Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

История Отечества» (IX – начало XXI вв.) студентам КемГМА

Дневной формы обучения

по специальностям:

лечебное дело (060101); педиатрия (060103); стоматология (060201)

Составители:

М.В. Казьмина,

М.Н. Мякишев,

В.В. Асауляк

Кемерово 2015

УДК 94 (47) (075.32)

Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании кафедры истории и психологии…26 сентября 2014 г. протокол № 2

Рецензенты:

Ермоленко Л.Н.– доктор исторических наук, профессор кафедры археологии ФИиМО ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Макарчук С. В. - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории ФИиМО ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

Казьмина М. В., д.и.н., Мякишев М.Н., к.и.н., Асауляк В.В. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории Отечества (IX – начало XXI вв.) студентам КемГМА дневной формы обучения по специальностям: «Лечебное дело» (060101); «Педиатрия» (060103); «Стоматология» (060201)[Текст]. - Кемерово, 2015. - 54 с.

Методические указания и планы семинарских занятий предназначены для организации самостоятельной работы студентов и подготовки их к аудиторным занятиям по дисциплине «История Отечества». Планы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и ориентированы на реализацию компетентностного подхода в обучении. Они содержат перечень тем и вопросов занятий, рекомендации по самостоятельной работе, список литературы и интернет ресурсов, тематику рефератов.

Пособие предназначено для студентов 1-го курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Кемеровской государственной медицинской академии.

©М.В. Казьмина, М.Н. Мякишев, В.В. Асауляк, 2015

ВВЕДЕНИЕ

Планы семинарских занятий по истории Отечества составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.

Предмет дисциплины- отечественная история с древнейших времен до начала XXI в.

Структурнокурспостроен на основе проблемно-хронологичес­кого принципа. Отражены важнейшие периоды развития российской истории: древнейший и средневековье; новое и новейшее время.

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях истории России.

Задачи дисциплины:

- подготовка студентов к личностному выбору своих мировоззренческих позиций и развитию творческих способностей;

- углубление и систематизация исторических знаний;

- формирование аналитического мышления;

- обучение студентов самостоятельности и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- сущность, формы и функции исторического знания;

- методы и источники изучения отечественной истории;

- периодизацию отечественной истории;

- современные концепции развития мирового исторического процесса, возникновения и развития цивилизаций;

- общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности;

- историю политических институтов российского общества;

- важнейшие события и явления; имена исторических деятелей, определивших ход отечественной истории;

- особенности экономического, социального и политического развития страны;

- программы преобразований страны на разных этапах развития, имена реформаторов.

Уметь:

- анализировать исторические факты, документы на основе научной методологии;

- выражать и обосновывать, опираясь на исторические документы, свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России;

- систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы.

Владеть:

- навыками научно-исследовательской работы;

- навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой;

- навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников;

- навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов;

- способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике.

Курс «История отечества» на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах рассчитан на 72 часа аудиторных занятий: лекции - 24 ч.; семинарские занятия - 48 ч. Итоговый контроль курса - зачет.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Результатом освоения дисциплины «История Отечества» должно стать формирование у студентов компетенций, обозначенных в рабочей программе по конкретной специальности.

Семинарские занятия – одна из форм учебного процесса, в рамках которой рассматриваются наиболее значимые и сложные вопросы. Их изучение позволяет лучше понять закономерности исторического процесса. Для освоения дисциплины студентам необходимо тщательно готовится к каждому семинару.

Подготовку к семинарскому занятию логично вести в следующей последовательности:

1. Ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами рефератов.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия.

3. Использовать учебники и учебные пособия, рекомендованные к курсу в качестве основной литературы. Затем следует ознакомиться с дополнительной литературой по теме и источниками.

4. На основе изученных материалов необходимо подготовить конспект, оформив соответствующие записи в тетради. При составлении конспекта нужно фиксировать наиболее важные положения источника, приводить необходимые рассуждения и доказательства. На полях полезно делать собственные замечания и размышления.

