М.] : Проспект, 2011 .- 636, [1] с.
5. Общая теория права и государства : учеб. для вузов по специальности "Юриспруденция" / [В. С. Афанасьев и др.] ; под ред. В. В. Лазарева .- 5-е изд., перераб. и доп .- М. : НОРМА, 2010 .- 591 с.
6. Теория государства и права : учеб. для высш. учеб. заведений по специальности "Юриспруденция" / [Алексеев С. С. и др.] ; отв. ред. В. Д. Перевалов .- 4-е изд., перераб. и доп .- М. : НОРМА, 2011 .- 495 с.
7. Теория государства и права : учеб. пособие / [В. С. Афанасьев и др.] ; под ред. В. В. Лазарева, А. Г. Хабибулина .- 3-е изд., перераб. и доп .- М. : ФОРУМ, 2011 .- 619 с.
б) учебные пособия:
8. Винниченко О.Ю. Теория государства и права : учеб. пособие / О. Ю. Винниченко, В. И. Попов ; Тюмен. гос. ун-т .- М. : Проспект, 2010 .- 504 с.
9. Иванов А. А. Теория государства и права : учеб. пособие для вузов / А. А. Иванов ; под ред. В. П. Малахова .- 2-е изд., перераб. и доп .- М. : ЮНИТИ, 2009 .- 351 с.
10. Ивонин Ю. П. Теория государства и права : учеб.-метод. комплекс по специальности 030501 "Юриспруденция" / Ю. П. Ивонин ; НГУЭУ, Каф. гос.-правовых наук .- Новосибирск : [Изд-во НГУЭУ], 2008 .- 182, [2] с.
в) научная литература:
11. Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М., 1999.
12. Алексеев С. С. Частное право. – М., 1999.
Дополнительная литература
а) учебники:
1. Матузов Н. И. Теория государства и права: учеб. для вузов по направлению и специальности «Юриспруденция». М., 2006.
2. Радько Т.Н. Теория государства и права : учебник / Т. Н. Радько ; Моск. гос. юрид. акад .- 2-е изд .- М. : Проспект, 2009 .- 744 с.
3. Теория государства и права : учебник / [Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А.] ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева .- 2-е изд., перераб. и доп .- М. : Юрайт, 2009 .- 743 с.
4. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. – М., 2006.
б) учебные пособия:
5. Нестеренко И.А. Правотворчество в Российской Федерации: учебное пособие. – М., 2011.
6. Романов А.К. Право и правовая система Великобритании: учебное пособие. М., 2010.
в) научная литература:
7. Алексеев С. С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей. 2-е изд. перераб., и доп. – М., 2009.
8. Антонова Н. А. Правотворчество органов местного самоуправления. – М., 2008.
9. Арзамасов Ю. Г., Наконечный Я. Е. Мониторинг в правотворчестве: теория и методология. – М., 2009.
10. Байтин М. И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). – М., 2005.
11. Байтин М. И., Петров Д. Е. Метод правового регулирования в системе права: понятие и структура // Журнал российского права. 2006. №2.
12. Баранов В. М., Поленина С. В. Система права и систематизация законодательства в правовой системе России. – Н. Новгород, 2002.
13. Бахрах Д. Н. Юридический процесс: понятие, особенности и виды // Государство и право. 2009. №7.
14. Верещагин А. Н. Судебное правотворчество в России. Сравнительно-правовые аспекты. – М., 2004.
15. Власенко Н. А. Законодательная технология (технология, опыт, правила). – Иркутск, 2001.
16. Вопленко Н. Н. Официальное толкование норм права. – М., 1976.
17. Григорьев Ф. А. Акты применения права. – Саратов, 1995.
18. Грызунова Е. В. Правонарушение: юридический состав и его особенности применительно к различным видам правонарушений. – Саратов, 2002.
19. Давид Р., Жоффре-Спинози М. Основные правовые системы современности. – М., 1994.
20. Денисов Г. И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. 2005. №3.
21. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование / под ред. В. М. Баранова. – Н. Новгород, 2001. Т.1.
22. Законодательный процесс: Научно-практическое пособие / под ред. Р. Ф. Васильева. – М., 2000.
23. Ильин А. В. Оптимизация правотворческой деятельности в современной России (вопросы теории и практики) / Под ред. С.А. Комарова. – СПб., 2005.
24. Кажлаев С. А. О нормотворчестве Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. №9.
25. Кашанина Т. В. Частное право. – М., 2009.
26. Кашанина Т. В. Юридическая техника в сфере частного права (корпоративное и договорное нормотворчество). – М., 2009.
27. Кузьмин Э. Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006. №3.
