Внешняя политика Ивана IV Грозного 2 страница

Основные классы феодального общества образуют крупные земельные собственники феодалы и крестьяне. В отличие от рабов феодально-зависимые крестьяне не отделены от средств производства, ведут самостоятельное хозяйство, но часть производимого ими прибавочного продукта отдают феодалу в виде феодальной ренты. Разнообразные виды феодальной ренты можно свести к трем основным формам. 1). Отработочная рента, или барщина, состоит в том, что крестьянин обрабатывает барскую пашню собственными инвентарем и лошадьми. 2). При натуральной ренте (натуральный оброк) крестьянин снабжает феодала продуктами своего труда, произведенными в хозяйстве. 3. Денежной рентой именуют передачу крестьянами феодалу определенных денежных сумм. Эти формы ренты редко существуют в чистом виде, но та или иная форма обычно преобладает. Отработочная рента является наиболее простым видом ренты, она большей частью возникает сравнительно поздно, ибо для ее распространения необходима высокая степень развития товарно-денежных отношений. Для удовлетворения же своих личных потребностей ему вполне достаточно оброка. Развитие товарного хозяйства является предпосылкой и для появления денежной ренты.

9. Особенности российской цивилизации . Факторы самобытности русской истории.

История России - неотъемлемая часть всемирной истории. В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций. Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер. Придерживаясь общепринятой периодизации, отечественные историки отмечают, что эпоха Древнего мира для Западной Европы завершается V-VI вв. Затем наступает почти тысячелетний период Средневековья. На смену ему с эпохи Возрождения (Ренессанса) (XV в.) наступает период Нового времени, с XX в. – Новейшего времени. Для Восточной Европы V-VI вв. характеризуются началом формирования славянских племен, общинно-коллективистских форм самоуправления и становления древнерусской государственности.
Во-первых, неблагоприятные природно-климатические условия. Краткий цикл сельскохозяйственных работ в 125-130 дней во многом определил черты национального характера, способность к мобилизационности, крайнему напряжению сил, взаимопомощи. Во-вторых, в становлении и развитии Руси, России особая роль принадлежит евразийскому, континентальному геополитическому фактору. Обширная слабозаселенная территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с угро-финскими, летто-литовскими племенами. Земли всем хватало. В то же время отсутствие естественных преград, гор, морей, помогало единению славян в народные ополчения, созданию централизованной государственности, что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников, западных завоевателей. Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель, что вынуждало государство усиливать контроль над земледельцами. В-третьих, в сложных природно-климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро отошли от языческих вероисповеданий и приняли православную религию. Ее коллективистская духовность цементировала народ. Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем всего российского общества. Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной истории.

10. Великое переселение народов и этногенез древних славян. Соседи восточных славян в 6-9 вв.

Древнейший летописец Нестор писал, что славяне издревле обитали по нижнему течению Дуная и в Паннонии и именно отсюда начинается расселение славян, которые, вытесненные болгарами и волохами, перешли на территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Первое веское слово о народах Восточной Европы сказал греческий писатель Геродот. Уже в VI столетии до н.э. по северному берегу Черного моря процветали греческие колонии. Их ближайшими соседями были скифы-кочевники и скифы-пахари. После Геродота римские писатели сообщают о жителях Восточной Европы, называя их сарматами. Некоторые ученые думают, что под общими названиями скифов и сарматов скрываются наши предки – славяне. В самом начале нашей эры римские историки говорят о народе, который состоял из двух главных племен, роксолан и язигов. Роксолане утвердились в окрестностях Азовского и Черного моря, а язиги перешли на берега Тисы и Дуная. Также упоминаются единоплеменные с ними обитатели Юго-Восточной России, аланы, которые жили тогда между Черным и Каспийским морем. В IV веке готы, народ германского племени, образовали сильное государство. Но нашествие азиатских кочевников, гуннов, уничтожило его и произвело в Средней Европе «великое переселение племен».

Наиболее значимые сведения о проблеме этногенеза славян имеются в летописях готского епископа Иорнанда. Он упоминает о венедах и антах, которые, по его мнению, и есть суть славяне.

С V столетия н.э. появляются уже довольно ясные известия о славянах.

Постепенно из славянской общности образуется три ветви: южные, западные и восточные славяне. От южных славян ведут начало сербы, черногорцы, болгары. От западных славян произошли чехи, мороване, словаки, поляки. Потомками восточных славян являются русские, украинцы, белорусы, они расселились по Днепру и его притокам.

