Общественные организации и объединения.

Создается на основе закона «Об общественных объединениях РФ», закона « О некоммерческих организациях» (3 сектор).

Общественные организации являются главной двигательными формированиями гражданского общества.

Закон « Об общественной палате РФ» на сегодняшний день позволяет общественным объединениям принимает непосредственное участие в политической жизни, минуя партийные структуры. Членами общественной палаты не могут быть члены партий, чиновники всех уровней, руководители коммерческих организаций.

Палата формируется в количестве 135 человек, 45 человек назначает Президент, 45 – представители которых утверждают назначают 45 человек, эти 90 человек из субъектов федерации выбирают остальных членов.

На сегодняшний день общественная палата обладает полномочиями подготовки, выдачи заключений по законопроектам, рассматриваемых в Госдуме, которые затрагивают права и свободы человека и гражданина.

Соотношение государства и права.

Право тесно связано с государством. Они зарождаются и становятся, развиваются параллельно, воздействуя друг на друга.

Проблема соотношения государства и права по существу сводится к одному вопросу – что первично: право или государство. Здесь можно выделить 5 основных концепцией.

1. Этатистская – сводится к тому, что государство является главным институтом общества, предшествовает праву, которое зависимо от государства и порождено им.

2. Естественно - правовая – предполагает существование права до государства, государство же – продукт права, подчиняется праву; именно из этой позиции возникла идея правового государства, утверждается верховенство права.

3. Дуалистическая – исходит из существования двухсторонней функциональной связи между государством и правом.

4. Позитивистская – тесно связана с идеей правового государства, базируется на философской концепции юридического позитивизма, была распространена в конце 19 века в Германии и России, проповедует идею самоограничения государства, которое, издавая законы, ограничивает себя и обязано подчиняться этим законам.

5. Либерально – демократическая –тесно связана с 3 - ей позицией, обосновывает идею связанности государства с правом, но выделяет и различает закон и право, считая право первичным элементом.

Все эти концепции, так или иначе связаны с правом, правоотношениями и правосознанием, которым занимается учение о праве, к рассмотрению и изучению которого мы и переходим.

Учение о праве.

Для реализации защиты человека, его собственности, его жизни, общество на протяжение всего своего развития создавало определённые структуры.

Задача человечества заключается в стремление сохранить свой род. Человек, таким образом, ставил целью найти механизм, способы обеспечения этого сохранения.

По мере увеличения населения стал вопрос о разделение функций внутри рода, племени, союза. Одновременно с развитием религии, обращения человека к осознанию добра и зла, а также появление излишков продукта, общество разделилось на: воинов, жрецов и вождей (мудрецов, судей). На сегодняшний день государство в той или иной мере повторяет это деление.

С древних времён, в системе управления выделяется функция суда для достижения мира в племени, необходимо было выработать некие правила – нормы поведения. Первыми из них стали табу (запреты), вторые – обвязывания, родившиеся из отношений связывания (на охоте, во время боевых действий, при разделе добычи) и только последним, для избранных, стали зарождаться привилегии. Именно привилегии в последствие стали одной из частей рождения власти. Другой составляющей привилегии стало возможно применение насилия или угроза применения насилия. Именно с возникновением власти связано возникновение первых государств.

Главным оружием власти была, есть и остаётся тайна - скрытые знания и умения манипулировать людьми. Именно этому служил особый язык, терминология, обряды и ритуалы, носящий сакральный, божественный характер, которому допускались только избранные, те которые по мнению властителей не могли причинить системе вреда. Именно это послужило делению на касты, классы, при этом у каждой был свой кастовый или классовый интерес.

У вождей стремление обеспечить мирный переход власти к своим наследникам. У воинов – обеспечить своё существование за счёт войн как при нападении, так и при защите. У жрецов – обеспечить своё существование и поддержку системы вождей и воинов с целью угнетения, подавления и эксплуатации использования народа.

