Сферный тип социальной политики

Сферный тип социальной политики - student2.ru Другой, достаточно обширный сектор рассмотрения струк­туры социальной политики связан с так называемым сферным подходом.Особенность этого подхода заключается, во-первых, в том, что в привычном словоупотреблении под названием «со­циальная сфера», «сфера производства» и т. д. мы имеем в виду комплексы, включающие в себя разнообразные, хотя и внутренне схожие виды деятельности, управляемые целым рядом руко­водящих органов. Во-вторых, определенные виды социальных услуг реализуются не только в рамках одного ведомства, отве­чающего за них по своему предназначению, но также в рамках ряда других: так, образовательной деятельностью занимаются не только учреждения Минобразования и науки, но также струк­туры Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства культуры и массовых коммуникаций, Комитеты по делам молодежи и т. д., не говоря уже о негосударственных организациях, роль которых в последние годы возрастает. Про­блемы детей в той или иной мере затрагивают деятельность многих, если не всех, элементов социального комплекса. Наконец, в-третьих, существуют ведомства, которые формально не отно­сятся к социальной сфере (например, Министерство внутренних дел), однако деятельность их также имеет огромное значение именно для социального развития.

Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность общества и все функции государства, причем ряд элементов в рамках такой структуры являются «пограничными», лежат на стыке социальной сферы и смежных областей деятельности. В рамках сферного подхода можно рассмотреть такие элементы социальной политики, как политика в сфере социально-трудовых отношений, политика в области охраны здоровья населения, социоэкологическая политика, политика в области образования, политика в области культуры и досуга, политика социальной защиты населения и др.

Политика в сфере социально-трудовых отношений. Важ­нейшее место в социальной политике (равно как и в экономиче­ской, и в промышленной политике) должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть обеспечено его место базовой социальной ценности.

В этом направлении социальная политика включает меро­приятия по содействию занятости населения. В современных условиях эта деятельность возможна только в рамках принципа социального партнерства, т. е. на основе сотрудничества с пред­принимателями (работодателями) и профсоюзами (объединения­ми наемных работников). Оформление и поддержание социально­го партнерства между всеми участниками социально-трудовых отношений, организация деятельности трехсторонних комиссий является неотъемлемой частью социального управления.

Помимо поддержания существующих и создания новых ра­бочих мест, одним из путей нахождения «приносящего доход за­нятия» является содействие самозанятости, организации малых предприятий на семейной или соседской основе. Преобладание в настоящее время среди них торговых или простейших сервисных предприятий — не закономерность, а свидетельство начального уровня развития малого бизнеса. Мировая практика показыва­ет, что ему по силам и интеллектуальные услуги, и разработка новых технологий. Конечно, главное в такой деятельности — ин­дивидуальная инициатива потенциальных предпринимателей, однако региональная администрация может поддержать ее пу­тем обеспечения наиболее благоприятных стартовых условий, создания позитивного нормативно-правового и инвестиционного климата, защиты от криминалитета, предоставления региональ­ных социальных заказов.

Признанной во всем мире социальной технологией помощи безработному индивиду является дополнительное обучение или переобучение с целью приобретения новой специальности или специализации, более соответствующей требованиям времени. Службы занятости активно реализуют такой вид социальной поддержки. К сожалению, в условиях глубокого системного кри­зиса, охватившего нашу страну, иногда бывает трудно выявить, какие же перспективные профессии могут гарантировать тру­доустройство лицам, направляемым на переобучение. Нет досто­верных данных, показывающих, какая часть лиц, получивших переподготовку, находит работу в соответствии с полученной профессией.

Сферный тип социальной политики - student2.ru Спецификой современного уровня социально-экономического развития как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных Регионах является то обстоятельство, что занятость, наличие оплачиваемой работы не гарантирует получение дохода, эквива­лентного не только минимальному потребительскому бюджету но даже душевому прожиточному минимуму, т. е. работающий и получающий заработную плату человек не всегда зарабаты­вает достаточно, чтобы обеспечить себя самого, не говоря уже об иждивенцах. Дополнение до прожиточного минимума может быть осуществлено за счет сверхзанятости (вторая работа, по­луторная, двойная ставка и т. д.), получения продуктов с огорода, минимизации потребления, продажи личных вещей, реализации квартиры, дачи и т. д. Наконец, обращение в органы социальной защиты может предоставить человеку (семье) адресную соци­альную помощь.

