Раздел 2. География мирового хозяйстваГлава 1. География мировой информационной индустрии1. Общая характеристика Общая характеристика

Информационная индустрия — новейшая отрасль хозяйства от­дельных государств и мира. Она, возникнув во втором периоде НТР, все еще остается формирующейся отраслью, несмотря на большой объем уже выполняемой ею информационной работы и очень высо­кую оценку ее роли в мировой экономике. До сих пор не сложилось единого, общепринятого названия этой молодой отрасли («информа­ционная индустрия», «индустрия информатики», «индустрия инфор­мационных услуг» и т.д.). Нет и одинакового подхода к составу ее производств. Всем этим объясняется отсутствие в официальных спра­вочниках большинства государств данных по отрасли.

Информация — сведения, знания, обладание которыми обогащает представление об окружающем мире, а в практической деятельности людей влияет на процессы принятия решений и управление. Ее по­лезность состоит в предоставлении потребителю информации свобо­ды действия. Она помогает из нескольких и даже многих вариантов решения задачи или проблемы выбрать оптимальный, оценить по­следствия других отвергнутых вариантов. Важнейшее свойство ин­формации — она не является физическим объектом. Поэтому ее по­лучение, хранение, передача, обработка осуществляются при очень малом потреблении энергии и вещества.

Научно-техническая революция обусловила чрезвычайно бурный рост новых знаний уже на рубеже 50-60-х гг. XX в., что привело к «ин­формационной революции». Она по времени совпала с революцион­ными инновациями в области микроэлектроники и вычислительной техники. Развитие науки, техники, технологии и возникшие сложные проблемы в организации и управлении всеми сферами хозяйственной и общественной жизни оказались весьма благоприятными для форми­рования информатики как научной базы исследования процессов по­лучения и использования информации. Это предопределило появление информационной индустрии с не материалоемкими продуктами ее деятельности. Цель этой новой отрасли — собирать, обрабатывать ин­формацию и оказывать с помощью современной техники и технологии информационные услуги всем в них нуждающимся.

Информация стала новым видом ресурсов наряду с традицион­ными трудовыми, материальными или финансовыми. Она относится к ресурсовоспроизводящему типу человеческой деятельности, стано­вится основой современного и тем более будущего («информацион­ного») общества. Трудности создания информации и большие потреб­ности в ней обусловили стремление к ее получению не только ле­гальными, но и нелегальными путями (шпионаж военный, промыш­ленный, коммерческий и т.д.). Возникла и получила широкое рас­пространение дезинформация: искажение или выдача заведомо лож­ной информации, исходя чаще всего из политических, дипломати­ческих, экономических и других целей.

В отличие от материальных и финансовых ресурсов информация обладает особыми свойствами:

  • количество информации как ресурса непрерывно возрастает, т.е. оно неисчерпаемо;
  • информация не уменьшается и не исчезает даже при ее одно­ временном использовании многими потребителями;
  • спрос на информацию в отличие от большинства других ресурсов может продолжаться непрерывно;
  • производство информационного продукта может обходиться дороже, чем его копирование или тиражирование;
  • информация, как и средства техники и технология, подвержена моральному износу, особенно при поступлении новых данных, но это происходит, как правило, гораздо быстрее (в течение дней и даже часов).

Информационная индустрия занимает особое место в сферах хо­зяйственной деятельности. Во-первых, она — одна из самых тех­нически оснащенных отраслей экономики. Ее службы располагают сложнейшей дорогостоящей электронной аппаратурой. Затраты в рас­чете на одного занятого в отрасли выше, чем в большинстве других подразделений народного хозяйства. Функционирование многих служб осуществляется автоматически с помощью электронной тех­ники и технологии. Моральный износ оборудования идет очень бы­стро, так как электронная промышленность непрерывно разрабаты­вает и поставляет все более совершенные его типы. Потребители про­дукции информационной индустрии также вынуждены обновлять свои технику (компьютеры и др.) и технологию (внедрять новые организационные виды программного обеспечения). Все это сближает информационную индустрию с промышленным производством, что позволяет отнести ее по данному признаку ко вторичному сектору человеческой деятельности.

Во-вторых, информационная индустрия выполняет задачи предоставления услуг в виде самой разнообразной информации, обес­печения ею широкого и постоянно растущего контингента пользова­телей во всех сферах хозяйства и общественной жизни. Уже в насто­ящее время количество активных потребителей ее продукции охва­тывает более половины населения земли. Ее услуги распространяются для потребителя как бесплатно и помимо его спроса (например, со­общения средств массовой информации идут вместе с рекламными объявлениями), так и за плату, когда тот или иной вид информации предоставляется конкретному заказчику. В любом случае информа­ционная индустрия выполняет типичные функции третичного сек­тора — сферы услуг.

В-третьих, информационная индустрия — высокотехнологич­ная отрасль, использующая достижения не только промышленных техники и технологий, но и информатики как направления научной деятельности.

Наибольшее практическое значение приобрело одно из приклад­ных направлений информатики — создание программного обеспече­ния для компьютеров. Особую роль играют специальные индивиду­альные программы для решения на компьютерах различных научных, технических, технологических задач, а также экономических проблем в отдельных отраслях народного хозяйства. При этом программный продукт — результат интеллектуальной высококвалифицированной деятельности специалистов-программистов, т.е. относится уже к чет­вертичному сектору.

Эффективное функционирование информационной индустрии невозможно без четкой и надежной работы связи. Производители и потребители информации находятся в большинстве государств всех частей света. Своевременное и быстрое снабжение их необходимой информацией самого различного содержания и объема обеспечивают современные высокопроизводительные средства электросвязи, по­зволяющие перейти на цифровую технологию передачи и получения данных. Эта же технология заложена в компьютерах. Может быть, поэтому информационную индустрию ошибочно отождествляют с те­лекоммуникациями. Однако это две разные отрасли народного хо­зяйства со своими особыми задачами, структурами, лишь выполняю­щие сходные функции предоставления услуг.