Именно жрецы в последствии дали рождение системе управления, исполнительной власти, бюрократии. В результате развития этих отношений стали складываться организации, системы, которые получили название «государство».

На этом этапе развития общества праву предшествовало «протоправо» в форме ритуалов и обычаев. Ими, в частности были, запрет (табу) на убийство определенных животных, в определенное время, а также связанный с выживанием человека в непростых условиях, регулирование взаимоотношений с помощью позитивных связываний, которые постепенно перешли в позитивные обязывания. Именно на этом этапе произошло отделение Власти, ибо стало возможным под видом необходимости навязывать свою волю другим людям. Зарождение права, ввиду неопытности и неграмотности человека, его боязни и страха, который всячески постулировался и поддерживался властвующими, надолго на сотни веков было отложено.

Следует отметить социальные нормы в присваивающем и потребляющем обществе имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализации и защиты, имели достаточно сложную регулятивную систему. Здесь зарождается право – сохраняется запрет, появляется обязывание, но прежде всего предписание, распоряжение, требования подчиниться воле Властителя или воле Бога – Закону. Таким образом, на этом этапе можно говорить только о части права – обязанности, но никак о самом «действительном праве», подразумевающем дополнение обязанностей правом, т.е. требованием. Право по своей природе как и Власть близки, но все же не идентичны. Что мы и попытаемся объяснить в дальнейшем.

Содержание таких отношений, прежде всегобыло направлено на обеспечение присваивающего и потребляющего общества на основе не гармоничного сосуществования человека с природой, а скорее варварскую эксплуатацию природы, а человека как средства производства и воспроизводства, как биологического вида;

закрепление тотемной системы – идеализирование живых существ (выполняет функции экологического регулятора); поддерживание воспроизводства биологического вида (определенное количество женских и мужских особей); использование социальных форм добычи и дележа пищи. Вот что характеризует «правила»: обычаи и ритуалы этой эпохи.

Способы регулирования

- запреты

– дозволение, как предписание

- позитивное связывание, как обязывание.

Запреты в виде табу.

Дозволение (разрешение определяли поведение человека, указывали на виды животных, время охоты на них, на пользование той или иной территории, источников воды, распределение пищи, участие в коллективных акциях, в том числе мщение за вред.

Позитивное связывание, как обязывание, использовали с целью организовать необходимое поведение человека в процессах приготовления пищи, строительство и оборудование жилья, разжигание костров и поддержание огня, изготовление средств передвижения, но характерным отличием было то, что они не направлены на изменение природных условий, обеспечивающих жизнеспособность человека.

Формы выражения – единственная форма - мифы.

Эти нормы существовали как санкции изгнание из общины, причинение вреда, в том числе телесного, лишение жизни. Они были связаны с нарушением запретов.

Возникновение зарождение права.

Мононормы – единство правовых начал и моральных устоев.

(когда появилась производящая экономика).

1. В содержании мононорм, отразилось качественное изменение всех сторон жизни общества – переход от мифического сознания к магическому, связанному с творческим процессом зарождения некого высшего существа; появились лица которые предназначены для осуществления контроля и реализации этих установлений и положений, необходимых, для поддержания рода или племени – маги, жрецы (служители культов), обладающие особыми знаниями, использующие их двояко – на пользу всему роду или в своих интересах. Причем если такое частное использование было обнаружено, тот мага, жреца могли предать смерти или изгнать за пределы проживания рода – города.

2. По способу регулирования продолжает развиваться система запретов и предписаний, но позитивное обязывание постепенно уступает отношениям позитивного связывания, а именно взаимозависимости. Растет уровень образования, сознания, зарождается культура.

Человек начинает себя отличать от животного, но пока не умеет себя вести как Человек, ибо не осознал ещё себя таковым.

3. По формам выражения – подражание действиям животным заменяется подражанием действиям богов, закреплено в агрокалендарях (соединение пространства и времени); появился новый элемент – четкое фиксирование письменных источников норм, регулирующих производственную деятельность земледельческого общества.

