Государство: сущность и происхождение.

Государство: сущность и происхождение.

1. Основные подходы к определению государства.

2. Государственная власть как вид социальной власти.

3. Признаки государства.

4. Основные теории о понятии и сущности государства. Теории происхождении государства.

Основные подходы к определению государства.

В истории политико-правовой мысли существуют различные определения государства как сложного социального института. Термин «государство» может использоваться как в широком, так и узком смысле. Кроме того, государство в политико-правовом смысле может исследоваться в трех аспектах:

1. С точки зрения эволюции государства и его роли в современной международной ситуации. Государство понимается как совокупность трех признаков: территория, власть, население.

2. С точки зрения взаимоотношения государства и личности. Государство понимается как публично властная ассоциация. Государство вступает в правоотношения с личностью, предполагающие субъективные права и обязанности. Так, у человека есть обязанность выполнять волю государства, подчиняться государственной власти и право претендовать на защиту основных естественных прав и свобод. У государства существует обязанность предоставлять защиту личности и требовать выполнение обязанностей, предусмотренных в праве.

3. Государство понимается как аппарат государственной власти – сложная система властных органов и должностных лиц. В этой системе существует тесная взаимосвязь и единство (на основе системообразующих признаков), а также дифференциация (на основе координации и субординации).

Кельзен предложил рассмотрение государства в нескольких смыслах:

1. С чисто юридических позиций: государство как юридическое явление, юридическое лицо или своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается наличием правопорядка, установленного в масштабе нации или страны.

2. Государство как социальное явление. Это социальная общность, существующая независимо от правовой реальности. Власть в государстве распределяется по различным органам, существует не одна командная система, а несколько.

Признаки государства.

Территория. Первобытные общества, предшествовавшие государству, основывались или на кровной родственной связи его членов, или на сожительстве их на одной территории, или на этих двух признаках вместе. Чисто родовые формы были возможны только в условиях кочевого быта. Осевший род образует задругу, в которой кровный отношения еще доминируют. Задруга составляет общины. Практически все первобытные общины еще объединены по родовому признаку, но принятие чужеродцев уже упрощается и происходит через обычное вселение. Власть родоначальника сменяется на выборную и распространяется на всю территорию проживания. С течением времени кровнородственные связи теряют значение, и находящиеся на территории определенного государства люди признаются как граждане (в республике), или как подданные (в монархии), или лица без гражданства, или с двойным гражданством, или иностранцы. Территория государства – это материальная база и естественное условие существования, функционирования любого государства. Внутри государства происходит его административно – территориальное деление.

Власть. Государство характеризуется наличием аппарата власти и управления, состоящего из лиц, на профессиональной основе выполняющих свои полномочия. Занятие должности происходит путем назначения, избрания, наследования, замещения. Существует аппарат принуждения.

Население. Население как признак государства – это определенный человеческий коллектив, составляющий нацию. Без государства нация существовать не может. Может существовать только протонация, которая является этнической, языковой или культурной общностью, проживающей на определенной территории. Нация – это народонаселение, оформленное институтом гражданства, организованного на началах полного или частичного политического равноправия, культурного сплочения. Национальный элемент государства в значительной степени зависит от реализации права на политическое самоопределение. Такое право нации на самоопределение может быть внутренним и внешним. Любая реализация права на самоопределение не должна нарушать право других субъектов на политическое самоопределение, а также не нарушать суверенитета государства.

Суверенитет. В литературе понятие суверенитета сводится к независимости государства при осуществлении внутренней и внешней политики. На основе этого выделяется два вида суверенитета: внутренний и внешний. Внутренний суверенитет предполагает способность государства самостоятельно устанавливать единый правопорядок, издавать общеобязательные правила поведения. Внешний суверенитет – это независимость государства на международной арене. В мировой практике встречаются характеристики ограниченного суверенитета (принудительного или добровольного) и формального суверенитета. Формальным суверенитет признается, если он юридически и политически провозглашен, а фактически под влиянием других государств не осуществляется. При частичном ограничении суверенитета государство может добровольно, по взаимной договоренности передать часть своих полномочий. На самом деле суверенитет един и неделим. Государство не может быть независимым во внутренних делах и не суверенным на международной арене, и наоборот. Действительный суверенитет государства существует тогда, когда у него есть монополия принятия политических решений, как на своей территории, так и за ее пределами. Возможность самостоятельно действовать государству, когда не действует право, и возможность в исключительных ситуациях освобождать себя от принятых обязательств во внешней политике.