28. Левакин Н. В. Об основных подходах в теории государства и права как науке и учебной дисциплине // Государство и право. 2009. №4.
29. Липинский Д. А. Проблемы юридической ответственности. – СПб., 2003.
30. Лукьянова Е. Г. Глобализация и правовая система России. Основные направления развития. – М. 2006.
31. Лукьянова Е. Г. Закон в постсоветской России: проблемы адекватности восприятия и использования // Государство и право. 2009. №8.
32. Любимов Н. А. Правотворчество в Российской Федерации. Проблемы теории и практики. – М., 2009.
33. Марченко М. Н. Источники права. – М., 2006.
34. Марченко М. Н. Судебное правотворчество и судебное право. – М., 2007.
35. Нерсесянц В. С. Право – математика свободы. – М., 1996.
36. Смоленский М. Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2004. №11.
37. Соколов Н. Я. Профессиональная культура юристов. – М., 2007.
38. Струсь К. А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России /под ред. Малько. – СПб., 2005.
39. Черданцев А. Ф. Толкование права и договора. – Екатеринбург, 2002. Ч.1, 2.
40. Шувалов И. И. Теория законотворчества. – М., 2006.
41. Шугрина Е. С. Техника юридического письма. – М., 2001.
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАПЛАНИРОВАННОГО ВИДА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Согласно Рабочим учебным планам подготовки студентов очной формы обучения по направлению 030900 «Юриспруденция», профилям «Без профиля», «Правовое обеспечение бизнеса», «Противодействие экономическим преступлениям» предусмотрено выполнение реферата, эссе и репродуктивной контрольной работы в первом семестре и курсовой работы – во втором как запланированных видов самостоятельной работы.
Эссе – самостоятельная письменная работа студента небольшого объема и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и размышления по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета; может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.
Цель эссе – развитие навыков самостоятельного творческого мышления. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Задания для выполнения эссе
Студентами должны быть выполнено эссе по одной из заданных тем:
1. Есть ли будущее у института государства в XXI веке?
2. Каким Вам видится будущее российской государственности в XXI веке?
2.1.2 Общие требования к выполнению эссе
Вариативность в выборе тем эссе в рамках учебной дисциплины «Теория государства и права» предусматривает самостоятельность студента в определении интересующей его проблемы.
При выполнении эссе следует руководствоваться библиографическим списком Рабочей программы учебной дисциплины. Также необходимо умение работать с библиотечным фондом университета. Для целей анализа могут быть использованы материалы СМИ.
Эссе выполняется в течение семестра. Срок представления работы на кафедру – за месяц до завершения учебного процесса в рамках первого семестра учебного года. Срок проверки эссе преподавателем - 10 календарных дней с момента предоставления студентом данного вида работы на кафедру.
Требования к структуре, объему и содержанию эссе
Рекомендуемая структура эссе должна состоять их следующих самостоятельных, но взаимосвязанных элементов:
– Введение. Здесь должна быть отражена актуальность раскрываемой в работе проблемы, сформулирована цель предстоящего исследования, средства и способы ее достижения.
– Основная часть. Содержит текстовое описание результатов проведенного исследования. Ее содержание должно максимально емко отражать существо поставленной проблемы, степень ее проработанности учеными, специалистами и аналитиками. Кратко и логично следует подвести изложение к обозначению собственного взгляда на проблему и определению авторской позиции. Требуется представление объективных фактов и обоснованных положений, подтверждающих правомочность существования авторского подхода к решению рассматриваемой проблемы.
– Заключение. Это обоснованный итог полученным в ходе исследования результатам и сделанным выводам.
Объем эссе не должен превышать пяти страниц.
Содержание данного вида самостоятельной работы студентов должно быть информативным, емким, обоснованным и в тоже время лаконичным, понятным и логично выстроенным. Информация, используемая для анализа и обоснования выводов должна быть объективной и релевантной. Не допустимо отклонение от заданной темы.
Критерии оценки эссе
Эссе может быть оценено положительно если:
– содержание соответствует заданной теме;
– текст лаконичен по форме, но емок по содержанию;
– четко прослеживается индивидуальная авторская позиция;
– тезисы, положения и сделанные выводы объективны и обоснованы;
– не вызывает сомнений самостоятельность выполнения работы;
– соблюдены все формальные требования.
Требования к форме представления эссе
При необходимости на каждом из этапов выполнения эссе студентом может быть получена индивидуальная консультация у преподавателя в целях устранения потенциально возможных ошибок и несоответствий. По факту представления работы на кафедру, эссе считается завершенным видом самостоятельной работы студента.
Представление эссе на кафедру обязательно должно быть в виде распечатанного машинописного текста, оформленного в соответствии с установленными требованиями (см. Приложение 1).
