Типовые оценочные материалы по теме 5: Самобытность русской государственно-правовой мысли.

Диспут. Цель: выявление самобытных оснований русского правопонимания.

Примерный перечень тем для дискуссии:

1. Русская философия права: понятие и место в системе правоведения.

2. Социально-философская методология русской философии права.

3. Формационный и социокультурный (цивилизационный) подходы к праву в России.

Контент теста к теме 5.

Какая из идей принадлежит славянофилам:

1. Опыт политико-правового заимствования с Запада для нас не приемлем.

2. Россия не должна развиваться особым образом, должна выбрать западный путь развития.

3. «Не открыть свое, а идти за чужим".

4. Культивирование материальных начал привело Запад к счастью.

Правильный ответ: 1

Какая из идей принадлежит славянофилам:

1. В России право всегда есть справедливость – правда, неразрывная с религиозно-нравственными идеалами.

2. Право есть система наказаний

3. Право – нормы, обеспеченные принуждением

4. Право – свобода для всех в рамках закона.

Правильный ответ:1

Какая из идей принадлежит славянофилам:

1. Либерализм, парламентаризм не приемлемы для России.

2. Общинный дух, коллективизм русских людей сформировали особый тип государственности, основанный на культе силы.

3. Русский народ стремится к мировому господству.

4. Для России необходим – либерализм.

Правильный ответ:1

Философские и политические идеи западников:

1. В России необходимо культивирование правовой культуры, юридического мировоззрения.

2. России необходимо стать служанкой Запада.

3. История России полна доблести, прошлое у нее - светлое.

4. Православие – лучший выбор в качестве религии

Правильный ответ:1

Типовые оценочные материалы по теме 6: Идеи права и государства в современной теории и философии права.

Диспут. Цель:выявление современных методов научного правового познания в постижении права.

Примерный перечень тем для дискуссии:

1. Право и философия.

2. Право и кризис либерализма.

3. Государство в условиях новой идейной парадигмы.

Контент теста по теме 6:

Назовите суждение, которое отражает точку зрения философско-

правового иррационализма:

1. Правовая реальность существует и формируется на основе дорацио-

нальных феноменов (воли, чувств, интуиции, «жизненном порыве»);

2. Знание– это основополагающая составляющая правовой реальнос-

ти;

3. Правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.;

4.Правовая реальность – это отражение в общественном сознании

материального бытия, материальных отношений.

Правильный ответ:1

Философия права и Общая теория государства и права взаимосвязаны

следующим образом:

1. Имеют общий объект исследования;

2. Имеют общий предмет исследования;

3. Исследуют явление на сущностном уровне;

4. Они не взаимосвязаны между собой.

Правильный ответ:1

Политико-правовое учение, включавшее в себя положение об

отмирании государства и права и права по мере развития общества:

1) Либерализм;

2) Консерватизм;

3) Марксизм;

4) Анархизм.

Правильный ответ:1

Существуют неотъемлемые и непередаваемые государству права

личности, считал:

1) Г. Гроций;

2) Ф. Бэкон;

3) Д. Локк;

4) Т. Гоббс.

Правильный ответ:3

Что является источником права в современных естественно-правовых теориях:

1. природа естество человека – источник права

2. Бог – нормотворец

3. воля суверена – источник права

4. менталитет или дух нации – источник права

Правильный ответ:1

Тематика рефератов

1. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока.

2. Общая характеристика религиозно-мифологических представлений о государстве и праве в странах Древнего Востока.

3. Основные факторы формирования политико-правовых учений Древнего Китая. Даосизм: основные принципы и идеи. Учение Лао-цзы о естественном и человеческом законе (“дао” и “дэ”).

4. Этико-правовое учение Конфуция: принцип добродетели. Патриархально-патерналистская концепция происхождения и сущности государства. Учение о войне и мире. Роль конфуцианства в истории государства и права Китая.

5. Идея естественного равенства и договорного происхождения государства в учении Мо-цзы. Выражение интересов народных низов в теории моистов.

6. Учение легистов. Их теория государственного управления на основе законов. Закон как система наказаний.

7. Общая характеристика становления политико-правовой мысли в Древней Греции. Идеи права, всеобщей справедливости и «благозакония» в поэмах Гомера и Гесиода.

8. “Законопослушание” как одна из высших добродетелей человека в учении пифагорейцев. Понятие справедливости по Пифагору. Аристократический характер политических взглядов Гераклита.

9. Идеи софистов о равенстве, полисных законах, происхождении государства (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Ликофрон и др.). Противопоставление Гиппием и Антифонтом природы (фюсиса) и закона (номоса) как прообраз идей естественного права.

10. Идеальное государство Сократа и Платона как справедливое правление лучших. Иерархия сословий, их функции в трактате “Государство”.

11. Типология форм государственной власти и их критика в учениях Платона (аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания, монархия).

12. Политические и правовые взгляды Аристотеля. “Полития” как лучшая форма государственного устройства.

13. “Правильные” и “неправильные” формы государства в “Политике” Аристотеля.

14. Принцип “срединности” как основа политических и правовых идей Аристотеля. Право естественное и волеустановленное.

15. Политико-правовые идеи в Древнем Риме. Учение Цицерона о государстве и праве: определение государства (respublica), классификация форм государства, право и его виды.

16. Римские юристы. Право, его виды и сферы действия, соотношение права и закона. Публичное и частное право.

Тематика курсовых работ

1. Чистое учение о праве Г. Кельзена. Аналитический позитивизм в праве (Дж. Остин, Г. Харт).

2. Социологические школы права Е.Эрлиха и Р. Паунда.

3. Политико-правовая идеология национал-социализма.

4. Естественно-правовые идеи 20-го века: Ж.Маритен, Р.Дворкин, Л.Фуллер, Дж.Роулс.

5. Интегративные теории права.

6. Становление политико-правовой мысли в Московском государстве.

7. Политико-правовые идеи «Слова о законе и благодати».

8. Философское и социальное обоснование концепции нестяжания Н. Сорского.

9. Учение Н. Сорского о свободе воли.

10. Политические и правовые взгляды М.Грека.

11. Вопросы законности, государственного устройства, верховной власти, свободы воли в учении М. Грека.

12. Стяжательская позиция Иосифа Волоцкого.

13. Соотношение духовной и светской власти в учении И.Волоцкого.

14. Политико-юридическая программа И.С. Пересветова.

15. Политико-правовые взгляды Андрея Курбского.

16. Политическая концепция Филофея “Москва – третий Рим”.

Наши рекомендации