Вопрос: Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт- это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации - России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:а) распространяться на всю территорию государства;б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды)38 вопрос: Юридическая техника: понятие, значение, виды, характеристика основных средств и приемов

Юридическая техника – совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность – законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника.



Законодательная техника – важнейшая составная часть юридической техники. Юридическая техника – совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета[85].Различаются следующие виды юридической техники: законодательная (правотворческая), интерпретационная, техника систематизации нормативных правовых актов, техника учета нормативных актов, техника индивидуальных актов – представляющей собой совокупность специфических средств, правил и приемов оптимального правового регулирования общественных отношений.Приемы (способы) юридической техникиПо степени обобщения конкретных показателей:абстрактный — при формулировании нормы права используется обобщающая формулировка;казуистический — при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует.По способу изложения элементов юридической нормы:прямой — гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта;отсылочный — отдельные элементы нормы (или гипотеза, или диспозиция, или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного закона и к ним сделана отсылка или она подразумевается;бланкетный — разновидность отсылочного, но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов.Существуют следующие средства юридической техники.1. средства юридического выражения воли законодателя, которая может выражаться в различном построении норм права, в помещении их в соответствующую отрасль права;2. средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты: наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т. п.;3. структурное построение: определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность и др.);4. правовые презумпции — предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденных предшествующим опытом;5. правовые фикции — несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим». Фиктивным является начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим;6. правовые аксиомы — положения, не требующие в юридическом процессе доказательств (нельзя быть судьей в своем собственном деле; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; нет преступления без указания на то в уголовном законе и др.);7. правовые оговорки — имеющие специальную нормативно- лексическую форму положения, которые частично изменяют содержание или объем действия нормы права и порождают определенные юридические последствия. Формы нормативного выражения правовых оговорок — те термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах выражаются (устанавливаются) оговорки («как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея в виду», «независимо от» и др.).8.Юридическая конструкция – это идеальная модель урегулирования пр., общественных отношений или отдельных элементов, служащих методом познания пр и общ отношений. Юридические конструкции создаются, как правило, путем законодательного закрепления. Например, конструкция ликвидации юридического лица или выдвижения кандидатаОсобым средством юридической техники является правовая оговорка – социально обусловленное, имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявление, положение), которое частично изменяет содержание или объем действия нормы права, создает новый правовой режим, выступает формой согласования интересов и порождает определенные юридические последствия. Формы нормативного выражения правовых оговорок – те согласования, термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах выражаются (устанавливаются) оговорки («как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея в виду», «независимо от» и др.).
. 39 вопрос: понятие и признаки нормы права.Норма права –это установленное либо санкционированное, а также охраняемое государством правило поведения, определяющее права и обязанности лиц в регулируемых общественных отношениях.Свойства (качества, признаки) правовой нормы определяются двумя началами.1. Принадлежность к социальным нормам обусловливает свойства правовой нормы:• она есть правило поведения людей в обществе. Причем норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на те характерные черты поведения, которые являются существенными, то есть рассматривают поведение как вид общественного отношения.• обладает качеством нормативности, то есть является эталоном, образцом поведения. Это находит выражение в том, что:а) круг адресатов определен типовыми признаками (возраст, вменяемость и т. п.);б) норма рассчитана на неограниченное число однотипных случаев;в) вступает в действие периодически (всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная в гипотезе).Содержание нормы в главном, основном определяется содержанием регулируемого отношения.2. Юридическая природа правовых норм определяет их специфические признаки:1) норма права непосредственно исходит от государства или санкционируется им;2) она представляет собой государственно-властное веление;3) охраняется силой государства, возможностью реализации на основе государственного принуждения;4) это общеобязательное правило поведения. Норма права обязательна для всех тех лиц, которые являются ее адресатами, независимо от их общественного положения, субъективного отношения к юридическим предписаниям и т. п.;5) норма права обладает качеством формальной определенности, а именно: с точки зрения внутренней организации (внутренней формы) – должна быть точным, конкретным предписанием; с точки зрения внешней формы – должна содержаться в официальных источниках (формах) права (нормативно-правовых актах и др.);6) она действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Имеется два аспекта этого признака. Первый связан с самим механизмом действия правовых норм: они могут регулировать поведение людей только будучи осознаны ими (интеллектуальный момент) и через воздействие на их волю своим властным содержанием (волевой момент). Второй аспект состоит в том, что правовая норма, как и право в целом, выражает государственную волю;7) нормы права носят представительно-обязывающий характер. Регулирующее воздействие норм права проявляется в том, что, предоставляя одной стороне регулируемого отношения право действовать по своему усмотрению, они в то же время возлагают на другую сторону юридическую обязанность совершить определенное действие (то есть требуют поступать в интересах обладателя права – управомоченного). 