5. К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы рефератов. Подготовку к ним следует начинать с составления плана, подбора материала. Продуктивно использовать разнообразную литературу: монографии, статьи в исторических журналах («Вопросы истории», «Российская история» и др.), а также в центральных и местных периодических изданиях и сети Интернет.

6. Защита реферата предполагает устное выступление на семинаре (7-10 минут) с изложением основных положений работы и выводов.

7. В целях активизации внимания аудитории студентам рекомендуется использовать средства визуализации:

а) иллюстрации;

б) презентации и т.п.

8. На семинарских занятиях студент должен:

а) принимать активное участие в обсуждении предложенных вопросов;

б) внимательно слушать выступления коллег;

в) уметь корректно отстаивать собственную точку зрения;

г) участвовать в дискуссиях по предлагаемым темам.

Тема 1. Введение. Теория исторического процесса (1 час)

План семинара

1. История России как наука. Предмет и объект истории. Источники отечественной истории.

2. Основные общеисторические методы и подходы в изучении истории.

3. Отечественная историография. Крупнейшие российские исто­рики и их вклад в развитие исторической науки.

4. Факторы, повлиявшие на особенности исторического развития России. Основные функции истории.

По первому вопросу сформулировать ряд положений:

Ø Определение истории как науки;

Ø Цель исторической науки (целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик);

Ø Предмет (исторический процесс, т.е. общественное развитие в его конкретно-историческом проявлении) и объект истории (деятельность людей);

Ø Исторические источники (вещественные, письменные, изобразительные, фонические).

По второму вопросу уяснить:

Ø Понятие метода как способа изучения и познания предмета данной науки;

Ø Методологии, как учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;

Ø Основные общеисторические методы (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный);

Ø Методы исторического познания (идеографический, ретроспективный, синхронный);

Ø Основные подходы к изучению истории (субъективистский, объективно-идеалистический, формационный, цивилизационный).

По третьему вопросу:

Ø Определение историографии;

Ø Выдающиеся историки России (С.М. Соловьев, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, С.Ф. Платонов и др.). Их вклад в изучение отечественной истории. Особенности советской историографии.

Ø

По четвертому вопросу:

Ø Факторы, повлиявшие на особенности исторического развития России:

o природно-климатический;

o геополитический;

o конфессиональный;

o социальной организации.

Ø Функции истории:

o воспитательная;

o прогностическая;

o познавательная;

o социальной памяти;

o практически-рекомендательная.

Темы рефератов:

1. В.О. Ключевский, как выдающийся историк России.

2. Научная деятельность Н.М. Карамзина.

3. Н. И. Костомаров и его видение истории.

4. Особенности русского характера.

Литература (основная):

1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Предисловие. Введение.

2. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. – Введение.

Литература (дополнительная):

1. Гуськов А.Г. Тихонов В.В. II Всероссийская научно-практическая школа-конференция молодых ученых «История России с древнейших времен до XXI в.: проблемы, дискуссии, новые взгляды»/ Российская история. 2013. № 6.

2. Медушевский А.Н. История как наука и профессия: журнал «Российская история» за пять лет (2007-2012) /Российская история. 2012 - №4.

3. Поляков Ю.А., Щербань Н.В. История и политика: суждения В.О. Ключевского /Российская история. 2013 - №2.

4. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

5. Карамзин Н.М. История государства Российского/ Н.М. Карамзин - любое издание.

6. Ключевский В.О. Курс русской истории/В.О. Ключевский - любое издание.

7. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей /Н.И. Костомаров - Любое издание.

8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен/С.М. Соловьев - М., 1988.

Тема 2. Восточные славяне в древности (1 час)

План семинара

1. Этногенез славян.

2. Восточные славяне: общественный строй, хозяйство, быт, верования, отношения с соседями.

По первому вопросу:

Ø Современные научные представления о происхождении славян. Данные археологов, лингвистов, историков древности о славянах;

Ø Великое переселение народов.

Ø Выделение ветви восточных славян.

