Понятие и признаки правовой нормы. Ее структурные элементы

Нормы права-это установленные государством правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений, реализация которых обеспечивается мерами государственного принуждения (С.С.Алексеев).

Нормы права содержат в себе признаки, характеризующие право в целом. Объективное (позитивное) право и правовая норма соотносятся как целое и его часть.

Признаки нормы права:

Исходит от государства и представляет собой государственно-властное веление  
Имеет общеобязательное значение и адресована неопределенному кругу лиц  
Обладает формальной определенностью, что означает строгость внешней формы и точность правовых формулировок  
Рассчитана на многократное применение в типичных ситуациях  
Охраняется мерами государственного принуждения  

Нормы права действуют как интеллектуально-волевой регулятор поведения. С одной стороны, они могут регулировать поведение людей будучи осознанными ими (интеллектуальный момент). С другой стороны, они оказывают воздействие на их волю (волевой момент).

Нормы права имеют также представительно - обязывающий характер,то есть они действуют через предоставление субъектам права субъективных прав и возложение на них юридических обязанностей. Причем, праву одного лица всегда корреспондирует обязанность другого лица.

В структуре нормы права традиционно выделяют три элемента, которые носят названия «гипотезы», «диспозиции» и «санкции».

Гипотеза – это часть нормы, которая указывает на условия ее применения (время, место, круг лиц, на которых рассчитана норма).

Диспозиция – это часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения (взаимные права и обязанности, возникающие у субъектов.

Санкция – это часть нормы, которая указывает на меры принуждения, применяемые за нарушение требований диспозиции.

С формально-юридической точки зрения структуру правовой нормы можно выразить следующей формулой: «Если имеют место определенные обстоятельства (гипотеза), то субъект обязан совершить определенные действия в интересах другого субъекта (диспозиция), иначе могут наступить установленные нормой неблагоприятные последствия (санкция)».

Трехзвенная конструкция правовой нормы не всегда применяется на практике. В текстах правовых актов нередко можно установить два или даже один из названных элементов. Происходит это по той причине, что законодатель не всегда конкретизирует гипотезу или санкцию, а в ряде случаев – просто их не упоминает. Такое положение дел привело к тому, что в современной юридической литературе высказывается точка зрения о двухуровневой концепции структуры правовой нормы (А.С.Пиголкин).

Классификация норм права

По содержанию предписания Обязывающие (устанавливают обязанности) Запрещающие (содержат запреты) Управомочивающие (предоставляют права)
По юридической силе Законы Подзаконные акты
По сфере действия Общие (касаются всех граждан и государственных органов) Специальные (только определенный круг лиц)
По степени свободы воли адресатов Императивные (категоричность предписания) Диспозитивные (предполагают возможность выбора)
По назначению Регулятивные (правоустановительные) Охранительные (указывают меру ответственности)
По отраслям права Конституционные Гражданско-правовые Административно-правовые и др.
По способу изложения Прямое изложение (содержит все элементы, необходимые для применения) Бланкетное (дается ссылка на статьи другого нормативно-правового акта) Отсылочное (дается ссылка на статьи того же нормативно-правового акта)
  1. Понятие системы права. Основания деления норм права на отрасли

Системность – одно из важнейших качеств права. Она предполагает единство права и деление его на составляющие части, взаимосвязанные между собой.

Системность права предполагает его следующие характеристики:

1) целостность; 2) наличие структуры; 3) наличие системообразующего фактора.

Система права – этовнутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм, их делении на отрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Система права представляет собой сложную, многоуровневую систему:

Норма права правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений
Институт права совокупность правовых норм, составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих конкретный вид общественных отношений (например, институт соучастия в уголовном праве)
Подотрасль права обособленная часть отрасли права, объединяющая нормы и институты, регулирующая специальные виды общественных отношений (например, наследственное право)
Отрасль права совокупность правовых институтов, объединенных общностью предмета и методов правового регулирования


Основным структурным подразделением в системе права является отрасль права.

Для отрасли права характерны следующие признаки:

-- особые предмет и метод правового регулирования;

-- специфические отраслевые принципы;

-- количественная достаточность юридических норм;

-- наличие обособленного кодифицированного законодательства;

-- потребность общества в регулировании данной социальной сферы.

Основанием деления норм права на отрасли является особый предмет и методы правового регулирования. По этому критерию в праве Республики Беларусь выделяются множество отраслей права: конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, финансовое, жилищное и т.д.

  1. Правотворчество: понятие, виды, стадии.

Под правотворчествомпонимаютспециальную деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене.

Процесс формирования права детерминирован объективными потребностями экономического, социального, политического и др. характера, которые в комплексе порождают соответствующие правовые идеи.

В юриспруденции выработан ряд принципов правотворчества:

Демократизм   Научность  
     
Законность   Профессионализм  
     
Гласность   Плановость  

Виды правотворчества:

1) принятие правовых актов органами государства;

2) принятие решений народом путем референдума;

3) заключение различного рода договоров (соглашений);

4) принятие правовых актов предприятиями, учреждениями, организациями.

В Республике Беларусь, как и в других европейских странах, наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативных актов органами государства.

Порядок подготовки, оформления, принятия, опубликования нормативных правовых актов в Республике Беларусь установлен Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 4 января 2002 года).

Правотворческая деятельность как достаточно сложная и длящаяся во времени процедура имеет свои стадии, на которых решаются конкретные задачи:

1) принятие решения об издании нормативного правового акта. В соответствии со ст.99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Национального собрания, Правительству, а также гражданам в количестве не менее 50 тыс. человек;

2) разработка проекта правового акта и его согласование. На этом этапе проводится экспертная оценка предложенного проекта, отработка его текста. Эта деятельность осуществляется в комиссиях и комитетах парламента с привлечением специалистов-практиков;

3) обсуждение и принятие нормативного правового акта.Рассмотрение проекта может осуществляться в нескольких чтениях. После принятия законопроекта в нижней палате парламента его передают на утверждение в верхнюю палату;

4) опубликование нормативного правового акта и введение его в действие.

В настоящее время все нормативные правовые акты подлежат регистрации и опубликованию в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.

Законотворчество как процесс подготовки и принятия законов имеет свои особенности. Этот процесс регламентируется положениями Конституции и Регламентами палат Национального собрания Республики Беларусь.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие стадии законотворческого процесса:

1) законодательная инициатива, которой обладают Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и не менее 50 тыс. граждан;

2) внесение законопроекта в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;

3) обсуждение законопроекта в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь и его принятие;

4) обсуждение законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и его принятие;

5) подписание законопроекта Президентом Республики Беларусь;

6) опубликование закона и его вступление в силу.

Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если иное не установлено в самом законе (с момента опубликования или в более поздний срок).

Наши рекомендации