Информационная индустрия, объединяя продукцию и специфи­ческую работу вторичного, третичного и четвертичного секторов че­ловеческой деятельности, превратилась в интегратора их усилий для получения, хранения, передачи и обработки информации. Такое тес­ное переплетение столь разных и, в основном, нематериалоемких от­раслей хозяйства и науки — новая особенность эпохи НТР. Она будет оказывать все большее воздействие на идущие процессы интернаци­онализации и глобализации мирового хозяйства, постепенно охваты­вающие все сферы производства. Они позволят быстрее и эффектив­нее создавать информационные ресурсы и обмениваться ими.

Структуру собственно информационной индустрии определяет сам информационный продукт, источники его получения, центры и ор­ганизации по его концентрации и обработке, а также распростране­нию.

Самое крупное подразделение структуры — организации по фор­мированию электронных баз данных. Они располагают наиболее слож­ным оборудованием и на них приходится подавляющая часть оборота и дохода в отрасли.

Базы данных — основа информационной индустрии. Они тесно взаимодействуют с «генераторами» — центрами, инициирующими и обеспечивающими подготовку информации первичными ее поставщи­ками. Сначала базы данных формировались государственными служ­бами и организациями, научными и техническими обществами, а в на­стоящее время создаются преимущественно коммерческими (более 3/4). Количество баз данных непрерывно растет и превысило в мире 10 тыс. Их потенциал чрезвычайно велик и продолжает расти прежде всего за счет технических возможностей современных видов оборудо­вания и аппаратуры. Так, один компакт-диск содержит до 250 тыс. стра­ниц текста, т.е. вмещает содержание нескольких больших многотомных энциклопедий. Емкость обычной дискеты в 800-500 раз меньше.

Важные функции выполняют организации (обычно фирмы разной величины) по обработке информации. Самые многочисленные фирмы оказывают профессиональные компьютерные услуги (программиро­вание, обучение кадров, консультации, создание интегрированных компьютерных систем и т.д.).

Содержание предоставляемой отраслью информации разнооб­разно:

  • текущие сообщения о событиях общественной жизни, и при­родной среде и т.д.;
  • информация о научных и технических достижениях, об организации и управлении предприятиями и учреждениями;
  • специальная экономическая и деловая информация;
  • образовательная и культурная информация.

Основные поставщики:

1) национальные и международные информационные службы на­учных организаций (исследовательские институты, центры, университеты, библиотеки и др.);

2) государственные учреждения и службы (правительственные ор­ганизации, статистические бюро, архивы и т.д.);

3) производственные и непроизводственные предприятия с их ин­формационными службами, занимающиеся коммерческой деятель­ностью;

4) индивидуальные лица, владеющие теми или иными информа­ционными данными.

Указанные производители первичной информации могут быть одновременно и ее активными потребителями. Виды информации могут быть выражены:

  • в форме слов и соответствующего текста (справочники, слова­ри, книги, газеты и т.д.);
  • цифрами (коммерческие, технические, экономические и другие данные);
  • изобразительно (схемы, фотографии, картины неподвижные и подвижные (кино, телевидение);
  • звуками (музыкальные произведения, речи, диалог и т.д.)

В настоящее время все перечисленные виды информации в их различных формах кодируются в виде цифр и передаются средствами телекоммуникаций на очень большие расстояния в кратчайшие сроки и без каких-либо технических искажений и погрешностей.

Производство информации, т.е. получение новых знаний, напри­мер в научных исследованиях и опытно-конструкторских работах, требует затрат, иногда очень крупных. Это обусловлено расходами на приобретение необходимой техники, материалов, разработку техно­логии, оплату труда занятых в этом специалистов, оформление па­тентов, лицензий, документов авторского права и др.

Сама подготовка информации только для помещения в базу дан­ных и ее непосредственная передача требуют соответствующих рас­ходов. Создание же баз данных капиталоемко: они оснащены очень мощными дорогостоящими компьютерами. Их эксплуатация сопро­вождается затратами, которые могут переноситься на запрашиваемую информацию. Поэтому суммарные расходы на информационную ин­дустрию зачастую превышают таковые на ряде других отраслей хо­зяйства.

Информация — продукт высокоинтеллектуального труда, но и товар, подлежащий купле и продаже. Он получает свою индивиду­альную стоимость уже в процессе его производства, имеет продажную цену, дает прибыль или убытки. Отсюда все закономерности рыноч­ной экономики полностью распространяются на информацию. Од­нако этот специфический «нематериальный» товар необходимо до­вести до покупателя, учитывая его спрос на тот или иной вид инфор­мации, форму ее предоставления. Это достигается разными путями: посредством многих национальных информационных служб или все­мирных типа компьютерной системы Интернет.

Международный рынок информации представляет большой и не­прерывно увеличивающийся сегмент мирового хозяйства. Через этот интернациональный рынок распределяется значительная часть ин­теллектуальной продукции всего человечества — научной, техничес­кой, экономической, культурной, образовательной и т.д. Существую­щие в мире разночтения в определении структуры информационной индустрии не позволяют оценить величину продаж собственно ин­формации. Так, в 1990 г. по разным оценкам ее оборот колебался от 0,6 до 2 трлн долл., однако он включал также продажу оборудования и услуги связи. Собственно информационные услуги (вместе с программным обеспечением) составляли от 25 до 40%. В 2000 г. оборот ожидается на уровне 3-3,5 трлн долл., из которых стоимость прямых информационных услуг составит не менее 1 трлн долл.

Наши рекомендации