17.02. Суверенитет. С этой точки зрения государство – это территориальная политическая организация, у которой формально суверенитет признан, а фактически он регулярно подтверждается. Суверенитет: dejure; defacto; adhoc (разовый). Формальный суверенитет нуждается в провозглашении и внешнем признании. Фактический суверенитет должен быть подтвержден внутри государства и признаваться на международном уровне. А также он должен постоянно подтверждаться (получать поддержку действующих властей со стороны населения, эффективно управлять территорией, защищать свои границы и быт равноправным партнером во внешней политике).17.02.

24.02. Суверенитет един и неделим.24.02.

Форма государства

1. Форма государства и ее соотношение с содержанием государства.

2. Форма правления.

3. Форма государственного устройства.

4. Политико-правовой режим.

1. Форма государства и ее соотношение с содержанием государства.

Диалектическое единство формы и содержания. Содержание – это ведущая сторона предмета, определенная совокупность элементов, образующих данный предмет. Форма – это внешнее выражение содержания предмета, имеющая временные и пространственные границы. Она изменяется в зависимости от изменения содержания явления (государства). Форма должна полностью соответствовать содержанию. Только в этом случае произойдет нормальное развитие изучаемого объекта. Формой государства признают устройство государства и порядок организации государственной власти. Под содержанием понимают всестороннюю деятельность государства, направленную на решение стоящих перед ним задач. Сущность государства определяет, волю и интересы каких слоев общества оно преследует.

На практике форма государства не является постоянной. Форма государства зависит от экономических, социальных, идеологических факторов. На нее влияет культурный уровень населения, политические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, условия проживания.

Традиционно форма государства характеризуется через три признака: форма правления, форма территориального устройства, политико-правовой режим. Однако до конца 1970-х годов форма государства традиционно анализировалась через форму правления и форму территориального устройства. В настоящее время признается, что форма правления, форма территориального устройства и политико-правовой режим должны характеризоваться в органическом единстве. Это не 3 отдельные формы государства, а просто 3 аспекта анализа единой проблемы. Каждое государство в процессе исторического развития может приобретать разнообразные формы. Изучение таких форм имеет не только теоретическое, но и практическое значение для организации наиболее оптимального функционирования государственной власти.

Форма правления.

Форма правления – это способ организации государственной власти, включающий в себя порядок образования высших и местных государственных органов и взаимоотношения между ними.

Монархия.

1. Источник власти и ее носитель – чаще опирается на божественный авторитет, носителем является монарх.

2. Главой государства становятся чаще всего в порядке престолонаследия (или по праву родства, или выборность).

3. Ответственность. Юридически и политически монарх ответственности не несет. Он находится выше других органов суда и управления.

4. Сроки полномочий – пожизненно.

5. Ограничения: внутреннее саморегулирование + на практике монарха ограничивают свободы определенной части членов общества.

6. Принципы деятельности. Преобладает единоличность принятия решений. Выделяют два вида: ограниченные (дуалистические и парламентарные) и неограниченные.

Республика:

1. Источник власти и носитель. Источник – народ, носитель – президент.

2. Глава государства – должностное лицо. В порядке замещения должности.

3. Ответственность. Политическая и/или юридическая.

4. Срок полномочий. Выбирается на определенный срок.

5. Ограничения: законы, политические нормы.

6. Принцип деятельности: принцип коллегиальности.

Парламентарная, президентская, смешанная республики.

