Глава 4. География мирового машиностроения1. География электронной промышленности мира География электронной промышленности мира

География электронной промышленности — новейшей отрасли мировой индустрии — складывалась в послевоенные годы. На про­цесс ее создания повлияли:

  • технические и экономические особенности электронных производств;
  • новые принципы организации отрасли на всех уровнях — от исследовательских центров и предприятий до фирм и межфирменных объединений в каждой стране и за ее пределами;
  • возникновение уникального мирового рынка комплектующих электронных товаров;
  • сложившиеся специфические внешнеторговые связи между
    всеми продуцентами электронной продукции.

Электроника как сплав современной науки, техники и технологии приобрела сегодня исключительное значение. Практически нет сфе­ры человеческой деятельности, где бы продукция электронной про­мышленности не нашла применения. Это закономерность процесса развития мировой науки, техники и технологии, чьи революционные открытия преобразили всю производственную и непроизводственную деятельность, изменили уклад жизни людей в течение короткого ис­торического срока. Поэтому вторжение электроники в нашу жизнь вполне сопоставимо по своему значению с овладением и использо­ванием человеком огня, пара, электричества, энергии атома.

Электронная промышленность — детище научно-технической рево­люции. Роль научного потенциала стран и фирм в разработке новых (инновационных) видов и типов ее продукции и создании совершен­ных технологий производства чрезвычайно велика. Это обусловило необходимость проведения глубоких фундаментальных исследований в разных разделах физики, широких прикладных работ в технологии, усиленных опытно-конструкторских поисков. Такая разносторонняя творческая деятельность доступна лишь немногим фирмам развитых стран, имеющих возможности финансировать исследования. Они же заинтересованы в возможно более быстрой организации массового выпуска новых высокотехнологичных электронных изделий.

Электронная промышленность — самая наукоемкая отрасль со­временного машиностроения. Это предопределило тесное сотрудни­чество между научно-исследовательскими учреждениями и производ­ственными предприятиями. В условиях рыночной конкуренции по­требовалось резко сократить временной цикл от разработки изделия до его выпуска. Это удалось осуществить в технополисах {типа зна­менитой Силиконовой долины в США). В них практически нет тер­риториального (а значит, и временного) разрыва между научными ис­следованиями и производством. Тем самым достигнута высокая эко­номическая эффективность всего цикла — от момента появления новой идеи до массового выпуска товара. Это стало новым элементом формирующейся географии отрасли.

За короткий срок электронная промышленность превратилась в одну из ведущих отраслей мировой индустрии и индустрии отдельных стран. За 1955-1996 гг. мировое производство продукции электронной промышленности увеличилось в денежном выражении с 9 млрд до более чем 1,5 трлн долл., т.е. в 167 раз. Уже в середине 80-х гг. по этому показателю она сравнялась с такой крупной отраслью промышленнос­ти мирового значения, как нефтедобывающая, а на рубеже 80-90-х гг. обогнала мировую автомобильную промышленность, производство продукции которой оценивалось в 650-750 млрд долл. В 1995 г. догнала другую мощную отрасль тяжелой индустрии — химическую, мировое производство продукции которой составляло 1,4 трлн долл. Электронная промышленность по этому показателю далеко обогнала станко­строение (его продукция, включая кузнечно-прессовое оборудование, оценивалась в лучшие годы до 40 млрд долл.), а оно всегда рассматри­валось как сердцевина, «ядро» всего машиностроения.

В машиностроении отдельных стран электронная промышлен­ность заняла ведущие позиции. Это относится главным образом к ряду новых индустриальных стран Азии (Сингапур, Республика Корея и др.), где она стала отраслью государственной специализации. В не­которых из этих стран на электронную промышленность приходится более половины стоимости всей продукции индустрии. В странах с развитым машиностроением производство электроники потеснило ряд традиционных отраслей машиностроения и доля его весьма вы­сока: по ряду оценок, в США она достигала 46, а в Японии — 40%.

Структуру современной электронной промышленности опреде­ляет выпуск двух больших групп изделий: 1) компонентов, т.е. ком­плектующих деталей, широко используемых во всех видах электрон­ной аппаратуры и оборудования; 2) конечной, завершающей продук­ции отрасли, идущей за ее пределы самым разнообразным потреби­телям. Каждая из групп включает как очень сложную дорогостоящую продукцию, так и сравнительно простую и дешевую, и это оказало сильное влияние на ее размещение в мире и отдельных странах.

На структуру продукции электронной промышленности сильное влияние оказывает научно-технический прогресс и растущий спрос на ее товары со стороны национальных и мирового рынков. Главная тенденция в формировании общей структуры отрасли во всех стра­нах — стремительный рост выпуска наиболее сложной, наукоемкой и надежной продукции. Так, в середине 50-х гг. в США доля компью­теров в общем объеме выпуска продукции электронной промышлен­ности лишь немногим превышала 1%, а в 1990 г. она достигла уже 26%. Более того, при переходе к массовому производству таких слож­ных изделий (мировой выпуск персональных компьютеров в конце 90-х гг. превышал 80 млн шт.) удалось удешевить их и сделать доступ­ными для широкого круга потребителей. При этом технические воз­можности персональных компьютеров неизмеримо выросли.