Законы раннеклассового общества выражали лишь идеалы устройства первых государств, содержали попытки ограничить богатства, ростовщичество, закрепить справедливые цены, но не отражали действительную практику царей, фараонов, вождей; не учитывали развитие товарного производства, распространение денежных систем, которые развивались в раннеклассовом обществе.

На этом этапе появляются коренные отличия – создание системы стандартов и процедур – регламенов, как формы обеспечения и осуществления правил поведения – этических нор; появление специальных должностных лиц, в полномочия которых входит разработка, внедрение и применение этих регламентов – законов, формирование служилого люда, который призван прежде всего защищать и отстаивать, оберегать источник своей власти: тайну, закрытость и знание неких исходных начал – прообраза государственного аппарата, профессии государственного чиновника – служащего.

Санкции приобретают существенное отличие, и главное их предназначение – карать ослушников, непокорных, виновных в проявлении этих «злых начал» ; подтверждающее и закрепляющее расслоение общества на имущих и неимущих. Принцип когда Достаток – состояние, богатство и власть, определяет «положение» – статус человека Достоинство, в общине, роде, городе. Отражается это в ужесточении санкций неимущим за причинение вреда собственности имущих.

Санкции раннего права становятся жестко фиксированными, четко определенными, касающихся имущественных взысканий, денежных штрафов, телесных повреждений, изгнаний и смерти.

Безнравственная политика всегда скрывает, способы, средства и методы её осуществления, которые тщательно охраняются, передаются в тайне, система управления, система межноменклатурных связей запутана, закодирована, является тайной «за семью печатями», выдаётся за «общее благо», давая возможность лицам, стоящим у власти (политической элите) безнаказанно эксплуатировать и угнетать. Такая политика не совместима с понятием справедливости, такой политике и не нужно право, как реальное бытие, ей нужно право как фикция.

Нравственному государству, гражданскому обществу и духовному человеку, нужны совсем другие методы, которые должны быть признаны обществом.

Такой политике нужна открытость, свобода и равенство, такая политика не для избранных, а для всех и для каждого. Такой политике не нужны тайны, но необходимо инновационное и эффективное государство, как система управления. Такая политика нуждается в новом праве, в котором немыслимо отсутствие справедливости.

«Там где порок по праву, там нравы извращены, там нравственность спит, там невозможно достичь истины и справедливости» (Сенека).

Главным отличием права от других социальных норм является то, что оно утверждается и подтверждается путём издания специальных актов, содержащих правовые нормы:

ü федеральные законы;

ü законы субъектов;

ü нормативно-правовые акты;

ü нормативные акты;

ü правовые акты, в том числе судебные решения.

Все указанные акты имеют один и тот же источник их общеобязательности подтверждение от имени государственной власти: законодательного, исполнительного или органа правосудия – суда. Никакие другие органы, нормы права издавать не могут.

Особым субъектом, не относящимся к органам власти, но уполномоченным издавать нормы права – органы местного самоуправления, муниципального образования.

Систематизация норм права предусматривает их объединения по: отраслям, подотраслям, институтам, разделам, главам, статьям.

Формирование правовой нормы возникает с момента осознания необходимости в регулировании определённых общественных отношений. Такое осознание прежде всего возникает у научного сообщества, у практиков юристов, у управляющих органов власти.

Право занимается обеспечением, служит реализации политики через законы, или соединяясь с духовно нравственной сферой непосредственно управляет человеком и обществом, определяя политику государства. Таким образом право и политика неразрывно связана с нравственным или порочным устройством общества. А право опирается на свой дух.

Право-научная дисциплина.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, издаваемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование отношений, в соответствии с устоями духовно-нравственных, социально-экономических, политических сфер общественной жизни человека.

Таким образом содержание права раскрывается в его системности, формальной определённости, общеобязательности, гарантированности, обеспеченности.