24.02.2012

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха. Он является верховным законодателем, от его имени вершится правосудие, он может назначать и смещать должностных лиц исполнительной власти. Монарх признается стоящим выше закона. Но это не значит, что его власть деспотична и не ограничена никакими рамками.

Дуалистическая монархия чаще возникает в переходные периоды развития государства. В ней формально юридически происходит разделение власти между монархом и парламентом. Но парламент фактически подчиняется монарху.

Конституционная монархия. Монарх формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть – правительству. Законодательство принимается парламентом, но утверждается монархом.

Президентская республика. Президент – глава государства и глава Правительства (если не так, он назначает главу Правительства и участвует в его формировании). Часто президент избирается народом и не несет политической ответственности перед парламентом. Парламент не вмешивается в формирование правительства и осуществление исполнительной власти. Он несет ответственность (перед избирателями) только за свою законодательную деятельность.

Парламентская республика. Парламент осуществляет законодательную власть и участвует в формировании правительства. Правительство формируется одной партией или их коалицией. Премьер-министр и другие члены правительства могу одновременно являться депутатами нынешней палаты Парламента. Поэтому на выборах в Парламент фактически формируется будущее Правительство.

Смешанная республика. Объединяет в себе черты, признаки парламентской и президентской республик. От президентской республики существует институт избираемого народом президента, часто имеющего полномочия исполнительной власти. От парламентской республики заимствуется ответственность Правительства перед Парламентом. Президент в формальном смысле отделен от руководства исполнительной властью. Предусматривается возможность роспуска Парламента (нижней палаты) по инициативе Президента в случае конфликта между исполнительной и законодательной властью.

Традиционно разделение государств на монархию и республику появилось в работах Макиавелли, что в дальнейшем нашло свое отражение в практике политики, дипломатии и теоретической науки. Однако такой подход до сих пор воспринимается не всеми. После американской и французской революций, которые являлись по сути антимонархическими и утверждалась власть нации, необходимо было вводить новую, немонархическую форму правления. Старые монархии противопоставлялись новым республиками, однако такое деление было условным. В теории и практике существуют сведения о выборных монархиях, в которых глава государства избирается своими подданными, а выборность не всегда характеризует представительную власть.

Кроме того, власть монарха чаще не является безграничной. А наследственное правление может устанавливаться и в республике. Для республики не всегда характерен светский характер, а власть монарха не всегда сакральна.

Политико-правовой режим.

Политический режим понимается в нескольких значениях. Во-первых, как методы реализации власти либо как порядок взаимоотношения властных структур.

Политико-правовой режим – это способы осуществления публичной власти, отношение властных структур к основам жизнедеятельности общества, наделенность граждан правами и свободами и гарантированность их.

Государственный режим – составная часть политического режима, который охватывает собой не только государство, но и другие элементы политической системы общества.

Политический режим является динамичным, он реагирует на все процессы, происходящие в экономической, политической, социальной сферах. Он индивидуализирует форму государства. Политический режим не возникает спонтанно, а складывается под воздействием объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам относится: характер экономики, уровень общей политической и правовой культуры, тип и форма государства, исторические традиции. Субъективные факторы: правовое и политическое сознание, дух и воля нации.

Критерии разграничения режимов: способ формирования органов власти, распределение компетенции между ними, реализация прав и свобод граждан, роль права в отношениях государства и гражданина и в отношениях между гражданами. Степень реального участия граждан в политической жизни; способы разрешения социальных и политических конфликтов; формальное или реальное разделение властей; стремление к плюрализму или единообразию в обществе.

Демократический режим. Признаки демократического режима. Реальное функционирование принципа разделения властей, защита личности, учет интересов большинства и меньшинства, национальных и религиозных особенностей общества, прямое воздействие населения на осуществление государственной власти, правовая основа жизнедеятельности. Демократия – это формально равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной власти. Смысл демократии не только в том, что народ – источник власти. Демократия заключается в формально равном предоставлении политических прав всем гражданам государства.

