Действие нормативных правовых актов во пространстве и по кругу лиц

Действие нормативных правовых актов в пространстве связано с определением терри­тории, на которой нормы этих актов подлежат применению.

В международном праве под территорией государства понима­ется часть земного шара, принадлежащая определенному государ­ству и находящаяся под его суверенной властью. В состав террито­рии государства входят: вся суша в пределах его границ, включая недра; внутренние (национальные) и территориальные воды (при­брежные воды морей и океанов определенной ширины); воздушное пространство в пределах границ государства; военные суда (мор­ские и воздушные) под флагом государства; невоенные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве; космические корабли (станции) со знаком государ­ства, зарегистрировавшего объект. К территории государства при­равниваются территории посольств, консульств, миссий, находя­щихся за рубежом.

Эти теоретические положения нашли норматив­ное закрепление в статье 68 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: «Нормативные правовые акты респуб­ликанских (центральных) государственных органов имеют обяза­тельную силу на всей территории Республики Беларусь, норматив­ные правовые акты органов местного управления и самоуправле­ния — на соответствующей территории Республики Беларусь».

Законодательство Республики Беларусь может применяться также в случаях, если правонарушения совершены ее гражданами на территории другого государства. Так, согласно статье 6 УК Республики Беларусь граждане, совершившие преступление вне ее пределов, подле­жат ответственности по белорусскому законодательству, если со­вершенные ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понес­ли уголовную ответственность в этом государстве.

Что касается применения нормативных правовых актов одной страны на территории другой, то оно может осуществляться лишь в со­ответствии с международными соглашениями. Например, между странами, входящими в Содружество Независимых Государств, подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отно­шениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в которой определен порядок взаимоотношения этих стран в случаях возник­новения юридических дел, связанных с территориальными преде­лами действия актов государств.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц означает их действие в отношении всех субъек­тов права, находящихся на его территории: граждан госу­дарства, лиц без гражданства, иност­ранцев, лиц с двойным гражданством, а также всех организаций, функционирующих на территории данного государства.

Такое положение закреплено в части 2 статьи 68 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: «Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республи­ки Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Рес­публики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц».

Некоторые нормативные правовые акты распространяют свое действие лишь на определенные категории лиц, государственных органов, организаций. Определенные акты распространяются только на военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и т.п.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на ее территории пользуются правами и свободами и несут обязанности наравне с гражданами страны, если иное не определено Конституцией, зако­нами и международными договорами Республики Беларусь. Так, в отношении указанных лиц имеются некоторые правовые ограниче­ния: они не могут избирать и быть избранными в представитель­ные органы государства, участвовать в референдумах; не могут вы­полнять обязанности по несению воинской службы; не вправе занимать определенные государственные должности, состоять на службе в органах внутренних дел.

Некоторые категории лиц пользуются на территории Республики Беларусь правом экстерриториальности. Так, в соответствии с международными соглашениями главы иностран­ных государств и правительств, сотрудники иностранных диплома­тических представительств (послы, посланники, поверенные в де­лах, советники, торгпреды и их заместители, военные атташе и их помощники, секретари и др.) в силу их определенной служебной принад­лежности наделены дипломатическим иммунитетом. Он состоит в том, что эти лица обладают правом личной неприкосновенности и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопросы уголовной или административной ответственности дипломатических представителей иностранных государств в слу­чаях совершения ими соответствующих правонарушений на территории страны пребывания разрешаются дипломатическим пу­тем.



Наши рекомендации