Естественно-правовая теория происхождения права
Представители: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Гроций, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Е.Н. Трубецкой.
Содержание:Теория получила широкое распространение в Новое время, одновременно с договорной теорией происхождения государства. Зачатки же естественноправовой теории возникли еще в античном мире (в римском праве).
Сторонники этой теории полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Среди них – право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других, и, следовательно, утверждала эта теория, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменимых прав человека) – это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В XVII – XVIII вв. теория естественного права явилась идеологическим обоснованием революционных акций буржуазии, рвущейся к власти. Опираясь на естественные, основные права человека (свобода, равенство, собственность), идеологи буржуазии подвергли сокрушительной критике действующее в то время право, защищавшее сословные привилегии, абсолютистские монархии, все то, что мешало становлению нового буржуазного строя.
Психологическая теория происхождения права
Представители: Л. И. Петражицкий, 3. Фрейд, Г. Тард.
Содержание:Л. И. Петражицкий в книге «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» определяетправо как явление индивидуальной психики. Сравнивая право с нравственностью, он считал, что нравственность обладает чисто императивным характером, а характер права - императивно-атрибутивный. Императивность Л. И. Петражицким понималась как индивидуально-личностное сознание долга и обязанности, а атрибутивность — это сознание своего права, выступающее вовне как притязание. Таким образом, основные причины возникновения права лежат не в окружающей их экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в "импульсах" и в эмоциях, которые играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании права.
Марксистско-ленинская теорияпроисхождения права
Представители: Ф. Энгельс, К. Маркс, В. И. Ленин
Содержание:Согласно даннойтеории право возникает одновременно с возникновением частной собственности, разделением общества на классы и государством. Его задачей было закрепление классового неравенства. Поэтому важнейшими функциями права признавалась принудительная, репрессивная, карательная функции. Для реализации данных функций право нуждается в специальном аппарате, способном принудить к исполнению норм права. Таким аппаратом является государство. Таким образом, право неразрывно связано с государством.
Примирительная теория
Представители: Г. Берман, Э. Аннерс.
Содержание: Причиной зарождения права стала необходимость упорядочения отношений между родами. В условиях нараставших противоречий между племенами, состоявшими из родовых объединений, было жизненно необходимо сохранять внутриплеменной мир. Право призвано было урегулировать внутриплеменные отношения мирным путем, что делало все племя более сплоченным и боеспособным на случай столкновения с другими племенами. Правовые нормы сформировались из примирительного права, первоосновой которого были договоры о примирении, заключаемые народными собраниями и советами старейшин. По мере формирования государственных институтов, примирительное право нашло закрепление в законодательстве, гарантированном возможностью государственного принуждения.
Историческая теория
Представители: Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухту.
Содержание: Право (и частное, и публичное) возникает спонтанно, вырастает из национального духа и народного сознания. Содержание права и его характер формируется в самый ранний период истории народа. Таким образом, право является проявлением особенностей национального характера того или иного народа и не обладает универсальным характером. В связи с этим задача юристов состоит не в том, чтобы создавать законы, а в том, чтобы облекать в юридическую форму то, что существует в народном духе. Право не может быть выражено абстрактными принципами, носящими всеобщий характер. Его институты можно изучать в контексте конкретного времени и места.
ЛИТЕРАТУРА:
Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
Багдасарян Л.А. Теория возникновения государства // История государства и права. 2004. № 5. С.
Глушаченко С.Б. Право как элемент общечеловеческой культуры // История государства и права. 2003. № 6.
Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть. Избр. произв. М., 1964.
Зарицкий А. Теория насилия происхождения государства Л. Гумпловича и К. Каутского (критический анализ в исторической ретроспективе) // Закон и право. 2003. № 8.
Зивс С.Л. История права. М., 1982.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М. 2009.
Косарев А. И. От доклассовых обществ к раннеклассовым. М., 1987.
Ломакина И.Б. Обычно-правовые аспекты в генетике права // Правоведение. 2004. № 4.
Першиц А. Н., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1990.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М. 1989.
Фролов С.Н. Теологическая (божественная) концепция происхождения права: правильно ли мы ее понимаем? // История государства и права. 2006. № 12.