Недемократический режим. Признаки: власть сосредоточена в руках одной социальной группы. Органы формируются в основном по назначению. Принцип разделения властей носит формальный характер. Ущемляются права и свободы граждан. Государство доминирует над правом.

Виды недемократических режимов: авторитаризм, элитаризм, тоталитаризм, охлократия, расизм, шовинизм.

Авторитаризм. В нем блокируются и не воспринимаются сигналы обратной связи, демонстрирующие реакцию общества на управление со стороны государства. Выделяют прогрессивный и консервативный авторитаризм.

Орган государства.

Орган государства – это структурно обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функции государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Признаки органов государства:

1. Деятельность органа государства направлена на удовлетворение публичных интересов, поэтому государственные органы выступают от имени государства или его части. Деятельность органа государства направлена на реализацию общего блага и не имеет коммерческих целей.

2. Государственный орган является самостоятельным элементов аппарата государства и образуется в установленном законодательством порядке.

3. Для государственного органа присущ государственно-распорядительный порядок образования (реорганизации, ликвидации).

4. Государственный орган наделен властными полномочиями – юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть.

5. Принимать от имени государства юридически значимое решение, а также обеспечивать их реализацию. Государственный орган может издавать правовые нормы, а также индивидуально-регулятивные и правоохранительные решения. К элементам компетенции государственного органа относят нормативно установленные цели, предмет ведения (сфера и объект воздействия), властные полномочия. Может включаться ответственность.

Каждый ГО обладает специфическими формами и методами реализации функций. Круг полномочий ГО определяется по принципу «можно все то, что разрешено в НПА, и не более того».

6. ГО имеет экономическую обособленность. ГО обладает материальной базой для обеспечения реализации своих решений (может распоряжаться средствами из государственного бюджета, имеет государственное казенное имущество, финансовые средства, счет в банке).

7. Каждый ГО занимает определенное место в аппарате государства.

8. ГО состоит из отдельных людей и их коллективов, деятельность которых носит профессиональный характер и чаще всего осуществляется на возмездной основе.

Механизм государства.

Для реализации функций государства создается совокупность специальных учреждений, постоянно действующих в рамках своих полномочий. Это четко организованная, строго упорядоченная целостная система, в основе которой находится единство общих целей, задач, принципов. Механизм, аппарат государства содержит в себе различные по компетенции и составу органы, которые дифференцируются на основе субординации и координации.

В литературе по-разному рассматривается соотношение механизма государства и аппарата государства. 1) Механизм государства состоит из аппарата, в который входят ОГВ, а также государственные организации и материальные придатки (армия, милиция). 2) Аппарат государства – это состояние ГО в статике, механизм государства – в динамике. 3) Государственный аппарат включает систему ГО, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность. Механизм государства – это аппарат принуждения.

Принципы осуществления государственной службы.

Среди принципов осуществления ГС можно выделить: законность, верховенство права, демократизм, научность, гуманизм и др.

Принцип разделения властей. Данный принцип сформулирован на основе теории разделения властей и заключается в делении единой государственной власти на отдельные ветви. Конкурирующих государственных властей допускаться не должно. Единую государственную власть осуществляет госаппарат (как система), в рамках которого действует три элемента. Но такая конструкция не должна отрицать возможность для одного и того же органа устанавливать и исполнять законы, а также принимать нормы индивидуального характера. Принцип разделения властей – это не просто разделение труда по государственному управлению, его реализации должна обеспечить, гарантировать свободу, безопасность гражданина.

Виды ГО.

06.03.2012

В зависимости от количественного состава ОГВ выделяются единоличные и коллегиальные органы. Единоличные органы принимают решения путем самостоятельного императивного волеизъявления. В коллегиальных органах решение принимается большинством голосов, уполномоченных законом или иным НПА на решение вопроса в пределах своей компетенции. Но в единоличном органе могут существовать коллегиальные совещательные структуры.

По способу возникновения: первичные и производные органы. Первичные органы избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (случаи наследования сюда также относятся). Производные органы создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями.

