Применение права как форма реализации
Применение права (правоприменение, правоприменительная деятельность) – это деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения и прекращения правоотношений на основе норм действующего права.
Характерная особенность правоприменения состоит в том, что оно осуществляется не произвольно, а детально регламентируется действующим законодательством. Субъектами правоприменения выступают только государственные органы. Устанавливаемые актом применения норм права конкретные права и обязанности основываются непосредственно на законах и иных нормативных правовых актах.
Правоприменительная деятельность осуществляется в строгом соответствии с требованиями законности, обоснованности и справедливости.
Требование законности означает, что каждый правоприменитель обязан: 1) принимать акты в пределах своей компетенции и подведомственности, не допуская фактов незаконной подмены других органов и должностных лиц; 2) строго соблюдать процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения дела и вынесения акта применения норм права; 3) давать верную юридическую оценку делу и принимать решение, соответствующее букве и духу применяемого закона.
Требование обоснованности ориентирует правоприменителя на выявление и исследование всех относящихся к делу фактических обстоятельств и установление по делу истины. Все сомнительные и недоказанные факты, а также доказательства, полученные с нарушением действующих норм, не могут приниматься во внимание правоприменителем и должны быть отвергнуты.
Требование справедливости означает осознание правильности принятого по делу решения, которое согласуется с принципами приоритета общечеловеческих ценностей, беспристрастности государственного органа, должностного лица, вынесшего решение, объективного подхода к решению дела и т.д.
В литературе также выделяется требование целесообразности, которое означает издание такого акта, который оптимально учитывает экономические, социальные, политические и иные последствия принятого решения. Целесообразность может существовать только в рамках правовой законности.
Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс (процедуру), состоящий из ряда взаимосвязанных стадий.
Основные стадии правоприменительного процесса:
1) установление и исследование фактических обстоятельств дела;
2) выбор правовой нормы;
3) анализ правовой нормы;
4) вынесение решения по делу;
5) доведение решения до сведения заинтересованных лиц;
6) исполнение решения.
Первая стадия начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к их сбору и процессуальному закреплению. Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения дела, проводится с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. Зачастую в законе указывается, какие источники сведений и в каком процессуальном порядке могут использоваться в качестве доказательств по делу. При этом ни одно доказательство не имеет заранее установленной силы и приоритета перед другим доказательством. Они должны оцениваться в совокупности.
Деятельность, направленная на установление фактических обстоятельств дела с помощью доказательств, называется доказыванием.
В результате исследования фактических обстоятельств по делу должна быть установлена объективная истина. Это значит, что решение должно основываться на достоверных, проверенных и доказанных фактах, полно, всесторонне и исчерпывающе изученных правоприменителем.
На стадии выбора нормы права осуществляется так называемая квалификация, т.е. происходит увязывание конкретной фактической ситуации с содержанием абстрактной норма права. Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяет необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют и развивают друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела.
На третьей стадии осуществляется проверка подлинности текста нормы права, ее законность, действие во времени, в пространстве, по кругу лиц, по кругу общественных отношений, уяснение содержания нормы права (т.е. ее толкование).
Во избежание ошибок у правоприменителя должен быть точный текст нормы. Для этого следует пользоваться текстом нормативного правового акта, который помещен в официальных источниках опубликования и является последней редакцией акта (т.е. с учетом всех изменений и дополнений на день принятия решения).
Использование различных сборников, изданий, содержащих тексты нормативных правовых актов, должно происходить с учетом того, что в них возможны некоторые неточности, несоответствия. На неофициальные издания не распространяется презумпция их полного соответствия оригиналу текста. если возникло сомнение в подлинности текста, необходимо проверить его на соответствие тексту, помещенному в официальном издании.
Проверка выбранной нормы с учетом ее действия во времени, в пространстве, по кругу лиц, по кругу общественных отношений, означает, что каждую избранную норму нужно исследовать с точки зрения следующих моментов: 1) действует ли она в тот момент когда на ее основе нужно решить конкретное дело (обратная сила закона, переживание нормы); 2) действует ли она на той территории, где дело должно быть разрешено; 3) распространяется ли ее действие на конкретного субъекта права; 4) распространяется ли ее действие на конкретные отношения.
В ходе анализа содержания нормы устанавливается ее действительный смысл, содержание государственной воли, выраженной в ней.
Вынесение решения по делу – наиболее ответственная стадия. Именно в принятии на основе права индивидуального акта властного характера проявляется применение права в собственном смысле слова, т.к. все предшествующие стадии подготавливают условия для этого. Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем, властно распространяющий на него действие нормы, устанавливающий права и обязанности конкретных субъектов права.
Стадия доведения решения до сведения заинтересованных лиц осуществляется или сразу после вынесения решения (в суде), или посредством различных средств связи (информирования). В каких бы формах решение не доводилось, оно обязательно должно иметь место, иначе лицо не может быть привлечено к ответственности за его неисполнение. Доведенное до сведения решение имеет общеобязательное значение.
Наиболее полно правоприменительный процесс урегулирован в конституционном, гражданском, хозяйственном и уголовном судопроизводстве.