Поскольку широко раскинулись поселения восточных славян, они разбились на несколько племенных союзов:

ñполяне (на полях по среднему течению Днепра);

ñдревляне (в лесах по реке Припяти);

ñкривичи (по верховьям Днепра и Западной Двины);

ñсловены – (озеро Ильмень и реки, впадающие в него);

ñрадимичи (по реке Сожи);

ñвятичи – (верховья Оки);

ñдулебы, или бужане (Волынь);

ñхорваты (Карпатские горы);

ñугличи и тиверцы (по Днестру, к Дунаю и Черному морю)

ñсеверяне (бассейн рек Сейма и Десны);

ñдреговичи (река Неман).

Расселившись по полям, лесам, степям, занятия восточных славян не могли быть одними и теми же. В зависимости от места обитания славяне промышляли земледелием, охотой, рыболовством, скотоводством, сбором меда. Основное же занятие всех славян было хлебопашество.

До конца Х века восточные славяне были язычниками, боготворили разные силы и явления природы. Они чтили бога солнца, которого называли Дажь-Богом, Хорсом, Ярило, бога ветра под именем Стрибога, бога-громовника – под именем Перуна. Также в почете был покровитель стад, или «скотий бог», по имени Велес, или Волос.

Основными орудиями труда восточных славян были мотыга, топор, соха, борона-суковатка, заступ, серп, цепы, зернотерки, ручные жернова, рало, деревянный плуг.

Сначала восточные славяне сплетали себе лачуги из хвороста, сооружали землянки. Но дождь и холод заставил их улучшить устройство жилища, стали они соломенные шалаши обмазывать глиной, научились строить избы из бревен. Также стал налаживаться быт восточных славян. Посуда, столы, скамьи и прочее делалось из дерева. Славяне стали изготавливать себе одежду из грубой ткани и шкур зверей, обувались в лапти, а потом научились делать кожаные сапоги.

В эпоху расселения родовой союз оставался господствующей формой быта у восточных славян.

В VI веке с развитием хозяйственной деятельности начали распадаться родовые общины, а на их смену приходят территориальные, или соседские общины, владения которых делились на общественные и личные. Собственность семьи составляли дом, приусадебная земля, скот, орудия труда, инвентарь. В общем пользовании были леса, водоемы, луга и т.п.

Совершенствование орудий труда привело к производству прибавочного продукта и развитию обмена между семьями. В связи с ростом частной собственности возникло имущественное неравенство, накопление богатства старшинами и другой знатью. Для решения важных вопросов старшины собирались на вече – высший орган управления у восточных славян. Но вскоре роль вече стала ослабевать.

Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями. По соседству с восточными славянами в IX веке жило несколько инородных племен. У Каспийского моря жили хазары, народ турецко-татарского происхождения. К северу от хазар, по Волге и Каме, обитали болгары. Весь северный край был населен финскими племенами. Западными соседями восточных славян были литовцы. По Днепру восточные славяне вели сношения с греками. Также на севере, в Скандинавии, поселились норманны, народ германского происхождения. В то же время восточные славяне совершали походы на Балканы и Византию. В таких условиях возникла воинская власть, а главным лицом в управлении племенем стал военачальник (князь). Князь и дружинники богатели за счет военной добычи. Они объявляли себя собственниками земель, облагая соплеменников данью. Так, в VIII-IX вв. сформировалась военно-дружинная знать, в руках которой были и власть, и богатство.

Эти зачатки властных отношений способствовали тому, что в IX веке на территории расселения восточных славян образовалось Древнерусское государство, и начался новый этап в российской истории.

11. Занятия, быт и общественный строй восточных славян в 6-9 вв.

Восточные славяне относятся к западной ветви древнейших индоевропейских племен. История их начинается задолго до нашей эры, но восточные славяне в 6-9 веках только смогли образовать долгосрочные объединения союзных племен, которые составляли прообраз государственного строя. Восточные славяне в древности 6-9 века нашей эры отдалены от нас прожитыми столетиями. Тем не менее некоторые сведения об истории славян в те далекие времена стали известны. Например, не вызывает вопросов тот факт, что на современных территориях России, Украины и Беларуси восточные славяне появились в эпоху великого переселения народов. Они заселили лесную и лесостепную зоны Восточной Европы и сыграли значительную роль. Соседи восточных славян 6-9 века уже образовали свои государства: с запада поселения прарусичей окружали византийские земли, с юга - гуннское государство. Позднее на окраинах славянских земель возникали нестойкие государственные образования кочевых народов - держава аваров (обров), Хазарский каганат, Булгарское царство.

