Иеровоам II, царь Израиля (4 Цар. XIV, 23-29).
Иеровоам II, сын Иоаса – один из самых выдающихся в истории Израиля царей, но священный автор посвящает ему лишь 7 стихов. Этот факт лишний раз свидетельствует, что автор преследовал цель отразить не историю Израиля, а богословское осмысление этой истории. Недостаток повествования 4 Царств можно компенсировать информацией из книг пророков Амоса и Осии, которые были современниками Иеровоама II.
Иеровоам II воцарился в 793 году еще при жизни своего отца Иоаса перед тем, как тот отправился в поход против Иудеи, завершившийся триумфальной победой Иоаса. Именно в правление Иеровоама II Израиль достиг своего наивысшего расцвета. В результате успешных войн была завоевана территория от «входа в Емаф» (так в 3 Цар. VIII, 65 обозначена северная граница царства Соломона) до «моря пустыни» (Мертвое море). Особое внимание обратим на то, что была завоевана даже Сирия вместе с Дамаском, хотя в начале правления Иоаса Израиль был данником той же Сирии. Израиль вновь контролирует важнейшие торговые пути, ведущие из Сирии в Египет; израильтяне интенсивно заселяют территории на восток от Иордана. В итоге к середине VIII века до Р. Х. территории Израиля и Иудеи в своей совокупности превосходят размеры израильского царства при Давиде и Соломоне.
С точки зрения истории такие выдающиеся достижения Израиля и Иудеи стали возможны благодаря временному ослаблению Ассирии. В это время ассирийские цари вели постоянные войны с государством Урарту; кроме того, в самой Ассирии шла ожесточенная борьба за власть и велись войны между претендентами на престол. Также ни Египет, ни Вавилон не могли оказать влияние на ход дел в Палестине и ее окрестностях.
Однако необходимо указать и богословские причины такого подъема Израиля. Израиль был избранным народом, и его история подчинялась особым законам. Бог, Который управляет ходом истории, сжалился над терпевшим бедствия Израилем и даровал последнему избавление через Иеровоама, сына Иоаса (XIV, 26-27). Это впечатляющее расширение пределов Израиля в 1-й половине VIII века было предсказано пророком Ионой и совершилось по воле Божией. При этом Господь решил испытать Израиль посредством дарования благополучия. Если бедствия и нашествия иноземцев не привели к обращению Израиля, то, может быть, период процветания приведет к тому, что благодарный Израиль начнет искать Господа и полюбит его заповеди. Если вспомнить выражение «огонь, вода и медные трубы», то как раз 1-я половина VIII века, этого последнего столетия истории Северного царства, была для Израиля испытанием «медными трубами». Господь, желая увидеть обращение Израиля, посылает ему это последнее испытание.
Экономическое развитие Израиля достигает апогея. По всему Северному царству строятся прекрасные здания, украшенные изделиями из слоновой кости (Ам. III, 15). Если у Соломона был только трон из слоновой кости, то во время Иеровоама II даже вельможи его могли позволить себе украшать стены своих домов этим дорогим материалом. Большие доходы от торговли также способствовали обогащению израильской аристократии. О положении царской династии говорит то обстоятельство, что Иеровоам II провел реконструкцию царского дворца, завел себе несколько резиденций. Также археологи установили, что вино и масло для царского двора поставлялись из различным мест (всего 27), принадлежавших царскому дому.
Однако такое политическое и экономическое развитие имело свои оборотные стороны.
1) Обострились социальные противоречия. Хотя Израиль и был богатым государством, это богатство было сосредоточено в руках немногих людей, в то время как основная часть народа пребывала в нищете. Богатые землевладельцы притесняли бедных, отнимали у них земли, должников отдавали в рабство, а продажные судьи выносили решения в пользу богатых израильтян. Проблеме угнетения слабых много внимания уделял пророк Амос, который был нелицемерным обличителем израильской знати (II, 6, 8; III, 10; V, 11; VIII, 6);
2) Возникает формальное отношение к религии. В святилищах каждый день приносятся обильные жертвы, но оставляется суть закона – добро и справедливость (Ам. V);
3) Вновь проявляются элементы ваализма, отражение чего мы находим в книге пророка Осии (II, 8, 13, 17).