Раскрывая содержание и сущность определения права нужно ответить на его составляющие вопросы:

1) система;

2) норма и правовая норма;

3) формальность и определённость;

4) общественное отношение;

5) обеспечиваемость государством.

Система: определение системы можно дать с трёх сторон. В любой системе есть три составляющие: элементы, структура и функции или связи. Существующий на сегодняшний день научный подход опирается на структурно-функциональное определение системы или элементарно-функциональное.

Оба подхода опираются на концептуальную парадигму Ньютона, допуская некое влияние теории относительности, именно такой подход они называют системным. Согласно теории системы, разработанной Спартаком Никаноровым, главным является не функции, а взаимосвязи элементов, которые образуют структуру. Согласно его подходу можно дать следующее определение: система – структурированные связи элементов.

Система включает в себя подсистемы и входит в надсистему. Она может быть в стабильном или нестабильном состоянии.

Норма: это правила, каноны, догмы, но одновременно это и мера, и пропорция. Эта мера всегда триедина, т.е. имеет два противоположных начала и их связь. Любые нормы подразделяются на технические и социальные. Исходя из понятия «норма меры» они могут быть количественными и качественными. Особым видом нормы является пропорция, соотношение, как качественная норма, именуемая гармонией, красотой, благом.

Любое слово, поступок, действие вызывает эмоциональное состояние – отклик души. Взаимосвязь слов, фраз, предложений, также воздействуют на эмоциональнее состояние, но дополнительно возбуждает и побуждает человека рассуждать и мыслить. Любая норма всегда мыслима как стандарт или процедура.

Социальная норма – это регулятор общественных отношений, социальных проблем.

Техническая норма – это способ и средство решения технических проблем.

Любая проблема, всегда выступает как некое диалектическое противоречие, требующее своего разрешения, на: техническом, физическом или метафизическом уровне. Регулирование с помощью социальных норм, в том числе правовых, осуществляется путём:

1) запрета;

2) дозволения/соблюдения;

3) предписания.

Именно этот набор именуется механизмом правового регулирования. Механизм правового регулирования предусматривает два принципа: принцип общего дозволения и принцип общего запрета.

Принцип общего дозволения – всё что не запрещено, разрешено.

Принцип общего запрета – всё что не разрешено, запрещено.

Используя эти принципы, не формируя их в основном законе, Конституции, а только в науке права, закладывая их в основу, при правотворчестве можно построить тираническое тоталитарно-тираническое государство, также демократическое правовое государство.

Механизм правового регулирования на основе указанных принципов для установления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, определяется как запрет или предписание, и направлен прежде всего на исполнение обязанности, исходя из положений Конституции РФ, а именно ст.2 «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина ­– обязанность государства» .

Для регулирования отношений между гражданами и государством в части прав граждан, должны регулироваться дозволениями или запретами.

Механизм предписания раскрывается следующим образом: только так и не иначе. Указанный механизм позволяет ограничить возможность органов государственной власти, должностных лиц действовать по своему усмотрению. Именно такой подход обеспечивает уничтожение, замену отношения частной собственности на власть, порождающих коррупцию, взяточничество, произвол на истинно-правовые отношения, обеспечивающих надлежащие права и свободу человека.

Немаловажным фактором является гражданское общество и политические партии. Указанные органы формируют запрос на необходимость разработки правовых норм и правовых актов. После принятия нормативно-правового акта определяется круг отношений, которые он регулирует. Уже на этом уровне возникает система. Любой нормативно-правовой акт уже системен, в нем как минимум есть статьи, указывающие на предмет правового регулирования и связывающие механизмы правового регулирования, включая методы, способы и средства, принципы правового регулирования.

Обыденное мышление на уровне любого человека, гражданина разумного, способного понять право и руководствоваться им в своей деятельности, то что называется правопониманием. Для большинства граждан этого вполне достаточно, поэтому общий подход государства и общество связывает такое понимание со знанием. Отсюда и принцип: «Незнание закона не освобождает от ответственности!»

