Порядок заключения, изменения и расторжения международных договоров.
Основным международным НПА, регулирующим статус международных договоров, является ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1969 года «О международных договорах». Она регулирует статус международных договоров, заключаемых только государствами.
В 1986 году был подготовлен текст Конвенции «О международных договорах, заключаемых международными организациями», однако эта конвенция получила незначительное число ратификаций (большинство государств не приняли обязательств по этой конвенции).
Под международным договором понимается письменный документ, подписанный и утвержденный в установленном законом порядке компетентными представителями двух и более государств или иных субъектов международного права, содержащий принимаемые на себя сторонами договора международно-правовые обязательства.
Международные договоры могут состоять из одного документа или нескольких и иметь различные наименования. Например, конвенция, соглашение, пакт, трактат. Договор – это видовое понятие. У договора может и вовсе не быть названия. Он может называться декларация. Если там есть международные обязательства стран, то это договор как видовое понятие. Пример, когда договор не имеет названия, - это обмен телеграммами или письмами об установлении дипломатических отношений.
Международные договоры подразделяются на двусторонние, многосторонние и универсальные.
К универсальным относятся договоры, содержание которых позволяет участвовать в них всем государствам мира.
Для участия в многостороннем договоре необходимо получить согласие всех остальных участников.
Выделяют следующие стадии заключения МД:
1) подготовка и принятие текста договора
2) выражение согласия на обязательность договора
3) регистрация и публикация договоров
Подготовка и принятие текста договора.
Подготовка текста договора может осуществляться в ходе переговоров на международных конференциях и в рамках международных организаций. Обычно без доверенности в силу занимаемого положения такие переговоры вправе вести: глава государства, глава правительства, министр иностранных дел (ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ), послы и представители соответствующего государства на конференции или в государстве пребывания (ТОЛЬКО С ГОСУДАРСТВОМ, ГДЕ НАХОДИТСЯ ПОСОЛ), а также министры по вопросам, входящим в их компетенцию.
Формами принятия текста договора и установления его аутентичности могут быть подписание, условное подписание и парафирование (в конце каждой страницы договора официальные лица ставят свои инициалы). В рамках международных конференций и организаций текст договора может приниматься путем голосования в соответствии с правилами данной организации или конференций.
Применительно к международным конференциям, если их правилами процедуры не установлено иное, текст договора принимается большинством в 2/3 голосов. Кроме того, на международных конференциях и в международных организациях, текст договора может быть принят путем согласования позиций участников без формального голосования при отсутствии возражений со стороны всех участников. Такая форма принятия договора именуется консенсусом. Консенсус – это не когда все за, а когда никто не против.
Порядок вступления в силу.
Согласие на обязательность договора выражается в следующих основных формах: подписание, ратификация и присоединение.
Круг лиц, имеющих право подписать МД, определяется законодательством соответствующего государства. В соответствии с Конвенцией 1969 года такое право в силу занимаемого положения имеют глава государства, глава правительства и министр иностранных дел.
Ратификация – это одобрение МД высшими законодательными органами власти данного государства. Органы, осуществляющие ратификацию и круг договоров, подлежащих ратификации, определяются национальным законодательством. Обычно это парламент.
При присоединениив зависимости от характера договора он должен быть либо только подписан компетентным лицом, либо также подлежать ратификации.
Ратификация – акцессорный способ. Подписание – обязательный элемент вступления в силу. Основная масса МД принимаются путем подписания. Ратификация – это не просто одобрение законодательной властью. МД – это НПА, а подписывает договор исполнительная власть. Естественно, что при принятии МД по меньшей мере нужно одобрение ВЫСШИМ законодательным органом. Поэтому ратификация в какой-то мере является формой контроля законодательной власти за исполнительной.
При заключении многосторонних и универсальных договоров, государства вправе сделать оговорку. То есть изложить то или иное положение договора в желательной для себя редакции. При этом оговорка не должна противоречить основному содержанию договора. В многосторонних договорах оговорка должна быть принята всеми иными участниками договора. В универсальных договорах оговорка считается принятой теми государствами, которые не заявят своих возражений против оговорки. При наличии возражений спорное положение не действует между этими государствами, ни в редакции текста договора, ни в редакции оговорки.
Количество оговорок не ограничено.
В многосторонних договорах действие оговорки связано с согласием всех участников. В универсальных договорах оговорки практически невозможны. Поэтому конвенция 1969 года предусмотрела такую фичу: государство посылает всем государствам оговорку, а если эти страны возражений не поступило, то оговорка считается принятой по умолчанию. Если одно из государств возразило, то между инициатором оговорки и этим государством отношение, регулируемое оговоркой, не урегулируется.
Двусторонние договоры по общему правилу вступают в силу либо в момент, указанный в самом договоре, либо в момент обмена ратификационными грамотами, если договор нуждается в ратификации или подписании. Многосторонний договор вступает в силу либо в момент, указанный в самом договоре, либо после его ратификации всеми участниками договора.
Порядок вступления в силу универсальных договоров определяется в самом договоре. Обычно, в договоре устанавливается минимальное число ратификаций, необходимое для вступления договора в силу.
При подготовке универсального или многостороннего договора государства-участники могут определить депозитария. Депозитарием может быть государство, международная организация или должностное лицо международной организации, которое хранит оригинальный текст международного договора, выдает его заверенные копии и принимает ратификационные грамоты, а также заявления о выходе из договора от государств-участников. Применительно к универсальным договорам функции депозитария часто исполняет Генсек ООН.