Как жили славяне в давние времена Большую роль в жизни славянского племени играла община (вервь). Низкая производительность труда требовала применения сил всего коллектива. В задачи старейшин входил контроль над использованием ресурсов и над соблюдением справедливого распределения результатов труда.+

Постепенное усовершенствование орудий труда и оседлая жизнь способствовали большей самостоятельности отдельных семей и родов. Основные занятия восточных славян 6-9 века - вырубка леса, посев сельскохозяйственных культур, скотоводство, охота и рыболовство. Единое хозяйство постепенно распалось, огромные дома, в которых жили по нескольку сот человек, уступили место небольшим жилищам, предназначенным для проживания отдельных семей. Наступление железного века подарило людям железные топоры, плуги с металлическими наконечниками, мотыги, лопаты, а также усовершенствовали оружие: в обиходе появился лук со стрелами, мечи, дротики. Так постепенно возрастали возможности отдельных семей не только самостоятельно вырастить урожай, но и сохранить свою безопасность. Общие владения распадались на небольшие участки - наделы, но охота на крупного зверя, расчистка земли аграрного назначения по-прежнему требовали значительных усилий.

Постепенно возрастающее благополучие каждой семьи приводили к появлению излишков продукции. Так возникало имущественное, а позднее - и социальное неравенство. Старая родовая знать стала сливками феодального общества, постепенно захватывая новые земли и заставляя свободных общинников платить дань. Так восточные славяне в 6-9 веках формировали новый феодальный общественный строй. И феодальные владения, и крестьянские хозяйства в большинстве своем имели натуральный характер производства. И те и другие не считали созданные продукты труда товаром. Небольшие излишки шли на уплату дани или служили средством обмена на ремесленные товары. Центрами таких сделок становились города. Из оборонного сооружения, призванного охранять близлежащие земли и служить защитой княжеской семье, города превращались в центры торговли.

Истоки верований находились в глубинах древности. Многие представления о мировом порядке вещей пришли из индоевропейского прошлого, или даже из эпохи палеолита. Например, главой славянского пантеона стал Сварог - бог всего окружающего мира. Его сыновья несли людям свет и огонь. Бог солнца Даждьбог считался национальным божеством - недаром "Слово о полку Игореве" называет древних русичей "даждьбожьими сынами". Молились славяне древнему Роду и рожаницам - богиням семьи и плодородия. Велес считался покровителем скота и торговли, а Стрибог стал повелителем ветров.

Культура восточных славян 6 - 9 века базировалась на поклонении своим богам. Археологи находят множество доказательств тесной связи духовного и материального мира наших предков. Многочисленные идолы, древние капища и обреги-вышивки показывают нам тот удивительный мир, полный мифических существ, в котором жили и в который верили восточные славяне в 6-9 веках. Кратко их мировоззрение сводилось к существованию трех миров - небесного, земного и подземного.

Небесный мир был жилищем богов и молний, земной населяли люди, животные и различные мифологические существа. Подземный мир являлся обиталищем мертвых.+ Наряду с распространением языческих верований выстраивались и социальные лестницы. Общество все больше расслаивалось на независимую знать и воинов и зависимых крестьян. Все больше земель концентрировалось в руках князей и вельмож, все чаще крестьянам приходилось платить налоги и отбывать повинности. В обществе устанавливались феодальные отношения, приведшие к возвышению племени полян и образованию государства Киевская Русь.

16. Борьба русского народа за независимость в 13 веке. Ордынское иго.

Включив в свою империю завоеванные народы Центральной Азии, Китая, Хорезма, Закавказья Чингиз-хан двинулся на русские княжества. В 1223 г. полководцы Чингиз-хана разбили русских князей на реке Калке. После битвы татары разорили города на окраине Черниговского княжества, но вскоре ушли на Волгу, в степи.

В конце 1237 году союз монгольских племен, назвавшийся Золотой Ордой, под руководством внука Чингиз-хана - Батыя (1208–1255) вторгся на территорию Рязанского княжества. Затем татары подчинили Москву и двинулись на Владимир. В феврале 1238 г. Владимир был осажден и взят приступом. Был открыт путь на Новгород. Но силы татар были истощены, и они вернулись в степь. Прошло более года, и осенью 1239 г. Батый возобновил наступление на Русь. На этот раз целью его похода были южнорусские княжества. Одним из первых городов был взят Чернигов. Через год орды Батыя подошли к стенам Киева. После долгой осады и жестокого сражения Киев пал.