Таким образом, Израиль только внешне обратился к Господу, однако на деле творилось беззаконие. Именно поэтому пророки Амос и Осия предрекли, что славному дому Иеровоама придет конец, а вскоре и все Северное царство будет уничтожено.
Амасия Иудейский (4 Цар. XIV, 1-20; 2 Пар. XXV).
Амасия воцарился над Иудеей в возрасте 25 лет и, подобно своему отцу, первые годы своего правления вел себя благочестиво. Он казнил убийц своего отца, а затем начал борьбу с идолопоклонством. Он почитал закон Моисеев, однако священный автор упрекает его за то, что он не отменил высоты.
Для войны против Эдома Амасия собирает 300 000 человек, однако этой армии ему кажется мало и он, вместо того чтобы возложить упование на Господа, решает нанять еще 100 000 израильтян. Однако анонимный пророк возвещает, что не следует полагаться на помощь израильтян, так как Господь не благоволит к ним, а нужно надеяться на Бога. Амасия по совету пророка отпускает наемников, и разъяренные воины грабят иудейские города.
Амасия успешно ведет войну против Эдома, захватывает столицу Селу, однако затем совершает просто безумный поступок: привозит в Иудею идумейских идолов и начинает им поклоняться. Посланный от Бога анонимный пророк обличает Амасию не только в идолопоклонстве, но и в безрассудстве: как же он почитает тех богов, которые не смогли помочь своему народу (поражение в войне рассматривалось как поражение богов). Но Амасия не внимает этому обличению, а самому пророку угрожает казнью. Так как Амасия не послушался пророка, не образумился, но продолжал упорствовать в своем нечестии, то Господь наказал его через Израильского царя Иоаса.
И вот, Амасия после многих десятилетий мира между израильским и иудейским государствами совершает еще одну глупость, которая стала для него роковой: он объявляет войну Иоасу. Главной причиной или мотивом этой войны явилась самоуверенность Амасии, который возгордился после своей победы над Эдомом и захотел померяться силами с более мощным соперником. Возможно также, что Амасия хотел отомстить за тот ущерб, который причинили Иудее израильские наемники. Главное, что в этой войне не было никакой необходимости: если в первые десятилетия после разделения царства израильские цари стремились «отодвинуть» границу от Иерусалима и Господь оказывал им помощь, то здесь Господь покровительствует Израилю и дарует ему победу. Кроме того, как свидетельствует книга Паралипоменон, Иудея была наказана этой войной за идолопоклонство.
Иоас Израильский сначала пытается вразумить Амасию посредством притчи, которую он сам же и придумал, и предрекает, что Иудея падет как истоптанный терн. Но Амасия отказывается уступить и потому Иоас ведет свое войско на юг, однако выбирает обходной путь через город Вефсамис. Из истории Израиля этот город известен тем, что здесь некоторое время пребывал ковчег Божий. Здесь происходит битва, в результате которой иудейские войска терпят поражение, а сам Амасия попадает в плен. После этого Иоас без препятствий входит в Иерусалим (об осаде Иерусалима не говорится; возможно, Иоас использовал Амасию в качестве заложника). Здесь Иоас разрушает часть внешней стены, также захватывает сокровища царского дворца и храма (однако если учесть, что отец Амасии отдал все сокровища сирийскому царю Азаилу, то вряд ли добыча Иоаса была огромной). В итоге Иудея временно попадает под власть Израиля, Иерусалиму нанесен серьезный ущерб, а сам Амасия и с ним несколько иудейских князей находятся в качестве заложников в Самарии до смерти Иоаса.
В это время иудеи избирают своим царем Азарию (Озию), а когда Амасия возвращается в Иерусалим, то народ уже не принимает его; вскоре за этим Иоаса убивают заговорщики.