В настоящее время структура мировой электронной промышлен­ности четко отражает главные изменения в составе ее производств, происшедшие за 40 лет бурного развития. Самая высокая доля (до 45%) общего объема продукции отрасли в стоимостном выражении приходится на различные виды вычислительной техники — от каль­куляторов до сложнейших компьютеров, используемых в производ­стве, в военном и другом оборудовании. Весьма значителен удельный вес комплектующих изделий, особенно микросхем и других компонен­тов, — 20%. Около 5-8% составляет доля оборудования для систем связи и примерно 10% — всей массовой бытовой электронной аппара­туры. До 15% приходится на разного рода медицинское, научное и другое электронное оборудование. В целом до 2/3 всей продукции электронной промышленности — это сложнейшая наукоемкая тех­ника.

Основой отраслевой и территориальной организации электрон­ной промышленности стало глубокое разделение труда на всех эта­пах — от научных разработок до изготовления любых видов продук­ции. За короткий срок сформировались высокоспециализированные научные учреждения, предприятия, фирмы, ТНК. Они разрабатывают и выпускают электронную продукцию сравнительно узкого ассорти­мента. Это способствовало появлению большого количества предпри­ятий и фирм малого и среднего размера. Их размещение на террито­рии стран не встретило особых трудностей. Электронные производ­ства не материалоемки, хотя ассортимент используемых материалов превышает 700 наименований; они не энергоемки, а комплектующие компоненты и готовая продукция отличаются высокой транспорта­бельностью. Как уже отмечалось, основное влияние на размещение производства оказывают наличие рабочих кадров разного уровня ква­лификации и близость научных центров.

Товары электронной промышленности играют все большую роль на мировых рынках. Ведущие производители электронной продукции (США, страны Западной Европы, Япония) обладают обширным внут­ренним рынком для сбыта этих изделий, и тем не менее треть вы­пускаемых в мире электронных товаров поступает на внешние рынки. Изделия электроники — одни из самых дешевых видов потребитель­ской продукции машиностроения. Они предназначены для ежегодной продажи многим сотням миллионов жителей планеты.

Научно-техническая революция оказала сильное воздействие на географию электронной промышленности. В процессе ее развития идет обновление или полное изменение техники и технологии про­изводства изделий. В разных странах мира внедрение достижений электроники шло неодинаково. В небольшой группе промышленно развитых государств, странах Западной Европы, США, Японии сло­жились мощные электронные фирмы. Среди этих фирм идет острая борьба за рынки сбыта электронных товаров, как с отечественными, так и зарубежными конкурентами, которая хорошо прослеживается в географии производства разных видов продукции отрасли — элек­тронных бытовых изделий, средств связи, компонентов, компьютеров и программного обеспечения.

Электронные средства обработки информации — так часто обо­значают большую группу видов продукции отрасли, обеспечивающую нормальную и эффективную работу компьютеров. Сюда входят сред­ства технического обеспечения (сами компьютеры, оборудование для сбора, хранения, передачи информации и т.д.); технологические ус­луги (обслуживание технических средств; пакеты программ — так на­зываемое программное обеспечение, консультации, экспертизы по их использованию и т.д.). Эти средства и услуги взаимоувязаны и обра­зуют целостное подразделение электронной промышленности мира.

Производство электронных средств и предоставление услуг в мире только за 1955-1990 гг. выросли с 0,2 до 360 млрд долл., т.е. они стали сопоставимы со стоимостью всей добываемой на планете нефти. Стремительный рост стоимости продукции электронных средств об­работки информации отражает их исключительную роль в электро­низации всех сфер человеческой деятельности. Около половины сто­имости этой группы приходится на средства технического обеспече­ния — прежде всего на компьютеры.

Специализация ряда фирм на определенных классах и типах ком­пьютеров отражает их борьбу за рынки сбыта. Так, в США узкоспе­циализированы на производстве суперкомпьютеров фирмы «Крей» и «Контрол Дэйта», в Японии — «НЭК», «Хитачи», «Фудзицу»; пер­сональные компьютеры — «Компак», «ИБМ» и «Эппл» выпускают в США. Конкуренция и рыночная конъюнктура вынудила даже «ИБМ» выпускать наряду с суперкомпьютерами и персональные. Рынок за­ставляет многие фирмы искать свои экономические ниши, часто ме­нять ассортимент компьютеров, разрабатывать все новые типы и модели аппаратуры.

Компьютеры выпускают более тысячи фирм мира, однако подав­ляющую их часть дают 20-25 крупнейших. В производстве компью­теров самая высокая во всей электронной промышленности концент­рация капиталов, научного потенциала и производственных фондов. В ряде государств компьютерные фирмы имеют широкую правитель­ственную поддержку (например, в США получают огромные и вы­годные военные заказы, торговая политика Японии особо учитывает их экспортные интересы, в СССР почти все компьютеры изготавли­вались на привилегированных предприятиях военно-промышленного комплекса). За рубежом все это способствовало формированию мощ­ных ТНК, контролирующих международный компьютерный рынок. Среди них абсолютный лидер — «ИБМ», на долю которой приходит­ся свыше половины мировой компьютерной продукции, это одна из ведущих фирм США. Вторая в мире по величине продаж компьюте­ров японская «Фудзицу» дает продукции по стоимости почти в 5 раз меньше.