По второму вопросу:

Ø Территория проживания восточных славян. Природно-климатический фактор и его роль в жизни славян;

Ø Общественный строй славян. Эволюция общественного устройства (родовая и соседская община; племена и союзы племен);

Ø Складывание ранних политический образований (Киев, Новгород);

Ø Вечевая демократия;

Ø Хозяйство и быт восточных славян;

Ø Языческие верования;

Ø Отношения с соседями (Византия, Хазарский каганат, Арабский халифат). Кочевники и Древняя Русь;

Ø Варяги и Русь.

Темы рефератов:

1. Языческие верования восточных славян.

2. Вече в Древней Руси.

3. Праздники восточных славян.

Литература (основная):

1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел I, глава 1.

2. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. – Главы 1, 2.

3. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – 768 с. Раздел I, глава 1.

Литература (дополнительная):

1. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.

2. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М., 2003.

3. Карамзин Н.М. История государства Российского/Н.М. Карамзин - любое издание.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории/В.О. Ключевский - любое издание.

5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей /Н.И. Костомаров - Любое издание.

6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988.

Тема 3. Древнерусское государство: этапы становления и развития (1 занятие -2 часа)

План семинара

1. Причины образования Древнерусского государства.

2. Основные этапы развития. Киевские князья.

3. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.

По первому вопросу:

Ø Обосновать хронологические рамки существования Древнерусского государства (конец IX в.-первая треть XII в.);

Ø Сформулировать комплекс причин, приведших к возникновению государства:

o географический фактор и влияние пути из «варяг в греки»;

o уровень социально-экономического, политического и культурного развития союзов племен, вошедших в состав государства;

o значение внешнеполитического фактора;

o роль варягов в этом процессе.

Ø Охарактеризовать норманнскую и антинорманскую теории возникновения Древнерусского государства;

По второму вопросу:

Ø Выделить основные этапы в становлении и развитии Древнерусского государства:

o начальный этап (конец IX - вторая половина Х в.). Становление государственности. Кризисные процессы и их преодоление;

o период расцвета Киевской Руси (конец Х - середина XI в.). Достижения в экономическом, политическом и культурном плане. Значение принятия христианства. «Русская правда» - первый, из дошедших до нас, письменный закон Древней Руси;

o завершающий этап (середина XI - начало (т.з. первая треть) XII в.).

Ø Дать характеристику князьям Древнерусского государства, обратив особое внимание на историческую роль

o Олега;

o Игоря;

o Ольги;

o Владимира Святого;

o Ярослава Мудрого;

o Владимира Мономаха и Мстислава Великого.

По третьему вопросу:

Ø Дать определение понятия «раннефеодальная монархия»;

Ø Выявить истоки становления раннефеодальной монархии в Киевской Руси;

Ø Раскрыть систему государственного устройства;

Ø Охарактеризовать социальный строй (князья, бояре, дружинники, крестьяне, холопы и т.д.);

Ø Показать уровень экономического развития Древней Руси;

Ø Подвести итоги по теме, подчеркнув историческое значение существования Древнерусского государства.

Темы рефератов:

1. Владимир Святой и его роль в принятии христианства.

2. Культура Киевской Руси.

3. Княгиня Ольга.

4. Святослав: «Иду на Вы!».

5. «Русская правда» как источник по истории Киевской Руси.

Литература (основная):

1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел I, глава 1.

2. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – 768 с. Раздел I, главы 2, 3, 4.

3. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. – Главы 2, 3.

Литература (дополнительная):

1. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.

2. Кондратова Г.А. Династия Рюриковичей: философско-исторический анализ//Вопросы истории. 2014. – №1.

3. Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. – 1263 г. – М., 2005.

4. Поляков А.Н. Киевская Русь как цивилизация. – Оренбург, 2010.

5. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М., 2003.

6. Сахаров А.Н. 860 год в истории России//Вопросы истории. – 2012. – №7.

Тема 4. Русские земли и княжества во второй трети XII-первой половине XIII в. (1 занятие– 2 часа)

План семинара

1. Феодальная раздробленность на территории русских земель: причины, основные центры, последствия.

2. Монголо-татарское нашествие и его влияние на Русь.

3. Борьба Руси против экспансии крестоносцев на западе в XIII в.