Ни одна из этих возможностей не может считаться соци­ально желательной с точки зрения перспективной социальной политики. Сверхзанятость ведет к интенсивной и порой невос­становимой затрате сил и здоровья индивидов, дефициту вни­мания к семье и детям. Наиболее продуктивный вариант как для индивида, так и для общества в целом — повышение уровня оплаты труда, рост трудовой обеспеченности. В рамках этого на­правления применяются такие элементы социальной политики, как согласование и принятие более высоких тарифов и ставок заработной платы (в условиях рыночного хозяйства только на основе соглашения между основными агентами трудовых от­ношений); обеспечение своевременности выплаты заработной платы и наказание за корыстную ее задержку работодателями; введение тех или иных региональных (отраслевых) надбавок отдельным категориям работающих (за особые условия труда, в силу высокой социальной значимости, для привлечения ка­дров).

Наконец, функция охраны труда, которая всегда относи­лась к важнейшим направлениям деятельности государства, но в условиях появления множества частных работодателей приобрела особую остроту. В свое время социальная политика в известной мере вырастала на основе борьбы за охрану труда ра­бочих. В настоящее время стремление к сиюминутной экономии, ослабление контролирующей роли государства иногда приво­дит к тому, что охране труда не уделяется должного внимания, устарелое и опасное оборудование медленно заменяется новым. Здесь необходимы не только постоянные проверки, совместный с профсоюзами контроль, но также региональная стимуляция ра­ботодателей, реализующих технологии, повышающие безопас­ность труда, пропаганда трудоохранных мер, обучение кадров таким знаниям и технологиям.

Хотя труд является источником жизнеобеспечивающих ресурсов для индивидов и для общества в целом, другие соци­альные факторы имеют не меньшую важность. Соответственно, велика роль тех разделов социальной политики, которые на­правлены на их обеспечение.

Сферный тип социальной политики - student2.ru Социальная политика в сфере охраны здоровья. Миро­вое сообщество все больше признает, что здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или отсутствие не может быть полностью компен­сированы никакими другими ценностями или благами. Права индивидов в области охраны здоровья признаются междуна­родным законодательством. Так, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что государства-участники признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, для чего должны быть предприняты конкретные меры в рамках политики в области здравоохранения. Эти меры каса­ются медицины, гигиены внешней среды, противоэпидемической охраны территории, условий нормального питания и здорового развития детей, т. е. политика в области охраны здоровья также может осуществляться исключительно всей системой органов Управления, а не только органами здравоохранения.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закрепляют право на охрану здоровья (ст. 17) и медико-социальную помощь (ст. 20), причем они обеспечиваются не только мерами по развитию здравоохранения в целом и ме­дицины в частности, но также охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставле­нием населению доступной медико-социальной помощи. В таком подходе находит свое отражение сложная не только медицин­ская, но и социальная природа феномена здоровья.

Важным фактором здоровья является уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансирован­ным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Однако в наших современных условиях углеводный тип питания связан в первую очередь с малообеспеченностью граждан. Даже продуктовая часть про­житочного минимума рассчитывается в основном исходя их таких продуктов, как хлеб, картофель, макаронные изделия, крупы. Дефицит белка и витаминов снижает трудоспособность и сопротивляемость заболеваниям, отрицательно влияет на развитие детей.

Данный аспект здоровья прежде всего затрагивает соци­альную политику в целом, так как обязательные социальные минимумы, гарантируемые государством (минимальная зара­ботная плата, минимальная пенсия и др.), должны обеспечивать минимум средств, необходимых для нормального воспроизвод­ства рабочей силы и развития личности.

Важными факторами политики в области охраны здоровья являются санитарное состояние территории и качество здра­воохранения, решение проблемы санитарной охраны является функцией управления, включая защиту от инфекционных за­болеваний, карантинных сорняков и вредителей. Ослабление управляемости на всех уровнях, потеря контроля над соблюдением стандартов коммунального обслуживания и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекционной заболевае­мости в целом и отдельным вспышкам таких болезней.