Ведущие компьютерные ТНК возникли в развитых государствах с наилучшими экономическими и научно-техническими „предпо­сылками для выпуска этой сложной продукции. Из 20 крупнейших компьютерных фирм мира более половины находятся в США. Вели­ка также роль японских ТНК, ряд которых входит в первую десятку, самые большие западноевропейские фирмы располагаются лишь во втором десятке (например, «Филипс» занимает только 12-е место).

Деятельность компьютерных фирм вышла далеко за пределы на­циональных границ. Их представительства, дочерние фирмы и фи­лиалы созданы в десятках развитых и развивающихся государств. Наи­более широкую их сеть организовали США и Япония в странах За­падной Европы и Азии. В последние годы ТНК проникли в государ­ства Восточной Европы, в том числе в Россию, участвуя в совместных предприятиях.

Однако сохраняются заметные различия в качестве продукции, изготавливаемой в отдельных группах стран. Компьютеры США, Япо­нии, Западной Европы ориентированы на уровень требовательного рынка и отличаются самым высоким качеством. Эта продукция тща­тельно контролируется, характеризуется своей энергоэкономичнос­тью и экологичностью («зеленые компьютеры»). Их определяют как компьютеры так называемой белой сборки. В ряде же новых инду­стриальных стран многие местные фирмы (кроме входящих в ТНК) собирают компьютеры по «отверточной технологии» из импортных комплектующих, с малой долей собственных деталей не самого вы­сокого качества. Они отличаются меньшей надежностью, худшими технико-экономическим и параметрами и предназначены для менее состоятельного и менее требовательного покупателя. Эти компьютеры относят к изделиям желтой сборки. Продукцию заводов Восточной Европы со всеми ее преимуществами и недостатками именовали «красной сборкой».

География компьютерной промышленности мира определяется де­ятельностью ведущих фирм в своей стране и за рубежом. Высокий уровень финансовой, научно-технической и организационной кон­центрации производства компьютеров в крупнейших ТНК предопре­делил столь же высокий уровень концентрации их выпуска. Он сло­жился в сравнительно немногих странах и регионах мира. Особенно выделяются США, компьютерная продукция которых в отдельные годы составляла от 40 до 60% мировой. Доля Японии, Западной Ев­ропы, стран Юго-Восточной Азии не превышает 10-15% (каждой из них). Наиболее существенные различия между странами — в ассор­тименте продукции, ее качестве, скорости обновления моделей.

Активные электронные компоненты — главные комплектующие изделия для подавляющего большинства видов продукции электрон­ной промышленности. Стоимость их производства в мире за 1958-1997 гг. увеличилась с 340 млн до 146 млрд долл. К активным ком­понентам относятся все полупроводниковые элементы. Ассортимент активных компонентов быстро расширяется за счет освоения новых, все более сложных и специализированных видов и типов, предназна­ченных для самых разнообразных конечных изделий электронной промышленности. Первый образец заводского транзистора появился в 1948 г., а уже спустя десятилетие их ежегодное мировое производство превысило 1 млрд шт. Изготовление первых интегральных схем на­чалось только в 60-е гг. (около 50 млрд шт. в конце 90-х гг.). Их доля в общем выпуске активных компонентов непрерывно росла, что ко­ренным образом изменило всю структуру. На интегральные схемы приходится 4/5 стоимости полупроводников в мире.

Производство активных компонентов сосредоточено преимущест­венно в крупных ТНК, их многочисленных филиалах и дочерних предприятиях в разных странах мира. Уже в начале 80-х гг. на долю 20 ведущих продуцентов приходилось 75% мирового выпуска этой продукции, в том числе на 10 крупнейших — более 50%. Эта их роль сохранилась до сих пор. У фирм — изготовителей активных компо­нентов технический уровень производства одинаково, высок, поэтому идет ожесточенная конкурентная борьба за лидерство между нацио­нальными фирмами и национальных фирм с зарубежными.

Например, в 1984-1991 гг. впереди были японские ТНК, среди которых «НЭК», «Тошиба» и «Хитачи», контролировавшие 1/4 ми­рового рынка всех видов полупроводников. Доля уступавших им аме­риканских «Интел» и «Моторола» была вдвое меньше — 1/8. В 1993 г. «Интел» перешла с четвертого на первое место, а «Моторола» — на третье, потеснив японские ТНК.

Все экономические, технические и организационные особенности производства активных компонентов отразились на формировании его современной географии. Основную их часть выпускают фирмы США и Японии (по 41-45%). Они контролируют до 80-85% мирового рынка этой продукции, оставаясь монополистами на протяжении чет­верти века. Западная Европа дает только 7-9% всех видов полупро­водников (важнейший продуцент ФРГ) и сильно зависит от поставок извне.

Выпуск современной аппаратуры связи увеличивается быстро, ибо потребность в ней во всем мире очень велика, несмотря на относи­тельно высокую цену. Производство электронных средств связи на 3/4 сосредоточено в 10 промышленно развитых государствах мира. Уже в начале XX в. ряд крупных фирм стал выпускать аппаратуру для телеграфной, телефонной и радиосвязи («АТТ» в США, «Сименс» в Германии и др.). Создание современных систем электронной связи, оснащаемых телеаппаратурой, лазерными приборами, компьютерами, и высокий спрос на них заставили эти фирмы переориентиро­ваться на изготовление новейших систем связи. Возникшие в сере­дине XX в. электронные фирмы «НЭК» и «Фудзицу» в Японии, «Алькатель» во Франции и особенно их дочерние предприятия в новых индустриальных странах активно подключились к широкомасштаб­ному выпуску электронных средств связи. Этим объясняется сосре­доточение 55% мирового производства аппаратуры и оборудования связи в США, Японии и ФРГ.