По первому вопросу:

Ø Обосновать хронологические рамки феодальной раздробленности на Руси;

Ø Сформулировать комплекс причин, приведших к разделению земель:

o сложный порядок престолонаследия;

o относительная политическая самостоятельность удельных княжеств;

o утрата Киевом роли центра торговли на пути «из варяг в греки»;

o рост вотчинного землевладения;

o усиление боярства в Новгороде и Пскове;

o внешнеполитический фактор.

Ø Охарактеризовать социально-политическое развитие русских земель в основных центрах: Владимиро-Суздальская Русь, Галицко-Волынское княжество и Новгородская земля. Выделить особенности.

Ø Отметить, что политическая раздробленность не означала полной разобщенности русских земель, т. к. оставались:

o единая религия и церковная организация;

o единый язык;

o единое законодательство;

o осознание людьми общей исторической судьбы.

Ø Подвести итоги социально-политического развития уделов в отсутствии централизованной власти на Руси:

экономическое и культурное развитие;

складывание древнерусской народности;

междоусобные войны;

ослабление военной мощи.

По второму вопросу:

Ø Выделить основные этапы в становлении и развитии Золотой Орды;

Ø Походы на Русь;

Ø Причины поражения Руси:

o политическая раздробленность русских земель, которая повлекла невозможность концентрировать военные силы;

o превосходство монгольских войск: численное, военное и техническое;

o большой опыт ведения боевых действий и проведения быстрых захватов городов с осадой;

o железная дисциплина в войске монголов (военное воспитание начиналось с детства, а трусость считалась пороком, который карается смертью целого отряда).

Ø Зависимость Руси от Орды:

o экономический аспект – выплата ордынцам дани (ясака);

o дань кровью – участие русских воинов во многих походах хана Золотой Орды;

o политическая зависимость (монгольский хан решал, кому выдать ярлык на великое княжение);

o к середине XIII в., за ярлык боролись две группировки князей – западные князья (борьба с Ордой) и северо-восточные князья (покорность Орде).

Ø Последствия монгольского нашествия:

o 49 из 75 городов Руси было уничтожено;

o подорвано формирование третьего сословия свободных людей;

o экономическая отсталость;

o убыль населения, особенно ремесленников;

o усиление натурализации и экономической изоляции отдельных регионов;

o нарастание деспотической тенденции во власти;

o продолжался процесс деления Русских земель;

o консервация феодальной раздробленности на Руси;

o произошло отчуждение южной и юго-западной Руси (включены в состав Польши и Литвы);

o пострадали памятники духовной и материальной культуры;

o превращение Руси в улус Золотой Орды. Произошел цивилизационный раскол на Руси. С одной стороны – Юго-Западная Русь оказалась под влиянием Европы, с другой – Северо-Восточная Русь попала под контроль Орды;

Ø Процесс развития государства (экономика, культура, политика и социально-психологическая сфера) был частично замедлен и деформирован;

Ø Подвести итоги по теме, подчеркнув историческое значение феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия.

По третьему вопросу:

Ø Обосновать цели крестоносцев в Прибалтике и в Псковско-Новгородских землях. Отметить роль католической церкви.

Ø Показать значение и последствия Невской битвы и Ледового побоища.

Ø Охарактеризовать позицию Александра Невского по отношению к монголо-татарам. (стремился избежать одновременной конфронтации с Западом и Востоком).

Темы рефератов:

1. Феодальная раздробленностьна Руси и в странах Европы и Азии: общее и особенное.

2. Основные политические центры раздробленной Руси и особенности их развития.

3. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

4. Золотая Орда: мифы и реальность.

5. Куликовская битва и ее значение.

Литература (основная):

1. Зуев М.Н. История России: учебник/М. Н. Зуев. – М.: Юрайт, 2013. – 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел I, главы 3, 4.

2. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по истории / С.Ф. Платонов. – М.: Проспект, 2013. – 528 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М.: Проспект, 2012.– 768 с. Раздел I, глава 8. Раздел II, главы 1, 2.

4. История России: Учебник/А.С. Орлов [и др.]; ред. А.С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – Главы 4, 5, 6.

