Крестовое движение в 13 в. География, ход, итоги.
1) Поход детей. После четвертого крестового похода чувствуется в Западной Европе утомление и разочарование. В XIII веке крупных походов для освобождения Гроба Господня уже не собиралось. Были лишь походы отдельных лиц, отдельных государей. 2) Во Франции один подросток, пастух по имени Стефан, начал проповедовать крестовый поход. Около него быстро собралась толпа в 30.000 человек мальчиков в возрасте по большей части от 12 до 13 лет; взрослые в большинстве случаев к ним относились благосклонно и при их проходе через города и деревни снабжали их деньгами и провизией. Услышав об этом движении, король Филипп II Август приказал детям вернуться домой. Меньшинство исполнило королевскую волю, но большая часть направилась в Марсель, где юные крестоносцы должны были сесть на корабли. Мало-помалу к ним присоединились священники, купцы, крестьяне, разные проходимцы, искавшие случая где-нибудь и как-нибудь поживиться. В Марселе двое корабельщиков согласились на семи судах перевезти детей в Сирию. По отъезде обнаружился самый гнусный обман: корабельщики оказались продавцами рабов мусульманам. Два корабля погибли в пути от бури, а остальные суда прибыли благополучно в Египет, где несчастные дети и были проданы в рабство. Говорят, что через несколько времени Фридрих II во время своего крестового похода встретил некоторых из этих юношей на Востоке и возвратил на родину. 3) В Германии также составилось детское ополчение, которое дошло до южно итальянского города Бриндизи; но епископ этого города запретил детям сесть на суда. Дети должны были возвращаться домой в Германию и почти все погибли в дороге от голода и изнурения. 4) Поход Фридриха II. Из походов, предпринятых отдельными лицами, наиболее интересен поход германского императора Фридриха II, который, прибыв в Палестину, без войны, одними переговорами убедил султана передать ему Иерусалим. Казалось, Святой Гроб снова будет принадлежать христианам. Фридрих II вступил в Иерусалим и короновался в церкви Святого Гроба. Но вскоре он должен был возвратиться в Европу, а у оставшихся в Палестине христиан не было достаточно сил, чтобы выдержать успешно натиски врагов. В 1244 году Иерусалим снова был завоеван мусульманами, во власти которых и остается до сих пор. 5) Походы Людовика IX. Последние два похода в XIII веке были предприняты благочестивым французским королем Людовиком IX Святым. Первый поход, направленный в Египет, окончился очень неудачно: войско Людовика, окруженное мусульманами, было почти совершенно уничтожено, а сам король попал в плен, из которого был освобожден лишь за большой выкуп. В старости Людовик IX предпринял новый поход, на этот раз в Тунис. Уже самая цель похода — Тунис, не имевший прямого отношения ни к Египту, ни к Палестине, показывает, что этот поход положительных результатов для Святой Земли иметь не мог. Действительно, войско Людовика, попав в непривычный жаркий климат и будучи сильно тревожимо мусульманами, стало падать духом; в лагере Людовика стала свирепствовать эпидемия, унесшая в 1270 году в могилу и самого престарелого короля. 6) Судьба Святых Мест. К концу XIII века все христианские владения в Сирии были потеряны. В 1291 году мусульмане отняли у христиан их последний важный приморский город Акру (Акку, древнюю Птолемаиду), после чего все прочие приморские города сдались почти без боя мусульманам. Вся Сирия и Палестина перешли в руки мусульман, У христиан на Востоке после этого оставались еще два небольших государства: королевство кипрское, образовавшееся во время третьего крестового похода, с династией Лузиньянов, и королевство Малой Армении в юго-восточном углу Малой Азии. Это были слабые государства, просуществовавшие, однако, еще долгое время: Кипр был взят турками во второй половине XVI века, а Малая Армения была завоевана мусульманами во второй половине XIV века. После падения Акры в 1291 году не было уже никакой надежды возвратить Святые Места. В XIV веке отдельные лица предпринимали немало крестовых походов на Востоке, во время которых кипрское королевство и Малая Армения оказывали посильную помощь крестоносцам; но походы никаких ощутительных результатов не имели. 