Бытовая электронная техника — самый массовый и доступный вид продукции отрасли. Своим появлением она обязана изобретению радио в конце XIX в. К середине нашего века в мире сложилось круп­ное производство средств радиосвязи, а затем бытовых приемни­ков и телевизоров. Выделение и обособление продуцентов аудио- и видеоаппаратуры в 60-е гг. было вызвано невиданным расширением информационного пространства отдельных стран, постепенно охва­тывающим всю планету. Радиоприемники и телевизоры составили техническую основу всей информационной инфраструктуры у мил­лиардов жителей. Это предопределило бурный рост производства бы­товой радио- и телевизионной аппаратуры в мире.

Стремительный рост выпуска этой аппаратуры сопровождался ко­ренными сдвигами в географии их продуцентов по странам и регио­нам. В 1950 г. промышленно развитые государства дали суммарно свыше 92% радиоприемников в мире (из них 90% пришлось на США, Великобританию). К 1970 г. их производство заметно переместилось из Северной Америки и Западной Европы в Азию. Лидерами стали развивающиеся страны (табл. 23.2). Каждая из таких стран, как Гон­конг, КНР, Малайзия или Сингапур превысили выпуск радиоприем­ников в Японии, США или ФРГ.

Аналогичная ситуация имела место и для более сложной аппара­туры — телевизоров (табл. 23.3). В 1950 г. на промышленно развитые государства приходилось 100% этой продукции, а в 1995 г. — только около 22%. Азия заняла ведущие позиции в производстве телевизоров. При этом и КНР, и Республика Корея давали их больше, чем США и Япония в отдельности.

Структура выпускаемых бытовых электронных товаров претерпе­ла во второй половине XX в. значительные изменения, обусловленные уменьшением доли аудиоаппаратуры. В 1990 г. соотношение стоимос­ти отдельных групп и видов произведенной в мире бытовой элек­тронной техники составило (в %): видеоаппаратура — 53 (в том числе телевизоры — 32,3 (цветные — 30,7); видеомагнитофоны — 14; ви­деокамеры — 6); аудиоаппаратура — 25, прочие бытовые электронные товары — 22. Эти структурные сдвиги были вызваны быстро рас­тущим рыночным спросом на разные виды видеоаппаратуры, ассор­тимент которой постоянно расширяется.

Претерпела заметные сдвиги и география мирового производства бытовой электронной аппаратуры. В 1990 г, новые индустриальные страны давали уже более трети этой продукции. Изменилась роль от­дельных развитых государств. Так, сильно уменьшилась доля США (около 13%), в меньшей степени Западной Европы (18%). Значение Японии как крупнейшего в мире продуцента бытовых электронных товаров (более 40%) сохранилось. Эти государства держат свои пози­ции в изготовлении наиболее сложной, наукоемкой и дорогой быто­вой продукции. На них приходилось 78% выпуска компакт-дисковых проигрывателей, 81 — видеомагнитофонов, 87 — магнитной ленты, 91 — видеокамер, 100% — видеодисковых проигрывателей. Фирмы данных государств сосредоточивают усилия на инновационных това­рах даже в производстве хорошо освоенных во многих странах мира изделий. Например, они первыми приступили к изготовлению теле­визоров IV и V поколений.

Спрос на программное обеспечение стремительно растет. Это обу­словлено как общим увеличением количества компьютеров в мире и быстрым расширением круга пользователей, так и резким повыше­нием мощности вычислительной техники новых поколений. В насто­ящее время даже персональные компьютеры выполняют такой объем расчетов, какой еще несколько лет назад был посилен только большим машинам. Персональные компьютеры могут решать теперь неизме­римо более сложные задачи. Объем продаж программ в последние годы возрастает на 8—10% быстрее, чем объем продаж самих компью­теров. Программы тиражируются многими миллионами экземпляров. В 1995 г. объем продаж в мире превысил 55 млрд долл. США. Про­граммы стали одним из самых прибыльных товаров в электронном бизнесе.

Производство современных программ требует новых оригиналь­ных идей, принципиально иных алгоритмов. Это обусловливает все больший спрос на программистов, повышение требований к их ква­лификации. Так, численность программистов в США (800 тыс.) пре­высила количество занятых в выпуске самой вычислительной техни­ки, но потребность в них остается очень высокой. Количество фирм по выпуску программ в мире непрерывно растет, причем размеры их обычно небольшие: в Японии 80% фирм имеют менее 100 сотруд­ников, в США в среднем около 70, а в Великобритании всего 20. Исключением является такой феномен в производстве программ, как фирма «Майкрософт» (США), в которой занято 12 тыс. человек (в 1996 г. стала 11-й по рейтингу компаний в мире).