С этого времени начинается монголо-татарское иго. Русские земли подверглись разорению. Жители городов истреблены или уведены в рабство. Многие из сожженных городов уже никогда не возродились. Русские князья признали верховную ханскую власть, дав согласие платить дань завоевателям («ясак») и согласовывать назначение правителей русских земель. Князья, стремились скинуть вассальную зависимость от Золотой Орды. Однако сил свергнуть власть захватчиков не хватало.

Ослабленным русским княжествам угрожали соседи. Новгородские земли испытали в 1240 нашествие рыцарей-крестоносцев, также пытавшихся завоевать православные земли. Но князь Александр Невский (1252–1263) нанес поражение шведской армии крестоносцев на Неве в 1240 году, а затем разгромил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище на Чудском озере в 1242 году.

Нашествие монголо-татар нанесло огромный ущерб экономике и культуре покоренных народов, надолго затормозило их развитие, привело к консервации феодальных отношений. Ослаблением Руси воспользовались её агрессивные соседи на северо-западных границах – Швеция и обосновавшийся в Прибалтике Ливонский орден, нанёсшие удар по Новгородской республике. В июле 1240 г. новгородцы под руководством князя Александра Ярославича отразили нападение шведов на р. Неве. В апреле 1242 г. на льду Чудского озера Александр Невский нанес поражение немецким рыцарям и остановил их дальнейшее продвижение на Восток. Во второй половине XIII в. усилилось сопротивление народных масс ордынскому игу. В 1257 г. произошло сильное волнение на Новгородской земле, новгородцы отказались от уплаты дани Орде. Князь Александр Невский, считая, что Русь не готова к открытому столкновению с Ордой, сдержал выступление народных масс. В 1262 г. крупные городские восстания произошли в Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле, в результате многие сборщики дани были убиты. Под давлением народных выступлений ордынцы передали значительную часть сбора дани удельным русским князьям, была прекращена деятельность баскаческих отрядов (сборщиков дани), что уменьшало возможность Орды вмешиваться во внутреннюю жизнь русских земель. Эти события свидетельствуют, что готовность русских князей формально признать зависимость от Орды сочеталась со стремлением народных масс к национальной независимости. Постоянная борьба русского народа с игом и постепенное ослабление Орды создавали условия для активного военного сопротивления политике угнетения. В середине XIV в. в Орде сложилась напряженная обстановка, обострилась борьба за обладание престолом. Власть захватил с помощью военной силы мятежный беклярибек Мамай, и Золотая Орда раскололась на две части (границей между ними стала р. Волга). Чтобы упрочить свои позиции и присвоить себе титул хана, Мамаю нужна была решительная победа, но для нее не хватало ни сил, ни средств. Все это – материальные средства и военную силу – он потребовал у московского князя Дмитрия Ивановича. Однако встретил твердый отказ. Московский князь, находясь под психологическим воздействием существующей русско-монгольской иерархии системы власти, в то же время опирался на гражданскую зрелость русского общества и осознавал, что пришло время открыто выступить против завоевателей. В 1378 г. Мамай направил на Русь многотысячное войско мурзы Бегича, которое было полностью уничтожено войсками под предводительством князя Дмитрия Ивановича в битве на р. Воже (приток Оки). Это была первая победа над монголо-татарами со времени вторжения их в пределы Руси, хотя еще задолго до этой битвы некоторые русские князья – Даниил Галицкий, Михаил Тверской – стали на путь открытого вооруженного сопротивления Орде. Избавиться от вассальной зависимости тогда еще сил было недостаточно. Мамай, вступив в союз с литовским князем Ягайлом, весной 1380 г. вторгся со своими ордами в восточно-европейские степи, поставив целью полностью захватить и поработить русские княжества, вернуть былое могущество Орде. Москва стала главным организующим центром в подготовке отпора новому нашествию. 8 сентября 1380 г. князь Дмитрий Иванович, благословленный Сергием Радонежским – основателем Троицко-Сергиевской лавры, с объединенными силами северо-восточных князей (кроме князя рязанского) разгромил многотысячную армию Мамая на поле Куликовом (при впадении в Дон р. Непрядвы). За эту блестящую победу московский князь получил почетное прозвание Донского. Победа на поле Куликовом положила начало освобождению Северо-Восточной Руси от ордынского ига. Мощь Орды и ее влияние были подорваны; ликвидирована реальная угроза тотального погрома русских земель. Куликовская битва свидетельствовала о превосходстве русской политики и военного искусства над ордынским, что разрушило прежнее убеждение в непобедимости Золотой Орды. Однако она оправдала не все ожидания князя Дмитрия и народа: праздновать свержение даннической зависимости Руси было еще рано. На месте Орды Мамая возникло новое государство во главе с ханом Тохтамышем.
В 1382 г. Тохтамыш, убедившись в нежелании русских князей признать прежние отношения зависимости, во главе огромной армии неожиданно напал на Русь, которая еще не оправилась от последствий Куликовской битвы. Москва была разорена и сожжена, тяжелое бремя дани снова легло на Русь. Поход Тохтамыша и сожжение Москвы на сто лет задержали окончательное свержение ордынского ига. Только Ивану III удалось решить важнейшую национальную задачу – свергнуть власть Орды: в 1472 г. он отказался выплачивать ежегодную дань и заключил союз с противником Золотой Орды крымским ханом; после «стояния на реке Угре» (1480 г.) Русь полностью была освобождена от Ордынской зависимости. Длительное время Русь фактически в одиночку сдерживала натиск монголо-татар, что приводило к резкому сокращению населения княжеств, гибели многих князей и дружинников – профессиональных воинов. Ослаблением Северо-Восточной Руси воспользовались западные соседи, которые угрожали не только захватом земель, но и сменой религии – католизацией населения. В 30 – 40-е годы XIII в. образовалось единое литовское государство, которое силой захватило значительную часть русских, украинских и белорусских земель и в первой половине XIV в. превратилось в крупное восточноевропейское государство – Великое княжество Литовское. В этот период впервые по отношению к западным землям Руси стало употребляться название «Белая Русь». Таким образом, западные и юго-западные земли Руси свыше двух столетий оставались отделенными от восточнославянских земель, что сыграло свою роль при формировании украинской и белорусской народностей. Исход героической борьбы народов Руси с иноземными агрессорами надолго определил исторические судьбы страны, оказал огромное влияние на её дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие.

17. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование централизованного государства при Иване III и Василии III.

Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, основным содержанием, которого был разгром Москвой своих основных политических соперников и переход от утверждения за Москвой её политического главенства на Руси к государственному объединению вокруг неё русских земель и организации общенародной борьбы за свержение ордынского ига, приходится на период XIV - первую треть XVI вв.

Выдающимся деятелем эпохи образования централизованного государства, возглавившим борьбу с монголо-татарами, был Дмитрий Иванович Донской (1369-1389 гг.). Дмитрий Иванович продолжал дело своего деда Калиты - крепил могущество Москвы. Поддержку ему оказывал митрополит Алексей, оставшийся верным московской династии и использовавший авторитет церкви для предотвращения княжеских усобиц.

В 1362г. Дмитрий Иванович выступил со своим войском против соперника Москвы - суздальско-нижегородского князя, который вынужден был уступить великокняжеский стол Москве. Московский князь вступил в борьбу с сильными врагами - Тверью, Рязанью, Литвой. После московского пожара 1366 г., уничтожившего Кремль, Посад, Загородье, Заречье, Дмитрий Иванович, решил укрепить столицу. Менее чем за два года на месте сгоревшей крепости были воздвигнуты белокаменные стены.

Подчинив Москве Тверь и Рязань, Дмитрий Иванович решился вступить в борьбу с главным врагом Руси - Золотой Ордой. Воспользовавшись возникшими в ней политическими неурядицами, он отказался выплачивать дань. В 60-е годы XIVв. в Золотой Орде власть захватил темник Мамай. Став фактическим правителем Орды, Мамай сумел объединить большую часть прежней территории Золотой Орды и отчасти восстановить её военное могущество. Первая победа, одержанная русскими над монголо-татарами на реке Воже в 1378 г . показывала силу этого государства.

Летом 1380 г. московский князь готовился к решающему сражению. Княжеские дружины и отряды ополченцев встретились в Коломне и двинулись навстречу врагу. Важно было не допустить соединения Мамая с литовским князем. Подойдя к Дону, Дмитрий Иванович принял смелое решение перейти его и дать сражение на территории, которую Мамай считал своей. 8 сентября 1380 г. у притока Дона реки Непрядвы состоялось сражение. 150-тысячная русская армия противостояла 180-тысячному татарскому войску. Потеряв две трети своей армии, Мамай бежал. После Куликовской битвы Орда, несмотря на поход Тохтамыша в 1382 г., не смогла восстановить в прежнем объеме власть над русскими землями. Она была вынуждена признать политическое главенство Москвы на Руси.