Литература (дополнительная):

1. Валеев Р.М. Торговля и товарно-денежные отношения Золотой Орды//Вопросы истории. – 2009. – № 4. – С. 97-105.

2. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь: ЛЕАН; – М.: АГРАФ, 2000. – 480 с.

3. Головко А.Б. Князь Роман Мстиславич//Вопросы истории. – 2002. – № 12. – С. 52-70.

4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль, 1993. –781 с.

5. Комаров К.И. О нашествии Батыя на Северо-Восточную Русь в 1237-1238 гг.//Вопросы истории. – 2012. – №10. – С. 87-96.

6. Крадин Н.Н. Империя Чингисхана в новых западных исследованиях//Вопросы истории. – 2010. – №5. – С. 9-25.

7. Майоров А.В. Монгольская угроза и христианский мир Европы в середине XIII в.//Вопросы истории. – 2013. – №4. – С. 34-49.

8. Риер Я.Г. Золотая Орда: проблемы генезиса Российского государства//Вопросы истории. – 2009. – №10. – С. 166-169.

Тема 5. Русские земли в конце XIII-XVI вв. Образование Российского государства (2 занятия-4 часа)

План семинара

1. Образование Московского княжества и возвышение Москвы.

2. Этапы становления Российского централизованного государства.

3. Иван IV Грозный. Реформы Избранной Рады.

4. Опричнина: причины, сущность, последствия.

По первому вопросу:

Ø Выявить истоки становления Московского княжества.

Ø Показать причины возвышения Москвы:

o выгодное географическое положение;

o развитый экономический центр;

o конфессиональный фактор;

o активная политика московских князей.

По второму вопросу:

Ø Выделить основные этапы в становлении и развитии Российского централизованного государства:

o начальный этап (конец XIII - 80-е годы ХIV в.). Становление государственности;

o борьба за лидерство между Москвой, Тверью и Литвой;

o Иван Данилович Калита (1325-1340 гг.);

o Дмитрий Донской (1359-1389 гг.). Куликовская битва 8 сентября 1380 г. и ее значение;

o второй этап (конец ХIV - середина XV в.). Феодальная война второй четверти XV в. Борьба за московский престол;

o завершающий этап (вторая половина XV – первая треть XVI в.); Политика Ивана III (1462-1505 гг.) – появление нового титула «государь всея Руси» и местничества;

o складывание централизованного аппарата управления (Боярская дума – бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки);

o стояние на Угре в 1480 г. Прекращение выплаты дани монголо-татарам;

o судебник 1497 г.;

o Василий III (1505-1533 гг.);

o ликвидация независимости Пскова и Рязани;

o интенсивный рост феодального землевладения (вотчина, поместье);

o деление крестьян по социальному положению– владельческие, дворцовые и черносошные.

Ø Итоги:

o главной особенностью образования российского централизованного государства является преобладание политических причин над экономическими;

o особую роль играл внешнеполитический фактор (борьба с Золотой Ордой и Ливонским орденом);

o Россия превратилась в крупнейшую державу Европы, она охватывала площадь в 2 800 тыс. кв. км с населением (по разным оценкам) от 6,5 до 7-8 млн. человек.

По третьему вопросу:

Ø Ивана IV (1533-1547-1584 гг.) и реформы Избранной рады:

o состав Избранной рады (А. Адашев, князь А. Курбский, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, дьяк И. Висковатый и др.);

o стремление к централизации;

o созыв в 1549 г. первого в русской истории органа представительства различных социальных слоев (боярство, духовенство, дворянство, служилые люди и др.) – Земского собора;

o судебник (1550 г.);

o «Стоглав» (1551);

o отмена системы кормлений (1556 г.);

o появление органов центральной исполнительной власти – приказы (Разрядный, Посольский, Стрелецкий, Челобитный и др.);

o ограничение местничества;

o создание стрелецкого войска;

o «Уложение о службе»;

o установление единицы налогообложения («соха») и размера взимаемых с нее повинностей («тягло»);

По четвертому вопросу уяснить:

Ø Определение опричнины (1565-1572 гг.) - политика Ивана IV, приведшая к разделу земель русского государства на земские и «опричные». Сопровождалась террором и репрессиями как средством достижения целей;

Ø Цели опричнины:

o установление неограниченной власти царя;

o борьба с феодальной аристократией;

o ликвидация остатков феодальной раздробленности.