География мирового производства программного обеспечения ха­рактеризуется очень высокой долей США, которые в целом контро­лируют до 70% рынка (из восьми ведущих мировых фирм — семь из США). Поскольку потребность страны в этой продукции исключи­тельно велика (не хватает около 1 млн программистов), остается вы­соким и импорт массовых простых программ из других, главным об­разом новых индустриальных стран. Так, Сингапур, о. Тайвань, Ир­ландия, Индия вывозят в США от 40 до 80% своих программ. В еще большей степени от им порта зависит Япония: ввозится 90% программ. Государства Западной Европы также сильно зависят от внешних, пре­имущественно из США, поставок программ. Сильно отстали в раз­работке программного обеспечения Россия и другие страны СНГ: их доля в мире около 0,3%. Здесь широко развит «черный рынок» — до 90% и более используемых программ нелегально копируются.

Основные черты современной макрогеографии мировой элек­тронной промышленности сформировались за последние 10-15 лет. Ее характеризуют:

  • сохранение в отрасли ведущей роли промышленных государств;
  • утрата США абсолютного лидерства в выпуске электронной продукции;
  • выдвижение Японии в качестве второго после США продуцен­та;
  • неуклонное возрастание значения других регионов, особенно Юго-Восточной Азии;
  • замедление развития электронной промышленности в государствах Западной Европы;
  • кризисное состояние отрасли в Восточной Европе и в первую очередь в России.

Менявшаяся на протяжении трети века роль отдельных западных стран и регионов отражает их жесткую конкурентную борьбу за ли­дерство. Однако постоянно сохраняется очень высокая территори­альная концентрация производства продукции отрасли в трех главных ареалах ее развития. В течение 30 лет, с 1957 по 1987 г., доля США, Японии и государств Западной Европы в ее стоимости суммарно ни­когда не была менее 84%. Только на рубеже 90-х гг. стала резко воз­растать роль других государств и регионов, прежде всего новых индустриальных стран Азии. Однако роль США и Японии в производ­стве продукции электронной промышленности все еще остается очень высокой.

В США сложились наиболее благоприятные научные, производ­ственные, рыночные и другие предпосылки создания электронной промышленности. В отличие от разоренных Второй мировой войной Западной Европы и Японии США сразу захватили лидерство в ста­новлении отрасли. Ее развитие стимулировали емкий внутренний рынок на разнообразные изделия электроники, а также крупные воен­ные заказы, составлявшие в отдельные периоды до 15-17% общего объема продукции отрасли. До сих пор на научные исследования в США расходуются огромные средства. Поэтому электронная про­мышленность превратилась в одну из ведущих в индустрии.

США достигли наибольшего уровня электронизации всех сфер об­щественной жизни. В стране создан самый обширный в мире инфор­мационный комплекс. Она — первая по общему количеству имею­щихся компьютеров, по насыщенности ими быта и сферы бизнеса (на 100 бизнесменов в США приходится более 40 персональных ком­пьютеров, тогда как в Японии только 10). Свыше половины их имеют выходы в различные локальные, региональные и общенациональные компьютерные сети и практически все подключены к глобальной международной компьютерной сети Интернет. Благодаря этому США оказывают 2/3 мировых информационных услуг.

В США сформировалась самая сложная, наиболее развитая структура электронной промышленности. В ней представлены все разнообразные производства современной электроники, но роль каж­дого из них неодинакова. Важнейшими являются выпуск компью­теров (около 25% стоимости продукции отрасли) и компонентов (до 22%). Эти два ключевых производства дают почти половину всей электронной продукции страны. По 8-12% приходится на изготов­ление средств связи, медицинского, контрольно-измерительного и навигационного оборудования. Доля сравнительно простой и деше­вой бытовой электронной аппаратуры невелика и составляет всего около 4%.

Особенности создания электронной промышленности США от­разились и на формировании ее территориальной структуры. Пос­ледняя в гораздо меньшей степени оказалась связанной с давно сло­жившимися индустриальными очагами и центрами, чем большинство других обрабатывающих отраслей. В значительной мере именно элек­троника впервые стимулировала организацию в стране промышлен­ных парков, приведших в конечном итоге к возникновению технополисов (среди них знаменитая Силиконовая долина с ее многими десятками электронных фирм). Вне индустриальных центров обра­зовались и другие ареалы электронных производств, например, около Бостона вдоль окружного шоссе № 128, у Филадельфии вдоль феде­ральной автострады № 202.

Выраженная специализация отрасли на выпуске самой наукоем­кой и дорогостоящей продукции определила основные черты экспор­та и импорта. Экспортная квота изделий электронной промышлен­ности США в 90-е гг. — наименьшая среди ведущих регионов и стран: всего 12%. Импорт постоянно и заметно превышает экспорт.

Япония — второе в мире государство по уровню развития электрон­ной промышленности. По сравнению с США и Западной Европой она не обладала какими-либо заметными сырьевыми, научными или фи­нансовыми предпосылками для создания и мощного развития дан­ной отрасли. После Второй мировой войны производственный аппа­рат индустрии и внутренний рынок страны были дезорганизованы. Уникальным ростом своей экономики Япония обязана решительной ориентацией индустрии на внешние рынки. Это позволило быстро восстановить и обновить производственный потенциал электротех­нической промышленности, в недрах которой возникла электронная. В немалой степени этому способствовало наличие многочисленных высококвалифицированных кадров рабочей силы со сравнительно невысокой (в 50-70-е гг.) оплатой труда.