Вторым этапом инкорпорации нормативно-правовые акты начинают объединяться (инкорпорироваться). Целью инкорпорации считается объединение по предмету правового регулирования (по отношениям). Инкорпорация способствует изучению, обобщению права, но еще не определяет четкие отраслевые признаки. Здесь схожесть еще не видна, но предчувствуема.

Следующим шагом систематизации является классификация, где начинается процесс появления единого метода, связанным с предметом регулирования. Начинает формироваться отрасль права. Одновременно идут 2 процесса:

· практический

· научный

Систематизация осуществляется посредством: компиляции, инкорпорации и кодификации. Последний способ систематизации - кодификация, формирует отрасль права. В ней четко выделяется предмет и метод правового регулирования, принципы, способы, механизм правового регулирования. Издание кодекса завершает процесс систематизации, формирование отрасли права. Появляется научная дисциплина и учебная.

Кодексы характерны следующими особенностями:

1) Своды законов, имеющие общие положения, которые так и называются «общая часть» или «основные положения» и часть особенная, в которых одновременно конкретизируются основные положения с учетом конкретных обстоятельств, видов отношений, видов объектов и субъектов отношений.

Такой подход человеку, желающему знать право, позволяет быстро ориентироваться в кодексах, закона, поскольку знание закона – это не запоминание его наизусть, а умение его применить в конкретных необходимых случаях.

2) Формальная определенность понимается как установление пределов, границ внешних, как структуры и содержание внутреннего (внутри конституции).

Формальная определенность: Любая правовая норма с этой точки зрения всегда содержится в правовом акте – это и есть ее внешнее проявление. Одновременно она имеет внутреннюю конституцию:

Гипотеза – предположение

Диспозиция – положение, расположение

Санкция – ответственность

Выражается: если…, то …, иначе…! Однако такое общепринятое слово образование не совсем точно. В конце скорее должно стоять «ибо, или «так как».

3) Общая обязанность вытекает из единства публичного и частного начала в праве. Она реализуется через легальность, законность и легитимность (признание).

4) Понятие обеспеченность имеет огромное значение для жизни права. Право превращается в функцию, если не обеспечена. Исходя из внешней и внутренней формальности, обеспеченность имеет внутренние и внешне признаки.

Норма любая, особенно социальная и правовая, это не застывшая конструкция, а живой организм. Если норма не применятся, не реализуется длительное время – она отмирает. Ее реализация связана с функцией. Исходя из этого мы разделяем нормы на:

ü Запрещающие (никак иначе)

ü Предписывающие (только так, никак иначе)

ü Дозволяющие (так или иначе)

Норма права – это мера единства возможного и должного. Пока она находится в нормативно-правовом акте, она как бы «спит», но как только люди вступают в правоотношения, норма «просыпается» и приходит в динамическое равновесие.

Как только одно лицо исполняет обязанность, весы изменяются и другое лицо в может требовать должного обеспечиваемого правом, для установления баланса интересов, в целях защиты Общего Блага – непричинения вреда – восстановления справедливости – «aequitas», с помощью органов правосудия – «justitio».

Для того, чтобы норма права могла выполнять свою внешнюю функцию она должна быть способна этому внутренне. В ней должен быть потенциал, который реализуется во внешней функции. Кроме этого норма права должна быть ясна, точна, не двусмысленно выражать внешнюю функцию.

Главная задача государства при обеспечении нового права - создать такие условия, при которых гражданин в максимально-возможной степени может действовать по своей воле и своим интересам, но не нарушая интересов других, а органы государства могли действовать только в законных интересах граждан, обеспечивающих их свободу, для чего органы власти должны быть лишены возможности действовать по своему усмотрению и в своих интересах, они должны реализовать волю государства и органов местного самоуправления, в соответствии с предписаниями закона.

Наши рекомендации