Страдания израиля (24:15-22).

15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – 16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; 18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. 19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! 20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, 21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. 22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

Евангелие описывает как бы известные исторические события, вплоть до некоторых деталей, и влагает их в пророчество Иисуса Христа о «великой скорби», которая обрушится на Израиль, когда «претерпевший до конца спасется» (Мф 24:14). Создается впечатление, что Иисус предсказывает некоторые из ужасов осады и падения Иерусалима в 70 году РХ. Он предупреждает людей, чтобы они при первых признаках этого бедствия не искали убежища в укрепленном городе Иерусалиме, но бежали вон из города, в горы, даже не позаботившись об одежде и о своем имуществе. Отсюда опасение стиха 20, что бегство может произойти зимой с ее холодом и разлившимися речками, или в субботу с ее запретами. Люди же, надо заметить, сделали как раз наоборот: они устремились из окрестностей в Иерусалим и наводнили его, уповая на защиту стен, но, главным образом, на помощь Божию. Тщетные упования. Именно в Иерусалиме их постигла смерть, о которой даже и подумать страшно.

Возможно, евангелист Матфей, для которого события истребления Иерусалима и бедствий для всех иудеев были уже в прошлом, отражает их в речи Иисуса, в которой эти события предсказываются как будущие. Вопрос этот спорный.

В пророческой речи Иисуса присутствуют также традиционные ветхозаветные образы, мотивы и даже обороты речи. Так, например, слова «будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» напоминают некоторые ветхозаветные пророчества:

«Да трепещут все жители земли,

ибо наступает день Господень, ибо он близок –

День тьмы и мрака,

день облачный и туманный…,

Какого не бывало от века

И после того не будет

в роды родов» (Иоиль, 2:1-2);

«И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» (Дан 12,1).

И всем этим ужасам будет предшествовать нечто странное: «Увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет». И «читающий» Евангелие от Матфея, надо думать, разумел, о чем идет речь.

Выражение «мерзость запустения» заимствовано из книги пророка Даниила (Дан 9:27; 11:31; 12:11). Привычное нам выражение в оригинале буквально значит «ужасающее осквернение». Возникла же эта фраза в связи с событиями 167 года до РХ, когда при сирийском царе династии Селевкидов Антиохе IV Епифане вспыхнуло восстание иудеев, так называемые Маккавейские войны. Этот наследник Александра Великого пытался уничтожить иудейскую религию и ввести греческий образ жизни и религии. Антиох осквернил Иерусалимский Храм, принеся в жертву свинью на большом жертвеннике и устроив публичные дома в священных дворах Храма. Он поставил в Святая Святых Храма статую Зевса в собственном обличье и повелел иудеям поклоняться этому идолу. Тогда-то и вспыхнуло восстание. Вот что об этом написано в Первой книге Маккавеев: «В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на Жертвеннике мерзость запустения, и в городах иудейских вокруг построили жертвенники, и перед дверями домов и на улицах совершали курения, и Книги Закона, какие находили, разрывали и сожигали огнём; у кого находили Книгу Завета и кто держался Закона – того, по повелению Царя, предавали смерти» (1 Макк 1:54-57).

Иисус предсказывает, что это может повториться снова, и что Святая Святых будет снова осквернено, как это уже однажды было. Как мы знаем, все произошло намного хуже. В 70 году РХ римляне не осквернили Храм. Нет, они просто стерли его с лица земли, как и весь Иерусалим. Так что пророчество о «мерзости запустения» не сбылось буквально. Правда, еще до опустошения Иерусалима римлянами в 70 году «мерзость зпустения» едва не постигла Иерусалимский Храм уже во второй раз после сирийского царя Антиоха Епифана. И это было на памяти всех первых читателей Евангелия от Матфея. Они «разумели», что в 40 г. РХ безумный император Гай Цезарь Калигула, утверждавший, что он – бог, повелел установить себе жертвенники и статуи по всей империи. Услышав о существовании в далеком Иерусалиме Храма, в котором вообще нет никаких идолов, он задумал установить в Святом месте свою собственную статую. Его советники уговаривали его не делать этого, потому что они понимали, что это неизбежно приведет к кровопролитной гражданской войне в Иудее. Калигула же был упрям и стоял на своем. К счастью, он не успел осуществить свой план осквернения Храма, так как в 41 г. был убит. Так что и в этом случае предсказание не сбылось буквально. Как же нам его понимать в рамках нашего Евангелия?