В электронной промышленности страна последовательно осу­ществляла переход от производства простых электронных экспортных товаров ко все более сложным. Так, в середине 60-х гг. Япония обо­гнала США и захватила лидерство в мире по выпуску радиоприем­ников, в конце 60-х гг. — телевизоров (их производство началось только в 1953 г.), а в 80-е гг. — видеомагнитофонов, видеокамер. В на­чале 80-х гг. Япония, совершившая технологический прорыв в элек­тронике, обогнала Западную Европу и быстро приближается к США в изготовлении наиболее сложной наукоемкой продукции: сначала полупроводников, а затем интегральных схем и компьютеров.

По степени электронизации хозяйства и быта Япония уступает среди крупных государств только США, а по некоторым позициям превосходит и их. Так, в японской промышленности задействовано около половины всех роботов в мире. Страна — вторая по общему количеству используемых компьютеров и другой сложной электрон­ной техники. Велика насыщенность японского общества и бытовой электронной аппаратурой. В немалой мере это обусловлено высоким уровнем производства электронной продукции в расчете надушу населения — 3653 долл. в 1996 г., тогда как в США этот показатель со­ставлял 1932, а в Западной Европе 538 долл.

Структура электронной промышленности Японии отражает осо­бенности ее формирования, достигнутые успехи науки, технологии и техники, приоритетное значение внешнеторговых связей для стра­ны. Ведущие позиции заняли в производстве наукоемкие экспортные товары: компоненты — до 35% и компьютеры — около 25%. Их сум­марная доля (примерно 3/5 стоимости всей продукции отрасли) даже несколько выше, чем в США. Очень четко подчеркивает традицион­ную экспортную роль японской бытовой электроники ее все еще вы­сокий удельный вес в структуре — до 20%. Однако и для нее харак­терно преобладание выпуска сравнительно дорогостоящих иннова­ционных изделий: Япония дает 100% видеодисковых проигрывателей в мире, 89% — видеокамер, 62% — видеомагнитофонов, 52% — ком­пакт-дисковых проигрывателей.

География японской электронной промышленности четко отра­жает все особенности развития отрасли. С середины 80-х гг. идут ак­тивные процессы перемещения многих трудоемких производств в за­рубежные страны с дешевой рабочей силой или устойчивым рынком сбыта японских электронных товаров. Вне Японии работает около 800 предприятий ее электронных фирм: 400 в странах Азии, почти 130 в США, более 100 в Европе. Только одна фирма «Мацусита» со­здала более 100 заводов в 40 странах. В Юго-Восточной Азии сначала выпускали массовую аудио- и видеоаппаратуру, а затем и более слож­ные изделия — кинескопы, полупроводники, видеомагнитофоны. В самой Японии сохраняются лишь самые высокотехнологичные производства, например, изготовление интегральных схем и компью­теров новых поколений, телевизоров высокой четкости изображения. Производства именно этой продукции чаще всего переносятся из перенасыщенных промышленностью городов тихоокеанского инду­стриального пояса Японии в ее новые центры, в том числе в уже су­ществующие и создаваемые технополисы.

Япония добилась наибольших в мире успехов во внешней торговле электронными товарами. На протяжении всего периода развития от­расли политика в области торговли ее изделиями направлена на все­мерное поощрение экспорта. Этим объясняется очень высокая экс­портная квота для продукции электронной промышленности, состав­ляющая до 35-50%. Одновременно жесткие тарифные и другие ог­раничения способствовали максимальной защите внутреннего рынка от конкурентных иностранных электронных товаров. Импорт пос­ледних в 10 раз меньше их экспорта. Тем самым достигается очень большое положительное сальдо внешнеторгового баланса изделиями отрасли и всей внешней торговли Японии.

Западная Европа в целом обладает не меньшими, чем США (не говоря уже о Японии), научными, финансовыми, техническими и другими предпосылками для развития электронной промышленнос­ти. Так, в Европе впервые в мире были проведены научные исследо­вания в области электротехники и электроники, созданы производ­ства продукции этих отраслей. Суммарная потенциальная емкость ев­ропейского рынка для электронных товаров гораздо больше, чем в США или Японии. Сравнительно медленное послевоенное развитие от­расли в регионе было обусловлено:

  • отсутствием единого регионального рынка, относительной изолированностью и узостью многих национальных рынков Западной Европы;
  • слабым участием отрасли во внерегиональном экспорте ее продукции;
  • затянувшейся структурной, технической и организационной перестройкой электронных производств в Западной Европе в 1955-1965 гг.;
  • мощной конкуренцией бурно растущей электроники США и Японии.

Степень электронизации хозяйства и быта в Западной Европе ос­тается для большинства государств региона меньше, чем в США. Ее в значительной мере сдерживал недостаточный уровень производства продукции электронной промышленности. Это видно из сравнения стоимостных показателей потребления электронных товаров надушу населения в Японии, США и Западной Европе. В 1990 г. оно составляло (учитывая производство, экспорт и импорт продукции): Япо­ния — 1200 долл., США — 1100 долл., Западная Европа — 900 долл. Отдельные государства региона сильно отличаются по этому показа­телю и лишь немногие из них (ФРГ, Франция, Швейцария, Швеция и некоторые другие) достигли или даже превзошли уровень Японии и США.