Перед смертью Дмитрий Донской передал своему старшему сыну Василию I Дмитриевичу (1389-1425 гг.) по завещанию великое княжество Владимирское как «отчину». Процесс слияния Владимирского княжества и Московского завершился. С этого момента Москва утвердила за собой роль и значение территориального и национального центра формировавшегося русского государства.

Значительный вклад в укрепление русского централизованного государства внес Иван III (1462-1505 гг.). Ивану Васильевичу (правнуку Донского) шел 23-й год, когда власть над Северо-Восточной Русью перешла в его руки. Эпоха Ивана III. - это эпоха сложнейшей работы русской дипломатии, эпоха укрепления русского войска. Опираясь на поддержку церкви, дворянства, посадского населения, крестьян, Иван III. смог заложить основу империи и довести до конца борьбу против чужеземного ига. Московские наместники водворились в бывших княжеских столицах - Нижнем Новгороде, Суздале, Ярославле, Ростове, Стародубе, Белоозере. В 1478 г. Иван III. завоевал Новгородскую феодальную республику, что определило весь ход дальнейшего политического развития Руси. Вслед за Новгородом московские войска завоевали Тверское Великое княжество.

Почти одновременно, в 1480 г. произошло свержение монголо-татарского ига. Властитель одного из остатков распавшейся Золотой Орды - Ахмед-хан, заключив союз с польским королем Казимиром IV, вторгся на русскую землю, чтобы снова заставить Московского великого князя платить дань. Проявив незаурядное политическое мастерство, крайнюю осмотрительность и осторожность, Иван III. сумел не допустить участия Казимира IV в совместном походе с Ахмед-ханом и избежать генерального сражения с Ордой. «Стояние на реке Угре» кончилось освобождением Русской земли от монголо- татарского ига. Однако оставались ещё выросшие из Золотой Орды Казанское, Астраханское и Крымское ханства. Борьба с ними была впереди.

В юношеские годы Ивана III опекал митрополит Иона, который выступал за создание сильного централизованного государства, за освобождение его от ордынского ига, против притязаний Литвы и Польши. Иван III объединил почти всю Русь и стал первым действительным Государем всея Руси.

Политический строй Московского государства при Иване III был близок к сословно-прдставительной монархии. Во главе страны стоял великий князь. Свои полномочия монарх разделял с Боярской думой, состоявшей из представителей высшей аристократии. Существовало два думных чина: боярин и окольничий. Позже Дума стала пополняться людьми менее знатного происхождения: дворянами и дьяками (чиновниками). Основу государственного аппарата составляли Дворец и Казна. Высшими чиновниками были казначеи и печатники (хранители печати). Система местного управления была построена на принципе «кормления». Великокняжеские наместники получали право на часть судебных пошлдин и налогов, собираемых на управляемых ими территориях.

При Иване III произошли крупные перемены в структуре землевладения и господствующих классов, значительно выросло служилое дворянство и поместное (условное) землевладение. Реформы затронули и армию. Вместо феодальных дружин, поставляемых боярами, армия комплектовалась дворянскими ополчениями, дворянской конницей, пешими полками с огнестрельным оружием (пищалями).

По мере роста поместного землевладения и роста дворянского сословия неизбежно должен был усилиться нажим на крестьянство, холопов, кабальных людей. Потребность в рабочих руках росла. Складывание новых экономических и социально-политических отношений требовало создания нового законодательного порядка. Поэтому из всех новшеств Ивана III наиболее значительной была судебная реформа, обнародованная в 1497 г. в виде специального сборника законов «Судебника». Вместо многих местных уставных и судебных грамот, по которым осуществлялось судопроизводство, Иван III ввел единое общерусское законодательство. Он запретил посулы (взятки) за судопроизводство и установил единообразные судебные пошлины за все виды судебной деятельности.

По Судебнику на территории всего государства действовали: суд великого князя и его детей, суд бояр и окольничьих, суд наместников и волостелей (территория страны делилась на уезды, уезды на волости и стены. Власть в уездах принадлежала княжеским наместникам, а в волостях и станах - волостелям). По Судебнику давнее правило перехода крестьян от одного владельца к другому в течение двух недель в году стало общегосударственной нормой. В единый срок перехода - неделя до 26 ноября и после - крестьянин мог уйти, только уплатив все долги и «пожилое». Судебник запрещал кабалить в холопы свободных людей.

Наши рекомендации