По иерархии: высшие и местные органы.

ПО объему компетенции выделяются органы государства общей и специальной (отраслевой) компетенции.

По способу формирования: назначаемые и выборные. Выборные органы формируются путем избрания их гражданами или иными выборными лицами на определенный срок. При этом действует принцип свободных выборов и периодическая сменяемость состава выборных органов. Назначаемые органы комплектуются по решению уполномоченного органа, кандидатам предъявляются более жесткие требования по сравнению с выборами (но зато на неопределенный срок).

По времени действия: постоянные и временные. Временные органы создаются на определенный срок для решения неотложных задач, вызванных временными обстоятельствами.

По принципу разделения властей: органы законодательной, исполнительной, судебной власти.

Закон РБ о ГС РБ.

Государственный служащий – это гражданин РБ, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского и местного бюджета.

Государственная должность – это должность, предусмотренная Конституцией или другими законодательными актами как штатная единица государственного органа с определенным кругом обязанностей по исполнению полномочий государственного органа.

Принципы деятельности государственной службы по закону можно разделить на три группы:

1) общие (законности, верховенство Конституции, гуманизма, социальной справедливости, приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантии их реализации);

2) принципы построения государственного аппарата (принцип единства государственной службы и ее дифференциации на три ветви власти);

3) принципы функционирования ГО (гласности, профессионализма, подконтрольности и подотчетности государственных служащих, их защищенности).

Статус государственных служащих определен через перечисление их прав, обязанностей, а также ограничений, связанных с государственной службой.

Госслужащий имеет право:

1. в организации профессиональной деятельности: письменно закрепление его прав, принятие решений, получение необходимой информации …

2. в образовательной и научной области: повышение квалификации, переподготовку …

3. в социально-экономической сфере: заработную плату, социальное страхование, пенсионное обеспечение;

4. в политической области: свобода объединений (за исключением случаев, предусмотренных Конституцией);

5. в личной сфере: уважение достоинства …

Обязанности:

1. общегражданские: поддержка конституционного строя, неукоснительное исполнение Конституции, соблюдение и защита прав физических и юридических лиц;

2. организация профессиональной деятельности: выполнение служебных обязанностей в пределах полномочий, предусмотренных законом;

3. в этической, моральной области;

4. образовательная сфера: поддерживать необходимый уровень квалификации.

Статус госслужащего предусматривает ряд ограничений:

1. в экономической и хозяйственной сфере: участие в предпринимательской деятельности;

2. в политической области: участие в забастовках и использование своего положения в интересах политических партий;

3. ограничение в трудовой деятельности.

Функции правосознания.

1. 23.03.2012. Регулятивная (в смысле мотивационной). Состоит в сопоставлении своего поведения с имеющимися правовыми установками, на основе чего возникает побуждение правомерного либо противоправного поведения. Правосознание в этом случае выступает как внутренний механизм регулирования поведения человека в юридически значимых ситуациях.

2. Прогностическая. Состоит в предвидении того, какие нормы необходимо принимать и как строить отношения в соответствии с этими нормами.

3. Гносеологическая. Сводится к познанию индивидами понятия и сущности права, а также других элементов социально-правовой действительности.

4. Коммуникативная. Субъекты правосознания формируют и реализуют его в процессе межличностного общения.

5. Оценочная. Формирование ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых субъект правосознания оценивает реальную правовую действительность.

6. Иногда встречается функция правового моделирования.

Эти функции универсальны, имеют всеобъемлющий характер и приемлемый для всех носителей правосознания. Но выделяются также и ряд других функций, например, правотворческая. 23.03.2012

Формы права.

1. Понятие формы права. Форма права и источник права.

2. Общая характеристика основных источников права.

3. НПА. Закон в системе НПА.

НПА. Закон в системе НПА.

НПА – письменный правоустановительный акт государства, содержащие нормы действующего права. Признаками НПА являются:

1) это результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц;

2) НПА имеет строго определенную документальную форму;

3) в нем выражается государственная воля;

4) содержит общеобязательные правила поведения (не персонифицирован);

5) рассчитан на длительное действие (рассчитан на неоднократную реализацию);

6) реализуется в особом процессуальном порядке

7) регулирует типичные отношения.