Реферат – самостоятельная письменная аналитическая работа, выполняемая на основе преобразования документальной информации, раскрывающая суть изучаемой темы; представляет собой краткое изложение содержания книги, научной работы, результатов изучения какой-либо научной проблемы. Реферат отражает различные точки зрения на исследуемый вопрос, в том числе точку зрения самого автора.
Цель выполнения реферата по учебной дисциплине «Теория государства и права» на заданную тему – развитие навыков работы с нормативно-правовыми актами и специальной литературой, формирование творческого подхода к изучению государственно-правовых явлений.
Темы для рефератов
1. Современные концепции происхождения государства и права.
2. Актуальные аспекты сущности государства.
3. Концепция разделения властей: теория и проблемы реализации.
4. Типология государств: цивилизационный и формационный подходы.
5. Актуальные аспекты современного федеративного устройства.
6. Форма правления: современные подходы.
7. Основные тенденции развития современных монархий.
8. Особенности современных демократических государственно-правовых режимов.
9. Особенности современных авторитарных и тоталитарных государственно-правовых режимов.
10. Соотношение механизма и аппарата государства.
11. Политические партии в политической системе общества.
12. Современное государство и гражданское общество: проблемы соотношения.
13. Место и роль государства в политической системе общества.
14. Эволюция функций современного государства.
15. Правовое государство: теория и проблемы реализации.
2.2.2 Общие требования к выполнению реферата
Тема реферата может быть выбрана по желанию студента с учетом его индивидуальных интересов. При выполнении реферата студент должен ориентироваться на библиографические материалы Рабочей программы и настоящего Методического руководства (списки литературы к каждой теме изучаемой дисциплины). Студентом могут быть использованы фонды библиотеки НГУЭУ, других библиотек города и ресурсы интернета.
Реферат может быть привязан к определенному семинарскому (практическому) занятию и служить основой для выступления студента с докладом на семинарском занятии. Реферат также может носить самостоятельный характер, не связанный с конкретным семинарским занятием. В первом случае студент должен представить работу за неделю до семинарского занятия на проверку преподавателю. Во втором – работа представляется за месяц до окончания соответствующего семестра учебного года. Проверка работы в этом случае осуществляется в 10-дневный срок с момента представления ее на кафедру.
Требования к структуре, объему и содержанию реферата
Структура реферата должна состоять из трех взаимосвязанных элементов:
– Введения, где определяется основная цель и конкретные задачи реферата, выявляется актуальность темы, отображается обзор специальной литературы по теме исследования;
– Основной части, где автор реферата должен раскрыть тему исследования: дать описание соответствующих государственно-правовых явлений, провести анализ основных проблем темы, изложить собственную точку зрения на их разрешение. Авторская позиция по теме должна основываться на твердом и объективном следовании фактам, опираться на продуманные и логически выверенные положения;
– Заключения, где автор подводит итог своему исследованию и формулирует основные выводы по теме.
Текст работы должен быть четко структурирован, отличаться логикой и последовательностью в изложении мыслей. Ее содержание должно быть информативным и объективным. Оно должно полностью соответствовать теме работы.
Объем реферата не должен превышать десяти машинописных страниц.
Критерии оценки реферата
Реферат может быть оценен положительно при условии, что:
– его содержание полностью соответствует заданной теме;
– работа выполнена самостоятельно;
– текст отличается логикой построения;
– четко прослеживается авторская позиция;
– тезисы, положения, сделанные выводы вполне обоснованны;
– соблюдены все формальные требования.
Требования к форме представления реферата
При необходимости на каждом из этапов выполнения реферата студентом может быть получена индивидуальная консультация у преподавателя в целях устранения возможных ошибок и несоответствий. По факту представления работы на кафедру, реферат считается завершенным видом самостоятельной работы студента.
Представление реферата на кафедру обязательно должно быть в виде распечатанного машинописного текста, оформленного в соответствии с установленными требованиями (см. Приложение 1).
Репродуктивная контрольная работа – самостоятельная письменная аналитическая работа студента, которая способствует закреплению и систематизации знаний по одной или нескольким темам дисциплины.
Цель репродуктивной контрольной работы – получить специальные знания и продемонстрировать навыки их практического применения.
Задания для выполнения контрольной работы
Вариант № 1
Задание № 1
Выполните сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к классификации государств. Заполните нижеследующую таблицу:
Достоинства формационного подхода | Недостатки формационного подхода | Достоинства цивилизационного подхода | Недостатки цивилизационного подхода |
1. | 1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. | 2. |
Задание № 2
В части 4 статьи 5 Конституции РФ утверждается: «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».