7) Ордена. По мере того как исчезали христианские владения на Востоке, духовно-рыцарские ордена должны были прекратить там свою деятельность и стали искать других мест для поселения. Госпитальеры, или иоанниты, в начале XIV века завладели островом Родосом и жили там, пока в начале XVI века Родос не был завоеван турками; после чего император германский Карл V предоставил им для жительства остров Мальту; когда Наполеон Бонапарт занял остров, то мальтийские рыцари избрали своим гроссмейстером русского императора Павла I, после смерти которого гроссмейстеров не было до конца семидесятых годов XIX века, когда папа Лев XIII восстановил сан гроссмейстера мальтийского ордена. Тамплиеры, покинув Восток, обосновались главным образом во Франции, где в начале XIV века были истреблены. Тевтонский орден, покинув Палестину в начале XIII века, утвердился в устьях реки Вислы, удачно боролся с языческими литовскими племенами, соединился с другим уже известным нам немецким орденом меченосцев и основал сильное государство, просуществовавшее до XVI века. 8) Итак, крестовые походы в смысле возвращения Святых Мест христианам окончились полною неудачей; но с более общей точки зрения эти походы имели на Западную Европу глубокое и разностороннее значение. Прежде всего, Западной Европе открылся обширный неизвестный мир, гораздо более образованный и просвещенный, чем Европа времени крестовых походов. Крестоносцы знакомились с новыми людьми, обычаями и нравами, с новою природою и ее неведомыми еще для Европы произведениями, с цветущею культурой Византии и мусульманского Востока. Знакомство с новыми странами повело к развитию на Западе истории и географии. Арабы, которые были особенно сильны в так называемых точных науках и в медицине, передали свои глубокие познания в них Европе. Умственный горизонт западноевропейца в эпоху крестовых походов расширился; и западноевропеец стал смотреть иными глазами на многие явления современной ему жизни. Глубокое изменение внесли крестовые походы во взгляды на папство и на католическую церковь, т. е. на те главные основания, на которых покоилась жизнь средневековья. Большое влияние оказали крестовые походы также на отношение к католической церкви. Во время походов крестоносцы лично познакомились с другими религиями, о которых католическая церковь говорила лишь одно худое появление религиозной терпимости на Западе, более спокойного и здравого отношения к ним. Католическая религия перестала быть для Запада единственно возможною религией, которая направляла всю жизнь человека и господствовала над его умом. Люди начали уходить из-под всепоглощающего влияния католической церкви, сами стали задумываться над различными религиозными вопросами и пытались их разрешить по-своему. Отсюда на Западе появились еретические учения, вступившие в борьбу с церковью. Таким образом, за время крестовых походов произошел переворот в воззрениях западноевропейского общества на католическую церковь. Папство и церковь в эту эпоху потеряли то, что они с таким трудом и упорством создавали в течение очень долгого времени. 9) Крестовые походы послужили также к блестящему развитию западноевропейской торговли и промышленности. Развился громадный обмен между произведениями Запада и Востока. В эту эпоху Запад мог уже в торговых сношениях иметь дело прямо с Востоком без посредничества Византии, что еще более облегчало и развивало эти сношения. Особенно выиграли в этой области итальянские приморские города, обладавшие торговым флотом, Венеция, Генуя и Пиза. За ними развивали свою торговлю и города внутренней Италии, например, Милан, Флоренция и некоторые другие. Богатела и Франция. Вообще этот торговый подъем отразился главным образом на судьбе городов, которые, разбогатев и почувствовав в своих руках большую денежную силу, стали стремиться к самостоятельности в смысле своего управления. Особенно усилились в эпоху крестовых походов города Франции и Италии. 10) Рыцари различных европейских стран во время совместных походов сблизились между собою; они мало-помалу потеряли отличительные особенности рыцарства своей страны, выработали общие для всех рыцарей условия жизни и стали придерживаться одинаковых обычаев крестьян, то они, отправляясь в крестовые походы, часто получали от своего господина свободу от крепостничества; приехав обратно на родину, они уже не возвращались в прежнее состояние крепостного крестьянина и становились свободными крестьянами. Таким образом, крестовые походы содействовали освобождению крестьян, конечно, их некоторой части и не везде, от крепостной зависимости. 11) Если для Западной Европы крестовые походы совершенно видоизменили условия жизни и привели ее к могуществу и богатой культуре, то для Византии эти походы — и особенно четвертый — явились роковыми: они уничтожили политическое и экономическое значение Византийской империи, которая, начиная с XIII века, с момента ее восстановления, уже не жила, а прозябала, идя к неминуемой погибели. Константинопольский разгром 1204 года был смертельным ударом для Византии.