40 вопрос: Структура юридической нормы и характеристика ее элементовСтруктура нормы права представляет собой ее внутреннее строение, внутреннюю форму, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов[64]. Правовые нормы по своему составу могут классифицироваться на логические нормы и нормы-предписания. Логическая норма – это выявляемое логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную структуру. Она состоит из трех элементов (гипотеза, диспозиция, санкция). Норма-предписание – это элементарное логически завершенное государственно-властное нормативное веление (установление), непосредственно выраженное в тексте нормативно-правового акта. Нормы-предписания состоят из двух элементов: охранительные нормы – из гипотезы и санкции, а регулятивные – из гипотезы и диспозиции.Гипотеза представляет собой часть правовой нормы, содержащую указание на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие, реализуется. Гипотеза может выражаться, в частности, в указании на сроки вступления в действие правовой нормы, достижение определенного возраста гражданина – субъекта права, время и место совершения того или иного события, гражданство лица. Иными словами, гипотеза приводит в движение правовую норму.Классификация гипотез норм права.1. Гипотезы различаются по строению: Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).а) если в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие правовой нормы, то такая гипотеза называется простой;б) если гипотеза ставит действие нормы в зависимость от наличия или отсутствия двух или более обстоятельств, то она называется сложной (составной). При этом отсутствие хотя бы одного из них не позволяет ввести в действие диспозицию нормы;в) альтернативной называют гипотезу, ставящую действие правовой нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.2. Гипотезы различаются по форме их выражения:а) абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках;б) казуистическая гипотеза устанавливающие частные специальные условия действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается).3. По наличию или отсутствию юридических фактов:а) положительные – указывают на необходимость наличия фактов для действия нормы;б) отрицательные – указывают на необходимость отсутствия фактов для действия нормы.Диспозиция – составная часть нормы права, в которой содержится собственно само правило поведения, указание на права и обязанности сторон – участников правоотношений, возникающих и реализующихся на базе соответствующей нормы. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон - покупателя и продавца, наследника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других охранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний - нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и т.п.).Диспозиция правовой нормы может устанавливать два режима отношений – дозволяющий (управомочивающий) и обязывающий[71]:а) дозволяющая диспозиция устанавливает правовое положение лица, в рамках которого оно вправе действовать по своему усмотрению. Дозволяющие диспозиции характерны для норм гражданского права;б) обязывающая диспозиция характерна для норм административного и уголовного права. В обязывающих диспозициях содержится приказ на совершение определенных действий или запрет, пред остерегающий лицо от совершения конкретных действий.Классификация диспозиций норм права.1. По способам изложения норм права различают следующие виды диспозиций[72]:а) простая – диспозиция, называющая вариант поведения, но не раскрывающая, не разъясняющая его[73];б) описательная – диспозиция, описывающая все существенные признаки поведения[74];в) ссылочная – диспозиция, не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона[75]. Разновидностью отсылочной является бланкетная диспозиция. Она для ознакомления с правилами поведения отсылает не к нормам закона, а к инструкциям, правилам, техническим нормам и т. д.2. По составу:а) простые – содержат только одно правило поведения;б) сложные – содержат два и более обязательных правил поведения;в) альтернативные – содержат несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права.3.по форме выражения:Управомачив. – дает пр на совершение д-й ( вправе, имеет пр, может);Обязывающ. – возлагает на субьектов обязанность совершить д-е ( обязан, должен, подлежит)Запрещающ – запрет на соврешен д-я ( запрещается, не вправе, не может, не допускается)Санкция представляет собой такую часть правовой нормы, в которой определяются последствия ее нарушения или неисполнения, предусматриваются меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей.Санкция всегда выражает реакцию государства в лице его судебных, правоохранительных и иных органов на противоправное поведение граждан или организаций. Именно санкция придает юридическим нормам, всему праву общеобязательный характер.Классификация санкций.1. По характеру последствий:Штрафные санкции(карательные) – связаны с неблагоприятным последствиями личного или имущественного характера, кот обязано претерпеть лицо ( штраф, лишение свободы,исправительные работы)Правовосстановительные – санкции гражд, фин, труд права. Направлены на восстановление нарушенного права( призн сделки недейств), а также санкции, содержащие требования принудительного исполнения невыполненной обязанности ( взыскание алиментов).2. В зависимости от характера предусмотренных санкций последствий:Простые – предусм только один вид наказанияАльтернативные – 2 вида неблагопр последствий, из кот нужно выбрать только один наиболее приемлемыйКумулятивные – правоприменитель обязан слагать все предусмотр санкцией неблагопр последствия, не упуская ни одного из них 3. По объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий:а) абсолютно-определенные санкции, где точно указан размер неблагоприятных последствий (освобождение работника от исполнения своих обязанностей, увольнение, точно обозначенный размер штрафа и др.);б) относительно-определенные санкции, границы неблагоприятных последствий указаны от минимального наказания до максимального или только до максимального. Это прежде всего многие санкции уголовно-правовых норм с формулировкой «наказывается лишением свободы на срок от… до… лет» или «наказывается лишением свободы сроком до… лет»;4. По отраслям права:а) уголовно-правовые;б) административно-правовые;в) гражданско-правовые;г) дисциплинарные. 41вопрос: виды норм права и их характеристика

Все нормы права подразделяются на следующие категории.