Какой тип федеративного устройства предусматривается в этом случае. Аргументируйте ответ.
Вариант № 2
Задание № 1
Выполните сравнительный анализ функций Российского государства. Заполните нижеследующую таблицу:
Функции российского государства в XIX в. | Функции советского государства (1920-е – 1940-е гг.) | Функции советского государства (1960-е – 1980-е гг.) | Функции современного российского государства (1990-е – 2000-е гг.) |
1. | 1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. | 2. |
Задание № 2
Согласно части 2 статьи 117 Конституции РФ «Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации».
Какому типу республики соответствует это положение? Аргументируйте ответ.
Вариант № 3
Задание № 1
На основе анализа Конституций Российской Федерации и США проведите сравнительный анализ форм правления указанных государств по предложенным в таблице критериям:
Критерии для сравнительного анализа | Россия | США |
1. год принятия Конституции | ||
2. Порядок выборов Президента | ||
3. Порядок формирования Правительства | ||
4. Порядок отставки Правительства | ||
5. Возможность и основания для роспуска парламента |
В заключении аргументируйте вывод о типе формы правления России и США.
Задание № 2.
Согласно части 2 статьи 61 Конституции РФ «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами».
Какую функцию государства регламентирует данное положение? Аргументируйте ответ.
Вариант № 4
Задание № 1
На основе анализа Конституций Украины и Аргентины проведите сравнительный анализ форм правления указанных государств по предложенным в таблице критериям:
Критерии для сравнительного анализа | Украина | Аргентина |
1. Год принятия Конституции | ||
2. Порядок выборов Президента | ||
3. Порядок формирования Правительства | ||
4. Порядок отставки Правительства | ||
5. Возможность и основания для роспуска парламента |
В заключении аргументируйте вывод о типе формы правления Украины и Аргентины.
Задание № 2.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции РФ «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Какой принцип деятельности органов государственной власти закреплен в этом положении? Аргументируйте ответ.
Вариант № 5
Задание № 1
На основе анализа Конституций Японии и Испании проведите сравнительный анализ форм правления указанных государств по предложенным в таблице критериям:
Критерии для сравнительного анализа | Япония | Испания |
1. Год принятия Конституции | ||
2. Порядок прихода к власти монарха | ||
3. Порядок формирования Правительства | ||
4. Порядок отставки Правительства | ||
5. Возможность и основания для роспуска парламента |
В заключении аргументируйте вывод о типе формы правления Японии и Испании.
Задание № 2
В части 1 статьи 7 Конституции РФ провозглашается: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Какой признак государства закреплен в этом конституционном положении? Аргументируйте ответ.
Вариант № 6
Задание № 1
На основе анализа Конституций Украины и Франции проведите сравнительный анализ форм государственно-территориального устройства указанных государств по предложенным в таблице критериям:
Критерии для сравнительного анализа | Украина | Франция |
1. Год принятия Конституции | ||
2. Принцип создания территориальных образований (этнический, географический, исторический) | ||
3. Порядок выборов (назначения) состава территориальных органов и осуществление контроля за их деятельностью | ||
4. Наличие автономий и их права | ||
5. Наличие предоставления правотворческих функций территориальным органам власти |
В заключении аргументируйте вывод о виде унитарного устройства Украины и Франции.
Задание № 2
Часть 2 статьи 105 Конституции РФ предусматривает: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации». Часть 4 статьи 105 предусматривает: «Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты».
Каким типом государственного органа (по типу принятия решения) является Федеральное Собрание РФ? Аргументируйте ответ.
Вариант № 7
Задание № 1
На основе анализа Конституций Испании и Беларуси проведите сравнительный анализ форм государственно-территориального устройства указанных государств по предложенным в таблице критериям:
Критерии для сравнительного анализа | Испания | Беларусь |
1. Год принятия Конституции | ||
2. Принцип создания территориальных образований (этнический, географический, исторический) | ||
3. Порядок выборов (назначения) состава территориальных органов и осуществление контроля за их деятельностью | ||
4. Наличие автономий и их права | ||
5. Наличие предоставления правотворческих функций территориальным органам власти |
В заключении аргументируйте вывод о виде унитарного устройства Испании и Беларуси.
Задание № 2
Часть 1 статьи 3 Конституции РФ устанавливает: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Какой тип государственно-правового режима устанавливается этим положением? Аргументируйте ответ.
Вариант № 8
Задание № 1
На основе анализа Конституций Бельгии и Индии проведите сравнительный анализ формы государственно-территориального устройства указанных государств по предложенным в таблице критериям:
Критерии для сравнительного анализа | Бельгия | Индия |
1. Г |