Социоэкологическая политика. Весьма важным и масштаб­ным фактором здоровья является состояние окружающей среды в совокупности его природных и антропогенных условий. Жизне­деятельность общества невозможна без каких-либо воздействий на окружающую среду: выбросов, отходов, загрязнений. Однако применявшиеся прежде примитивные технологии давали воз­можность природе ассимилировать антропогенные воздействия, хотя первые экологические катастрофы относятся еще к време­нам античности. Высокие технологии априорно разрабатываются с целью минимизировать промышленные выбросы и устранить их враждебное воздействие на окружающую среду. Наиболее вредными последствиями грозят индустриальная технология и бытовые отходы больших городов и населенных пунктов. Мас­штабы их загрязнений настолько велики, что требуют затрат больших средств, разработки специальных процессов, иногда создания промышленных производств по утилизации отходов.

Необходимо разрабатывать и осуществлять социальную политику в области экологии (социоэкологическую политику) в антикризисном варианте. Возможно, что свертывание тяжелой промышленности в ряде случаев дает возможность оптимизи­ровать экономическую структуру территорий с пользой как для социальной сферы, так и для природы: развитие рекреационной деятельности, социального туризма дало возможность многим странам найти выход из переживаемого ими кризиса и добиться высокого уровня жизни населения.

Сферный тип социальной политики - student2.ru Комплексный подход к взаимоотношениям с окружающей средой, недопустимость и невозможность полного прекращения антропогенного воздействия на природу, необходимость со­четания развития трудовой занятости и охраны окружающей среды обусловливают то обстоятельство, что социоэкологическая политика также является общей функцией государственного (в первую очередь регионального) управления. В ее рамках Должен постоянно поддерживаться баланс между сохранением природы и ее использованием. Так, в «Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 го­ды» впервые появился экологический раздел, что свидетель­ствует о понимании важности проблем взаимоотношения обще­ства и природы, необходимости разработки оптимальных путей решения этих сложных задач.

Политика в сфере образования. Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет степень возможности для индивида добиться успеха, полноценно участвовать в социаль­ном развитии. Развернувшаяся в мире научно-техническая революция предъявляет высокие требования как к стартовому образованию детей и молодежи, так и к непрерывному после­дующему повышению первоначального уровня, дообучению и переобучению взрослых. Образование вносит важнейший вклад не только в распространение знаний, но также в формирование личности обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потребностям общества.

В нашей стране накоплены богатые традиции развития об­разования разных уровней. В условиях современного социально-экономического кризиса в России развитие образования, его адаптация к требованиям социальной действительности и в то же время сохранение традиций фундаментального образования, на­копленных за десятилетия и столетия предшествующей истории, относятся к важнейшим направлениям социальной политики.

Политика субъектов Федерации в области образования определяется как федеральным, так и региональным за­конодательством и должна вестись на основе региональных образовательных стандартов, отвечающих территориальной специфике.

Сама образовательная структура представляет собой до­статочно сложный феномен, так как она включает учреждения государственного, муниципального и негосударственного ха­рактера. Их целью является как обеспечение детям и взрослым возможности получения образования, так и профессиональная их подготовка. Система образовательных учреждений охватывает собой различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования.

Политика в сфере культуры и досуга. На протяжении всех лет истории Советского Союза развитие культурно-досуговой деятельности осуществлялось на базе постулата, сформулиро­ванного в свое время К. Марксом, о том, что свободное время лич­ности есть пространство ее действительного развития. Поэтому инфраструктура досуга была нацелена не только на рекреацию, восстановление затраченных в рабочее время сил, развлечение, но в первую очередь на просвещение и воспитание населения. Коммерческая успешность досуговой деятельности была вторич­ной. Напротив, государство выделяло значительные средства на создание и поддержание деятельности театров и киноиндустрии, стадионов и библиотек, музеев и домов культуры. Большинство из них предоставляли свои услуги бесплатно либо за доступную для населения плату.

Было бы ошибкой считать, что такой принцип деятель­ности был характерен только для нашей страны. Большинство государств, именуемых социальными и заботящихся о разви­тии своего человеческого потенциала, проводят разграничение между культурой и просвещением как сферами заботы госу­дарства и общества, которые должны максимально обеспечить, доступ граждан к культурным ценностям, и шоу-бизнесом как отраслью коммерческой деятельности, главной целью которой является извлечение дохода. Для детей, пенсионеров, инвалидов реализуются программы бесплатного или льготного приобще­ния к культуре в форме пользования библиотеками, музеями, информационными сетями.