1. Отправные (исходные, первичные, учредительные) – определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы; закрепляют правовые категории и понятия. Они, в свою очередь, делятся на:

1) нормы-начала – конституционные положения, закрепляющие основы экономического, политического и государственного устройства;

2) нормы-принципы – предписания, выражающие и закрепляющие принципы права;

3) определительно-установочные – предписания, определяющие цели и задачи отраслей права, правовых институтов, формы и средства правового воздействия;

4) нормы-дефиниции – предписания, содержащие определение правовых понятий и категорий;

2. Нормы-правила поведения – нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений. В свою очередь, они классифицируются на:

1) по правовой природе:

а) нормы материального права – это нормы первичной правовой регуляции общественных отношений. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т. д.;

б) процессуальные нормы права, в отличие от материальных, не регулируют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав;

2) в зависимости от их отраслевой принадлежности и прямого отношения к тем или иным институтам права. По отраслевому принципу нормы права подразделяются соответственно на нормы конституционного, административного, гражданского: уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права;

3) по способам пр регулирования:

а) под запрещающими нормами при этом имеются в виду нормы, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных действий (проступков или преступлений). Такие нормы характерны прежде всего для уголовного и административного права, значительная часть положений которых определяют запрещенные деяния (соответственно – преступления и административные проступки). Но запрещающие нормы есть и в других отраслях права;

б) к обязывающим относятся нормы, предписывающие субъекту права обязанность совершать определенные правомерные действия;

в) управомочивающие нормы содержат положение, предоставляющее субъекту права определенное правомочие (возможность совершить определенное юридически значимое действие);

4) в зависимости от времени действия:

а) на нормы постоянного действия, или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке);

б) нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу);

5) по месту действия:

а) нормы, федерального значения;

б) нормы, субьектов федерации. В России это нормы, действующие на всей территории федерации; нормы, действующие на территории ее субъектов; нормы местного значения (в пределах определенной административно-территориальной единицы или региона, скажем Крайнего Севера);

6) по кругу лиц, на которые распространяется действие норм права:

а) общие нормы охватывают всех лиц, проживающих на данной территории;

б) специальные нормы распространяют свое действие лишь на определенную категорию субъектов права, например на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров;

7) по методу правового регулирования:

а) диспозитивными нормами являются такие, которые указывают определенный вариант поведения на усмотрения субьекта. Стороны могут своим соглашением исключить применение такой нормы либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней;

б) положения императивной нормы категорически обязательно для сторон, и последние не вправе изменять их;

8) по функциям:

а) регулятивные;

б) охранительные;

9) по юридической силе:

а) нормы законов;

б) нормы подзаконных актов.

42 вопрос: понятие и элементы системы российского права

Система права – это его исторически сложившаяся внутренняя структура: иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой – их специализацию.

Система права имеет вертикальное (пять уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом) и горизонтальное строение (рассматривается на уровне отрасли права). Рассмотрим вначале вертикальное строение системы права.

1. Норма права – это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, той самой первоосновой, на которой строится вся система права.

2. Правовой институт – это часть отрасли права, регулирующая самостоятельный вид взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт – лишь их вид. Юридическим критерием обособления той или иной совокупности норм в конкретный правовой институт служат следующие признаки:

1) юридическое единство правовых норм как целостное образование, характеризующееся единством содержания, которое выражается в общих положениях, принципах или совокупности используемых правовых понятий;

2) полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений. Правовой институт включает в себя различные виды правовых норм (дефинитивные, обязывающие, управомочивающие, запрещающие и др.), которые в комплексе содержат все аспекты правового регулирования соответствующей группы общественных отношений;

3) обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов и подзаконных актов.

Виды институтов:

а) в зависимости от характера институты подразделяются на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

б) в зависимости от сферы распространения – на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

в) в зависимости от функциональной роли – на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Иногда правовой институт дробится на субинституты права. Субинститут права – это упорядоченная совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, находящиеся в рамках определенного института права[93]. Однако далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут.

3. Подотрасль права – это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права[94]. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права. Исключительные права, охватывающие институт так называемой интеллектуальной собственности (права. оформляющие принадлежность и режим использования не материальных объектов, являющихся результатами творческой деятельности, - произведения науки, литературы и искусства. изобретений патентных моделей и т.п.) и институт так называемой промышленной собственности (устанавливающий прававой режим промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и т.п.);-наследственное право, регулирующие переход имущества в случае смерти граждан к другим лицам;

4. Отрасль права – это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная – специализированные правовые институты.

Наши рекомендации