В соответствии с Законом о НПА, НПА – это официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного органа или путем референдума с соблюдением процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

В литературе выделяются законодательные акты и подзаконные акты.

В законодательстве РБ существует три термина: законодательство, законодательные акты, акты законодательства. Законодательство – это система НПА, регулирующих общественный отношения. Законодательные акты – Конституция, законы, декреты, указы. Акты законодательства – НПА, составляющие законодательство РБ.

Поэтому все НПА можно подразделить на законодательные акты и иные акты законодательства.

Виды НПА:

· Конституция

· решения референдума

· программный закон

· кодекс

· закон

· декрет Президента

· указ Президента

· директива Президента (указ программного характера)

· постановления палат Парламента

· постановления Совета Министров

· акты Конституционного суда, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора

· постановление РОГУ и Национального Банка

· регламент

· инструкция

· правила

· устав (положение)

· приказ РОГУ

· решение ОМУиСУ

В законодательстве предъявляются общие требования к НПА:

- соответствие принципам нормотворческой деятельности

- согласование с другими НПА

- принятие НПА уполномоченным органом в соответствии с его компетенцией

- соблюдение необходимой формы, установленной законодательством

- соответствие требованиям нормотворческой техники

Ст. 10 Закона о НПА. Юридическая сила НПА. Высшей юридической силой обладает Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом, закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлению палат Парламента, Совета Министров, Пленума Верховного суда, Высшего Хозяйственного суда, актам Генерального прокурора и иным НПА. Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Гражданский кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к другим законам, содержащие нормы гражданского права. НПА вышестоящего ГО имеет большую юридическую силу, чем НПА нижестоящего ГО. НПА имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому по тому же вопросу НПА того же органа.

В настоящее время нет единого понятия закона и его видов. Часто закон понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле закон – это всякая норма, исходящая от государства независимо от форм и источников ее изложения. В узком смысле закон – это принятый в особом порядке акт высшего представительного органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Признаки закона:

1) это юридический документ, содержащий нормы права

2) результат правотворческой деятельности высшего ОГВ или референдума

3) регулирует наиболее значимые, типичные и устойчивые общественные отношения

4) существует особая процедура подготовки и принятия закона (законодательная деятельность и законодательный процесс)

5) закон обладает высшей юридической силой, его нельзя отменить другим государственным органом, кроме принявшего. Другие НПА не должны противоречить содержанию закона

6) закону должны подчиняться в своей деятельности органы государства

Классификация законов. Одна есть в Законе о НПА (ст. 2)

1. Институционные и регламентационные. Первые направлены на определение и закрепление правового статуса лиц, органов и организаций. Вторые – на непосредственное регулирование общественных отношений.

2. Кодифицированные и некодифицированные.

3. Общие и специальные. Общие распространяются на всех граждан государства и охватывают все регулируемые ими отношения.Специальные распространяются на конкретную группу лиц или конкретные виды отношений.

4. По территории действия: местные и общие.

5. По времени действия.

По Закону о НПА они приводятся в единую систему путем их взаимного согласования, определения иерархии НПА, а также путем подготовки соответствующих сводов законов и сводов законодательства. Свод законов – это полное систематизированное собрание, объединяющее законодательные акты РБ. Свод законодательства – полное систематизированное собрание, объединяющие НПА РБ.

Право и закон.

06.04.2012

С точки зрения правового позитивизма право и закон разграничиваются только формально. Закон рассматривается только как одна из форм права. Правовым законом в этом случае является любая действующая норма, признаваемая государством. Правовой является та норма, которая оформлена в виде текста.

Естественно-правовая школа разграничивает право и закон по сущности. Право порождается не государством, а природой в широком смысле и отражается естественные закономерности бытия. Законодатель не создает правовую норму, он дает официальное признание, закрепление уже существующему праву.