Ø Причины опричнины (объективные и субъективные);

Ø Террор, обрушившийся против:

o древних боярских родов (князь Владимир Старицкий и др.);

o духовенства (митрополит Филипп);

o дворян (Адашев);

o городов (погром в Новгороде 1570 г.).

Ø Последствия опричнины:

o разорение экономики страны;

o закон о заповедных годах (1581 г.), отменявший правило Юрьева дня и запрещавший крестьянам менять своих хозяев;

o консервация феодальных отношений;

o сокращение численности населения страны;

o централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок;

o самодержавная власть;

o ослабление военной мощи России.

Ø Подвести итоги по теме.

Темы рефератов:

1. Иван IV и политика опричнины.

2. Иван IV и его семья.

3. Социально-экономическое развитие России в XVI в.

4. Избранная рада и ее реформы.

5. Внешняя политика Ивана IV.

Литература (основная):

1. Зуев М.Н. История России: учебник/М. Н. Зуев. – М.: Юрайт, 2013. – 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел I, главы 4, 5.

2. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по истории / С.Ф. Платонов. – М.: Проспект, 2013. – 528 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М.: Проспект, 2012.– 768 с. Раздел II, главы 3, 4, 5, 6.

4. История России: Учебник/А.С. Орлов [и др.]; ред. А.С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – Главы 7, 8.

Литература (дополнительная):

1. Валишевский К. Иван Грозный: Историческое исследование/К. Валишевский. – М.: «Издательство АСТ», 2002. – 416 с.

2. Володихин Д.М. Рюриковичи/Д. М. Володихин. – М.: Молодая гвардия 2013. – 496 с.

3. Иоанн Грозный. Петр Великий. А.Д. Меншиков. Г.А. Потемкин: Биогр. очерки. – М.: Республика, 1998. – 366 с.

4. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России/В.В. Казарезов. – М.: Вече, 2002. – 480 с.

5. Риер Я.Г. Золотая Орда: проблемы генезиса Российского государства//Вопросы истории. – 2009. – №10. – С. 166-169.

6. Скрынников Р.Г. Иван Грозный и его время//Новое в жизни, науке, технике. Сер. «История». – 2008. – № 7 – С. 64-72.

7. Флоря Б. Н. Иван Грозный. – М.: Мол. гвардия, 1999. – 403 с.

8. Хорошкевич А.И. Россия в системе международных отношений середины XVI в. – М.: «Древлехранилище», 2003. – 622 с.

Тема 6. Россия в XVII в. (2 занятия-4 часа)

План семинара

1. Смутное время в истории России: причины, основные события, итоги.

2. Социально-экономическое и политическое развитие России. «Бунташный век».

3. Церковный раскол и его последствия.

По первому вопросу:

Ø Сформулировать понятие и указать временные рамки Смутного времени;

Ø Причины Смуты:

o династический кризис (умер в 1591 г. царевич Дмитрий, а в 1598 г. Федор Иванович);

o сословные противоречия (бояре стремились к власти, крестьяне были недовольны своим положением);

o экономический спад, в том числе из-за неурожаев (голод 1601-1602 гг.), Ливонской войны и завоевательных походов;

o последствия опричнины, подорвавшей уважение к власти и закону.

Ø Правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.);

Ø Лжедмитрий I (1605-1606 гг.);

Ø Лжедмитрий II и В. И. Шуйского (1606-1610 гг.);

Ø Семибоярщина (1610-1613 гг.);

Ø Второе народное ополчение и освобождение Москвы;

Ø Последствия Смутного времени:

o временное усиление роли сословно-представительных органов власти;

o воцарение династии Романовых (1613-1917 гг.);

o расстройство местничества ослабило позиции боярства и усилило роль дворянства;

o экономическая разруха и обнищание народа;

o Россия сохранила независимость, но ее

o

o

o

o

o

o

o

o

o

oмеждународное положение ухудшилось.

o

По второму вопросу:

Ø Рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.:

o восстановление разоренных хозяйств;

o укрепление феодально-крепостнического уклада;

o основой экономики аграрной России становится барщина и оброк;

o Соборным уложением (1649 г.) завершено полное юридическое оформление крепостного права;

o признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве;

o рост ремесленного производства (литейного, оружейного, медного и др.);

o появилась новая форма производства – мануфактура;

o формируется всероссийский рынок;

o товарное производство и торговля (Устав 1653 и 1667 гг.) становятся причиной возникновения и роста новых российских городов;

o переход к абсолютизму (концентрация власти);

o дать определение абсолютизма, указав его ключевые признаки (наличие регулярной армии, чиновничество и т.п.);

o возникновение централизованного аппарата управления. Система приказов;

o в местном самоуправлении происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов – приказчиков, старост;

o отмена местничества, стершая грани между сословными группами и объединившая дворянство (1682 г.).

Ø Указать, почему современники называли XVII век «бунташным» временем;

Ø Перечислить причины восстаний:

o неурожаи;

o голод;

o нехватка средств на содержание армии (увеличение налогов);

o внедрение системы откупов.

Ø Назвать годы, места, состав участников, основные требования выступлений XVII века:

o восстание Хлопка (1601-1603 гг.);

o восстание И. Болотникова (1606-1607 гг.);

o «Соляной бунт» (1648 г.) и городские восстания (1648-1650 гг.);

o «Медный бунт» 1662 г.;

o крестьянская война под предводительством С. Т. Разина (1670-1671 гг.).

По третьему вопросу:

Ø Церковная реформа середины XVII в., ее причины и суть:

o необходимость централизации и унификации обрядов, книг русской православной церкви;

o рост недовольства церковью среди народа;

o стремление царя объединить православные церкви Украины и Балканских стран с русской церковью;

o преобразования патриарха Никона и церковного собора вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем.

Ø В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния:

o нововведения касались обрядовой стороны, а не сущности православия;

o с 1667 г. раскольников предавали суду и сжигали;

o Соловецкое восстание (1668-1676 гг.);

o в 1674 г. старообрядцами было принято решение о прекращении молитв за царя (полный их разрыв с обществом) и массовые самосожжения (погибло около 20 тыс. человек);

Ø Подвести итоги по теме.

Темы рефератов:

1. Феномен самозванства в период смутного времени.

2. Исторический портрет Алексея Михайловича Романова.

3. Крестьянские войны XVII в.

Литература (основная):

1. Зуев М.Н. История России: учебник/М. Н. Зуев. – М.: Юрайт, 2013. – 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел I, главы 5, 6.

2. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по истории / С.Ф. Платонов. – М.: Проспект, 2013. – 528 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М.: Проспект, 2012.– 768 с. Раздел II, главы 7, 8; раздел III , главы 1, 2.

4. История России: Учебник/А.С. Орлов [и др.]; ред. А.С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – Главы 10, 11.

Литература (дополнительная):

1. Володихин Д.М., Курукин И. В., Козляков.Царская Россия Рюриковичи. Герои Смуты. Романовы. В 3-х книгах. – М. Молодая гвардия, 2013 – 136 с.

2. Володихин Д.М. Пожарский /Д. М. Володихин. – Вече, 2012 – 336 с.

3. Нефедов С. Первые шаги по пути модернизации России: реформы середины XVII в.//Вопросы истории. – 2004. – № 4. – С. 33-52.

4. Низовский А. Русские самозванцы/А. Низовский. – М.: Прибой, 2000. – 320 с.

5. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. – М.: Памятники исторической мысли, 2006 –368 с.

6. Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI–XVII веках/Р. Г. Скрынников. – М., 2009. – 430 с.

7. Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени»/Р. Г. Скрынников. – М.: «Мысль», 2006. – 205 с.

8. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев/ Р. Г. Скрынников. – Новосибирск: Наука, 1990 – 278 с.

9. Широкорад А.Б. Дмитрий Пожарский против Михаила Романова/А. Б. Широкорад. – М.: Вече, 2005 – 340 с.

Наши рекомендации