Итак, первоначально «мерзостью запустения» называли языческий жертвенник и статую, который Антиох повелел установить в Иерусалимском Храме. Поэтому в Евангелии это выражение тоже могло подразумевать осквернение Храма. Однако, – и здесь надо быть внимательным, – для Евангелиста эта «мерзость запустения» была не чем-то безличным, не жертвенником и не статуей, но некоей личностью. В переводе на русский язык это не заметно. Но в оригинале слово «мерзость», которое по-гречески являетсясуществительнымсреднего рода, Матфей использует так, как если бы оно было именем существительным мужского рода. То есть Евангелист говорит здесь не о статуе, а о личности!

О какой же личности может идти речь? Эту личность, которая явится перед Концом принято называть Антихристом. Сейчас он пока неведом и не поддаётся определению. Но он придет и станет узурпатором, то есть займёт в жизни мира не принадлежащее ему место, станет «на святом месте».Вот уже не первое столетие иудеи ждали не только Мессию-Спасителя, но также появления какой-то силы, которая была бы воплощением зла и вобрала бы в себя все, что против Бога. Во Втором послании к Фессалоникийцам эта личная сила называется «человек греха, сын погибели». «В Храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фесс 2:3-4). Иоанн Богослов в Откровении отождествляет эту силу с обожествленной властью Рима, воплощенной в императоре. В словах Иисуса Христа в Евангелии эти ожидания и представления о «мерзости запустения», об Антихристе используются для символического описания грядущих бедствий.

Что касается предсказания самих бедствий, то для Иудеи они случились, как было сказано выше, в 70 г., когда Иерусалим окончательно пал пред осаждавшими его армиями Тита, будущего римского императора. Ужасы этой осады представляют собой одну из самых мрачных страниц мировой истории. Историк Иосиф Флавий, сам переживший осаду, описывает эти ужасы в своей книге «Иудейская война». Он сообщает, что 97.000 человек были взяты в плен и в рабство, а миллион сто тысяч человек умерли и погибли от голода и меча:

«Раз отнята была возможность бегства из города, то и всякий путь спасения был отрезан иудеям. А голод меж тем, становясь с каждым днем все более сильным, похищал у народа целые дома и семейства. Крыши были покрыты изнеможенными женщинами и детьми, а улицы — мертвыми стариками. Мальчики и юноши, болез­ненно-раздутые, блуждали, как призраки, на площадях города и па­дали на землю там, где их застигала голодная смерть. Хоронить близ­ких мертвецов ослабленные не имели больше сил. … Никто не плакал, никто не стенал над этим бедствием: голод умертвил всякую чувствитель­ность. С высохшими глазами и широко-раскрытыми ртами смотрели мед­ленно угасавшие на тех, которые до них обретали покой. Глубокая ти­шина, как страшная могильная ночь, надвинулась над городом»[130].

Итак, пророчество Иисуса о предстоящих Иерусалиму ужасных временах, сбылось сполна. Он предупреждал о необходимости срочного бегства: «находящиеся в Иудее да бегут в горы». Этот призыв бежать в горы и предостережение не возвращаться в дом даже за самым необходимым, как указывают, напоминает ветхозаветного Лота, которому было велено бежать из Содома, и его жену, которая «оглянулась»: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. … Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (Быт 12:17.26). Иерусалим же постигнет участь древнего Содома.

Но люди не бежали из города. Напротив, они собрались в город со всех окрестностей. И собравшиеся умирали сотнями тысяч. Мало кому удалось бежать из Иерусалима «в горы». Лишь некоторым иерусалимским христианам еще в 68 году удалось бежать в Пеллу, древний город, расположенный у подножия гор. Там несколько поколений первых христиан могли существовать в относительной безопасности.

Да, судьба Израиля была ужасной. Но милость Божия не позволит быть уничтоженным всему народу Божию. «Если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни».

О том, как должны себя вести верующие ввиду приближающихся бедствий, которые так или иначе, рано или поздно наступят, говорит следующий небольшой отрывок о трезвом здравомыслии учеников Иисуса Христа.

Наши рекомендации