В структуре электронной промышленности региона очень высока доля телекоммуникационной аппаратуры — до 38%, значительна роль вычислительной техники — более 20%, различных электронных при­боров (в том числе оборудования для производств самой отрасли, элек­тронной медицинской аппаратуры и т.д.) — 20%. С 80-х гг. сложилось мощное производство мобильных средств связи в Финляндии и Шве­ции (43% выпуска мобильных телефонов в мире в 1998 г). Доля быто­вой электроники (12%) была больше, чем в США, но меньше, чем в Японии. Весьма невелика доля активных компонентов — всего 6%.

География электронной промышленности Западной Европы оп­ределяется размещением отрасли в таких ведущих государствах, как ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Нидерланды. На них при­ходится около 90% продукции отрасли региона. При этом ФРГ дает ее значительно больше других стран в Западной Европе. Выпуск элек­тронных изделий начинался на старых предприятиях электротехни­ческой и радиопромышленности в уже сложившихся центрах. Созда­ние новейших наукоемких производств электроники, особенно ин­тегральных схем и компьютеров, потребовало выноса предприятий в новые экологически чистые районы и центры. Так возникли очаги отрасли в долине реки Изар (ФРГ), в предгорных районах и на берегах морей во Франции, в Ирландии. Проникновение в Европу амери­канских и японских фирм усилило и ускорило миграцию отрасли в новые районы.

Внешняя торговля региона электронными товарами имеет свои особенности. Участие в ней многих европейских государств предоп­ределило высокий удельный вес внутрирегиональных связей. На них в отдельные годы приходилось до 40% всего экспорта электронной продукции стран региона. Это наряду с внешнерегиональным экс­портом обусловило и общую высокую экспортность отрасли — более 40%. Вместе с тем регион был и остается крупнейшим в мире импор­тером разнообразной электронной продукции, и в первую очередь интегральных схем и компьютеров. В результате сложился постоян­ный и непрерывно растущий дефицит внешней торговли электрон­ными товарами (в 1991 г. около 46 млрд долл., т.е. в 10 раз больше, чем у США).

Азия. География мировой электронной промышленности претер­пела в 80-е гг. сильнейшие изменения. Их обусловило интенсивное развитие электронных производств в целом ряде государств Азии и Южной Америки. Формирование там новых индустриальных стран в значительной степени было связано с выпуском электронных то­варов на экспорт. Эти страны наилучшим образом использовали свое главное преимущество — дешевую рабочую силу. Некоторые из них (КНР, Индия, Индонезия, Бразилия) обладают емким потенциаль­ным рынком для этих товаров. Другие (Республика Корея, о. Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия) имеют выгодное экономико-геогра­фическое положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Последнее трудно переоценить, учитывая сильную зависимость этих стран от поставок многих видов компонентов из Японии и США, а также сбыта конечной продукции отрасли в обширном Азиатском регионе и за его пределами — прежде всего в США.

Японские и американские электронные ТНК высоко оценили гео­графические и экономические преимущества Юго-Восточной, а затем и Восточной Азии для создания и быстрого развития там электронных производств. Они переместили туда в 80-е гг. многие свои предпри­ятия по сборке простых электронных изделий бытового назначения или организовали новые фирмы. В конечном итоге это способство­вало росту местных национальных кадров и доходов от экспорта. Так возникли национальные или совместные электронные фирмы, из­вестные сегодня во всем мире («Самсунг» и «Голдстар», «Эл-джи элек­троникс» в Республике Корея, «Тэтунг» на о. Тайвань и др.).

Уровень развития электронной промышленности в странах регио­на, их специализация, роль в международном разделении труда в от­расли сильно различаются. Наибольшие объемы производства имеют Республика Корея, КНР и о. Тайвань. Каждая из них по стоимости выпускаемой электронной продукции сопоставима с Италией или бы­стро приближается к ней. При этом Республика Корея и о. Тайвань занимают соответственно 6-е и 7-е места в мире по изготовлению активных компонентов и персональных компьютеров. Еще более зна­чима роль стран региона в производстве других видов электронных изделий: Республика Корея — второй в мире по объему продуцент видеомагнитофонов, доля о. Тайвань в выпуске мониторов превышает половину мирового, лидером по выпуску телевизоров и радиоприем­ников стала КНР.

В целом экспортность электронной промышленности стран Азии и Южной Америки меньше, чем в Японии или Западной Европе, и составляет около 25%. Однако она сильно различается по разным типам стран. В крупных развивающихся странах с большим внутрен­ним рынком (КНР, Индия, Бразилия) вывозится не более 20% про­дукции отрасли, тогда как в Израиле — до 65%, в Республике Корея почти 75, на о. Тайвань — 95%.

Восточная Европа. Важным регионом электронной промышлен­ности была до 1990 г. Восточная Европа в составе стран — членов СЭВ во главе с СССР Они ставили своей задачей создать эту науко­емкую высокотехнологичную отрасль, опираясь на использование национальных научных, материальных, финансовых и других ресур­сов. Для них были характерны тесные интеграционные научно-про­изводственные и торговые связи, замыкавшиеся, однако, на внутри­региональном уровне. По объемам выпуска электронных товаров ре­гион был сопоставим с Западной Европой. Об этом отчасти можно судить по количеству выпускаемой в нем бытовой радио- и телеап­паратуры.