Сферный тип социальной политики - student2.ru Кроме того, развитие массовой физической культуры для всех слоев населения, включая бедные, также является частью социальной политики современных государств. Активно орга­низуются спортивные или художественные кружки на муни­ципальном или общинном уровне как форма социальной работы с детьми и молодежью, способ вытеснения антисоциального, криминального влияния улицы.

Недостаточное внимание в последнее десятилетие к культурно-просветительной, неприбыльной стороне досуговой деятельности, коммерциализация этой отрасли социальной сферы привели к тому, что население нашей страны испытывает определенные затруднения в доступе к полноценному отдыху. Само соотношение занятого и свободного времени изменилось в неблагоприятную сторону: люди, имеющие работу, стремятся ее сохранить или найти дополнительный заработок, поэтому сокращается возможность отдохнуть в выходные дни, исполь­зования отпуска. Безработные или лица, формально занятые но не имеющие нагрузки на работе, не могут считать свое время свободным, оно качественно не наполнено. Кроме того, такое со­стояние ведет к материальным трудностям, психологическим нарушениям.

Изменилась структура проведения свободного времени. Люди старших возрастных групп (40 лет и выше) стали тратить больше времени на работу на садовом (дачном) участке, приоб­ретение дополнительного источника дохода (шитье, вязание, вышивание, различного рода ремонтные работы и т. д.). У них значительно уменьшились затраты времени на потребление духовных благ (посещение театров, концертов, музеев, выставок и т. д.), домашние настольные игры, дневной сон и т. д.

У лиц в возрасте от 16 до 30 лет включительно остаются популярны спортивные соревнования, дискотеки, клубы по интересам, бары, кафе и другие развлекательные ресурсы. Снизилось количество молодых людей, интересующихся ис­кусством, занимающихся прикладными его видами, читающих газеты и журналы, художественную литературу. В то же время появился «зажиточный» слой молодежи и лиц среднего воз­раста в возрасте от 25 до 40 лет, которые могут позволить себе коллекционирование, посещение ресторанов, баров, игорных и развлекательных заведений.

Уменьшение у большинства населения экономических воз­можностей для отдыха связано также с сокращением традици­онных рекреационных территорий за счет потери курортных зон в Прибалтике, на Украине, в Закавказье. Утрата государственного или профсоюзного финансирования влечет за собой рост цен на рекреационные услуги российских учреждений. Отказ ряда предприятий от финансирования своих баз отдыха и оздоровления, закрытие многих досуговых учреждений ведет к сокращению инфраструктуры отдыха в целом.

Между тем рекреация относится к числу важнейших функ­ций социальной жизнедеятельности. Без восстановления затра­ченных сил невозможно ни поддержание трудовой активности, ни творчество, ни социальное развитие. Отдых также можно рассматривать как средство снижения социальной напряжен­ности, фактор профилактики межличностных и групповых конфликтов.

Сферный тип социальной политики - student2.ru Жилищная политика является важнейшим элементом обеспечения социального развития, в серьезной степени связа­на не только с экономикой, но также с идеологией социально-экономической направленности движения странны. От принятия той или иной идеологии, того или иного направления развития зависит определение целей жилищной политики, средств и методов их достижения. Плановая экономика неоднократно провозглашала целью обеспечение каждой семьи отдельным жилищем. Однако в ее рамках имелось неустранимое противо­речие: гарантированное предоставление жилья было связано с длительностью его ожидания и скромными качественными показателями. Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданами по предостав­лению жилья, однако дает возможность его приобретения на рыночных условиях, причем в такие сроки и такого качества, какие может себе позволить потребитель. Противоречие этой модели жилищной политики заключается в том, что подавляю­щее большинство населения имеет доходы, абсолютно не по­зволяющие удовлетворять жилищные потребности на рыночной основе. Следует заметить, что большинство типов социальных государств проводят жилищную политику, обусловливающую предоставление своим малообеспеченным гражданам дешевого муниципального жилья.

Наши рекомендации