Общие рекомендации к подготовке к семинарским занятиям

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

(учебно-методическое пособие)

Часть II

Ростов-на-Дону

Стетюха М.П.

Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Часть II. Ростов-на-Дону, 2012. – 46 с.

Ответственный редактор докт. юрид. наук В.Я. Любашиц

Рецензенты канд. юрид. наук Е.А. Казачанская

канд. юрид. наук А.В. Серегин

Печатается в соответствии с решением кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ЮФУ, протокол № 2 от 29.10. 2012 г.

Настоящее учебно-методическое пособие рассчитано на студентов юридических факультетов, обучающихся по балльно-рейтинговой системе оценке знаний. Помимо общих методических рекомендаций к подготовке к семинарским занятиям, учебно-методическое пособие содержит задания текущего контроля и примерные задания рубежного контроля различной степени сложности, что позволяет проверить уровень усвоения пройденного материала по дисциплине «Теория государства и права».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ….

1 Общие методические рекомендации к подготовке к семинарским занятиям

2 Методические разъяснения к работе с заданиями учебных модулей

3 Работа с модулями

Модуль 4. Общая теория права

Модуль 5. Нормы права и правовые отношения

ВВЕДЕНИЕ

Теория государства и права признана базовой дисциплиной и занимает центральное место в системе юридических наук. Рассматривая наиболее общие, основные закономерности возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений, выявляя и анализируя факторы, которые оказывают влияние на государственно-правовую действительность, общая теория государства и права тем самым предоставляет теоретические знания, фундаментальные основы государства и права, что позволяет усвоить положения отраслевых, межотраслевых, специальных и прикладных наук.

Дисциплина «Теория государства и права» охватывает достаточно широкий круг вопросов о государстве и праве. Основные вопросы дисциплины рассматриваются в рамках лекционных и семинарских (практических) занятий. Некоторые знания студенту предстоит получить самостоятельно. Настоящее учебно-методическое пособие может использоваться в подготовке к семинарским занятиям и при выполнении иных заданий текущего и рубежного контроля.

Структурно настоящее учебно-методическое пособие состоит из трех частей, из которых две содержат методические разъяснения к подготовке к семинарским занятиям и к работе с заданиями учебных модулей дисциплины «Теории государства и права», остальные - раскрывают учебные модули. Каждый модуль включает в себя вопросы модуля, темы и планы (вопросы) семинарских занятий в рамках модуля, задания текущего контроля к каждой теме семинарского занятия, примерные задания рубежного контроля после каждого модуля, а также список литературы, который рекомендуется использовать для выполнения заданий текущего и рубежного контроля. Перечень учебной и научной литературы дополняет имеющийся в учебной программе дисциплины «Теория государства и права».

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинарское занятие как форма обучения имеет целью обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям юридической науки. На семинарах решаются следующие задачи: во-первых, развивается творческое профессиональное мышление; во-вторых, познавательная мотивация; в-третьих, профессиональное использование знаний в процессе обучения: овладения языком юридической науки; формирование навыков оперирования формулировками, понятиями и определениями юридической науки. К числу частных задач семинарских занятий по дисциплине «Теория государства и права» можно отнести повторение и закрепление знаний о государстве и праве, контроль знаний, и общение студентов и преподавателя.

Одна из тем, которую предстоит изучить студенту, посвящается источникам (формам) права (Модуль 5; тема 5.1). На примере данной темы предлагаются следующие общие и частные рекомендации к подготовке к семинарскому занятию.

Подготовка к семинарскому занятию должна начинаться с ознакомления с вопросами, которые предстоит осветить в ходе учебного занятия. При этом студент должен обратить внимание на структуру (перечень вопросов) семинарского занятия.

При подготовке к семинарскому занятию по теме 5.1 «Формы (источники) права», следует раскрыть шесть вопросов.

Вопрос № 1 Понятие источника и формы права.

Вопрос № 2 Формы права. Правовой обычай. Правовой прецедент (судебный и административный). Нормативный договор. Нормативно-правовой акт.

Вопрос № 3 Нормативные акты: понятие, классификация.

Вопрос № 4 Закон и его верховенство в системе нормативных актов. Конституция как Основной закон государства, ее прямое действие. Виды законов.

Вопрос № 5 Подзаконные нормативные акты и их виды.

Вопрос № 6 Действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Прежде чем отвечать на поставленные вопросы семинарского занятия студенту следует в общем виде ознакомиться с темой модуля. Эта тема освещается практически во всех учебниках и учебных пособиях по теории государства и права. Для более углубленного изучения темы, а также с целью подготовки полного ответа на вопросы семинарского занятия, рекомендуется использовать не один, а несколько учебников и учебных пособий, научную литературу. Это дает возможность найти ответы на все основные вопросы, которые предложены для рассмотрения в рамках семинарских занятий по программе дисциплины «Теория государств и права».

Согласно рабочей программе дисциплины «Теория государства и права» в рамках этой темы необходимо разобрать несколько блоков вопросов.

В рамках первого блока необходимо дать понятие формы права и источника права. Далее студенту следует ознакомиться с классификациями источников права. В частности, в учебной и научной литературе выделяются следующие классификации источников права: первичные и вторичные источники права; социальные и юридические, основные и вспомогательные, традиционные и нетрадиционные источники права.

Второй блок вопросов посвящен характеристике нормативно-правового акта. Здесь следует дать определение понятию «нормативно-правовой акт». Далее охарактеризовать закон как вид нормативно-правового акта. Характеризуя подзаконные нормативные акты, студенту следует акцентировать внимание на их особенностях и отличиях от законов. После необходимо уяснить особенности локальных нормативных актов. Анализируя нормативно-правовые акты как источники права, студенту следует ознакомиться с вопросами их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Третий блок вопросов посвящен характеристике нормативных актов общественных организаций, объединений.

Четвертый блок вопрос включает анализ правового (юридического) прецедента как источника права. Следует четко различать судебные и административные прецеденты.

Пятый блок вопросов посвящен такому источнику права как обычай. Студенту следует уяснить, в чем отличие делового обычая и делового обыкновения. Затем перейти к анализу правового обычая, условиях его действия.

Шестой блок вопросов затрагивает характеристику нормативного договора.

После общего ознакомления с темой семинарского занятия, студенту следует ответить на поставленные вопросы. Рекомендуется четко следовать данной структуре. Необходимо освещать только тот вопрос, который задан в самой формулировке вопроса семинарского занятия. Иная информация, которая не касается ответа на конкретный вопрос, но относится к исследуемой в рамках семинарского занятия теме, может быть использована студентом в качестве дополнения, что также оценивается преподавателем.

Наши рекомендации