В странах СЭВ имелись и непрерывно расширялись научные предпосылки для исследований в области электроники. Позже со­вместными усилиями всех стран — членов СЭВ была сконструиро­вана и внедрена в производство унифицированная система, включав­шая целую серию вычислительных машин. Достигнутые регионом ус­пехи в электронной технологии стали одной из основ выдающихся исследований СССР в освоении космоса.

Однако электронные производства региона развивались обособлен­но, без тесных научных, технологических, экономических связей с остальным миром. Между тем мировой опыт показал, что в эпоху развернутой НТР невозможно создать в одном государстве или даже в таком мощном интеграционном объединении, каким был СЭВ, все современные высокие технологии электронной промышленности. Кроме того, отрасль испытывала сильнейшее и все возраставшее дав­ление острой мировой политической обстановки, обусловленной про­тивоборством СССР и США. Были введены жесткие ограничения КОКОМ на экспорт в социалистические государства электронных из­делий, которые могли бы повысить их военный потенциал. Поэтому в условиях вынужденной изоляции от мирового рынка отрасль раз­вивалась трудно. Основные усилия в электронных производствах на­правлялись на изготовление узкоспециализированных, зачастую уни­кальных видов военного оборудования. Такая наиболее сложная про­дукция вырабатывалась малыми сериями или даже штучно. В СССР производство персональных компьютеров в 1990 г. составило всего 0,5 млн штук. Это в то время, когда на о. Тайвань или в Республике Корея их выпуск достигал нескольких миллионов в каждой. Создан­ные в регионе новые высокие технологии и изделия не были широко внедрены в производство массовой бытовой электронной аппаратуры, что предопределило ее техническое несовершенство.

Ситуацию усугубляли идеологические установки. Свое негативное влияние оказали и философские взгляды, например на кибернетику как на «буржуазную лженауку». В результате к 1990 г отставание от мирового уровня достигло 10-20 лет. С распадом СССР и СЭВ на­чался быстрый развал электронной промышленности во всех странах региона.

Электронизация стран Восточной Европы находится на начальном этапе и сильно уступает США и Западной Европе. Обеспеченность населения телевизорами по сравнению с США в 1,5-2 раза меньше, радиоприемниками в 3-5 раз, видеомагнитофонами и микроволно­выми печами в J0 и более раз. Особенно низка насыщенность пер­сональными компьютерами: в США один такой компьютер приходится на 5 жителей, в Западной Европе — на 7, в то время как в Ру­мынии — на 50, в России — на 25-30 жителей. К тому же слабая те­лефонизация стран региона и ее существенное техническое отстава­ние постоянно сдерживают всю информационную деятельность в Восточной Европе и ее связи с внешним миром.

Структура электронной промышленности восточноевропейских стран формировалась под мощным воздействием заказов военно-про­мышленного комплекса. Особенно сильно это проявилось в СССР, где лаже все главные товары бытовой электроники выпускались на его предприятиях (100% радиоприемников, телевизоров и видеомаг­нитофонов, 95% магнитофонов, 85% вычислительной техники и т.д.). При этом бытовая электронная аппаратура составляла лишь неболь­шую часть производственной программы большинства таких пред­приятий. Подавляющая часть последней приходилась на сложное на­укоемкое и дорогостоящее оборудование и аппаратуру военного и производственного назначения. Слабостью отрасли были низкая доля и качество таких изделий высокой технологии, как активные компо­ненты и компьютеры. Кроме того, по своим техническим характе­ристикам они значительно уступали аналогичной продукции запад­ных стран.

После 1990 г. отрасль в регионе оказалась в чрезвычайно трудном положении. Резкое сокращение военных заказов привело к сильному уменьшению, а в ряде случаев и к полному прекращению выпуска продукции. Одновременно в несколько раз сократилось производство бытовых электронных товаров. В России конверсия военного сектора отрасли пока не привела к наращиванию поставок бытовой электро­ники. На базе лучших предприятий электронной промышленности России создаются совместные с зарубежными фирмами сборочные производства телевизоров, видеомагнитофонов, персональных ком­пьютеров (в 1997 г. — 1,4 млн шт.). При этом используются импорт­ные комплектующие и технологии, а собственные, внедренные в из­готовление передовой военной и другой специальной продукции, не находят применения. Поэтому зачастую самые образованные и ква­лифицированные кадры, на подготовку которых ушли многие годы, покидают предприятия.

Внешняя торговля стран Восточной Европы электронными то­варами до 1990 г. имела преимущественно внутрирегиональный ха­рактер, что обусловливало ее небольшие объемы. На экспорт шли помимо электронного оборудования и аппаратуры военного и про­изводственного назначения также и бытовые электронные товары. Однако экспортность последних у ведущих поставщиков — СССР, Польши, ГДР — не превышала 15-20% производства бытовых элек­тронных товаров. Импорт стран СЭВ из западных государств состоял главным образом из высокотехнологичных электронных изделий, раз­решенных КОКОМ к продаже в социалистические страны. После 1990 г. внутрирегиональная торговля электронными товарами резко сократилась. В государства Восточной Европы и особенно в Россию с ее емким рынком хлынул мощный поток зарубежной электронной продукции. Наряду с дорогостоящей современной аппаратурой из­вестных фирм поступает также масса сравнительно дешевой, снятой с производства или невысокого качества из некоторых новых инду­стриальных стран.

Наши рекомендации