Одним из критериев правового закона является справедливость, однако коммуникативный подход, оценивая этот критерий, вносит следующие поправки в отношении справедливости. Любое право представляет собой социальное явление, и даже если в этом праве в целом отражаются закономерности бытия, оно все равно социально и, следовательно, не может быть абсолютно совершенно (справедливо). Право справедливо в той степени, в какой справедливо само общество. Само существование права обусловлено несовершенством человека и право, наряду с другими социальными нормами, призвано защищать личную и общественную безопасность от самого человека. Поэтому любое право не является абсолютной ценностью. Оно не может быть вечным или постоянно совершенным. Право сохраняет свою ценность до тех пор, пока оно функционирует.

Ценности в праве (в том числе и справедливость) не вечны, они изменяются, трансформируются. Право может быть справедливым только с позиции конкретного времени и территории. Кроме того, справедливость права зависит от субъекта ее оценки.

Коммуникативная теория утверждает, что критерием для разграничения закона на правовой и неправовой, является практическая реализация его норм (социальная легитимация).

Правотворчество.

1. Понятие правотворчества и других характеристик создания права.

2. Принципы правотворчества.

3. Виды правотворчества.

4. Стадии правотворчества и законотворчества.

5. Систематизация НПА.

Принципы правотворчества.

В общей теории права выделяются следующие принципы правотворческой деятельности:

· принцип законности. НПА должны соответствовать Конституции, законодательным актам. НПА принимаются в соответствии с установленным порядком их подготовки, принятия опубликования. НПА принимаются в соответствии с компетенции органов, их принявших.

· принцип демократизма. Проявляется в процедурах обсуждения НПА, изучении и учета потребностей общества в процессе его принятия, а также в демократических процедурах рассмотрения и принятия НПА.

· принцип гуманизма. Максимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей каждого человека.

· принцип научного характера и профессионализма.

· принцип технического совершенства НПА. Соблюдение требований нормотворческой техники.

· и др.

В Законе «О НПА РБ» предусмотрено, что нормотворческая деятельность осуществляется на следующих принципах:

- конституционность;

- соответствие актов нижестоящих ГО (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих ГО;

- приоритета общепризнанных принципов международного права;

- защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости;

- научности;

- системности и комплексности правового регулирования общественных отношений.

В отдельно статье Закона провозглашается гласность в деятельности государственных органов, которая обеспечивается информированием граждан о деятельности нормотворческих органов и принимаемых ими НПА; опубликованием НПА в официальных изданиях либо доведения их до всеобщего сведения другими способами.

Виды правотворчества.

НПА делятся по следующим основаниям классификации:

Ø круг субъектов: моносубъектное правотворчество (принцип единоначалия), полисубъектное правотворчество (принцип коллегиальности).

Ø круг субъектов: правотворчество ГО, санкционированное правотворчество, народное правотворчество (референдум).

Ø по юридической силе принимаемых актов.

Ø по характеру правотворческих полномочий: непосредственное правотворчество (осуществляется органами, для которых такая деятельность является основной); делегированное правотворчество (осуществляется по специальному разрешению, имеющему императивный и диспозитивный характер).

Ø по содержанию правотворчества: принятие нового НПА, изменение действующего НПА, отмена НПА.

Ø в зависимости от форм права: создание НПА; вынесение решение судом или административным органом по конкретному делу; складывающее на практике правило; деятельность ученых по выработке руководящих начал, принципов построения общественных отношений; заключение договора.

Систематизация НПА.

Систематизация законодательства осуществляется в следующих целях:

1) научно-познавательная: для изучения и анализа системы действующего законодательства на предмет противоречий, коллизий, пробелов, а также изучения причин и факторов, способствующих совершенствованию законодательства. Для эффективного правового просвещения, воспитания, образования.

2) на практике – для эффективного планирования правотворческой деятельности, создания эффективных НПА, а также для точного, единообразного правоприменения и других форм р<

Наши рекомендации