Мировая система социализма и ее распад
Важным событием послевоенного времени стали «народно-демократические революции» в ряде стран Европы. В значительной мере их политическая ориентация формировалась под воздействием пребывания на территории большинства из них советских войск. Выход социалистической модели за рамки одной страны заложил основы для возникн сообщ, получ назв «мировая система социализма» (МСС). В 80-х гг. XX в. в состав МСС входили 15 государств.
Образование СЭВ. Заметной вехой в истории формирования МСС можно считать создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. По линии СЭВ первоначально осуществлялось экономическое и научно-техническое сотрудничество европейских социалистических стран. Социалистические страны Европы оставались сравнительно динамично развивающейся частью МСС. Страны Монголия, Китай, Северная Корея, Вьетнам наиболее последовательно использовали сталинскую модель строительства социализма.
Этапы развития МСС. Укрепившаяся во всех странах МСС социалистическая модель сковывала хозяйственную инициативу, не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мире. Особенно наглядно это стало проявляться в связи с начавшейся в 1950-е гг. НТР. Причиной неудач реформ было сильнейшее сопротивление им партийно-государственной номенклатуры.
В середине 70-х гг. XX в. социально-экономическое и политическое положение в социалистических странах стало осложняться. В это время в странах с рыночной экономикой, под воздействием НТР началась структурная перестройка хозяйства, связанная с переходом от экстенсивного к интенсивному типу развития. К 1980-м гг. отставание отраслей, производящих товары и услуги, от все еще державшихся на плаву отраслей добывающей и тяжелой промышленности привело к возникновению тотального дефицита на товары народного потребления.
Распад МСС. В конце 1980-х гг. по странам Центр и Юго-Восто Евр прошла волна демократ революций, ликвидировавших монопольную власть правивших компартий, заменив ее демократической формой. В результате распада МСС была как бы подведена черта под долгим периодом тоталитаризма в истории большинства стран Восточной Европы.
Вопрос 39
"ПЕРЕСТРОЙКА" В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Политическая реформа. XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.) утвердила курс на создание в стране правового государства. Суть политической реформы- четкое разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества.
Изменение отношения к религии. Состоялось несколько встреч М.С. Горбачева с патриархом РПЦ Пименом и представителями других религиозных конфессий.
Создание политических партий и движений. В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. Это явилось стимулом возникновения новых партий и движений. Раскол в рядах КПСС привел к возникновению нескольких партий социалистической (коммунистической) ориентации. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая, партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия коммунистов (РКП). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). На начальном этапе деятельности все они видели свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологии, а также в усилении роли государства в экономической жизни.
Начали действовать партии социал-демократического направления. За возрождение национального самосознания и сильного государства — но в разных формах выступали партии и движения национально-патриотической ориентации (Республиканская народная партия России)
К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М.С. Горбачева. В значительной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР. Группа политических радикалов выступила с требованием углубления политической реформы, активного проведения в жизнь идей частной собственности и многопартийности.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
В апреле 1986 г. во время испытаний турбогенератора произошел взрыв атомного реактора на одном из блоков Чернобыльской АЭС. Информация об аварии не сразу стала достоянием населения и мировой общественности - причина глобального характера последствий катастрофы. Катастрофа ускорила принятие экономической реформы (1987 г.). Главная ее направленность заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производством. Но существа административно-командной системы реформа не затрагивала. Усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.
I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития - сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством, обновление отношений собственности и становление рынка.
На пути к рыночной экономике. На рубеже 80-90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии, 1987 г.). Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Был принят Закон "Об общих началах предпринимательства в СССР".
РАСПАД СССР
В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. чел.- представители свыше ста наций и народностей.
Неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность. Центрами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения ("Рух" на Украине, "Саюдис" в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР.
В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем компартии Казахстана. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия).
В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха — территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись: проведение демократических реформ и независимость Грузии.
Вопрос 40
Российская Конституция 1993 г. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства-избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.
Конституцией разграничивались полномочия между органами власти РФ и ее субъектами.
Законодательно закреплялись полит. многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе полит. устойчивости.
Межнациональные отношения. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи Российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики.
31 марта 1992 г. между автономными республиками России был подписан Федеративный
договор. Он предусматривал разделение полномочий между федеральными и республиканскими органами власти.
Татарстан присоединился к договору в 1994 г. Специфические отношения сложились с руководством республики Ичкерия (Чечня), которое не только не подписало Федеративный договор, но настойчиво стремилось к выходу из состава России.
Принятие Конституции 1993 г. явилось важным шагом в укреплении единства Российского государства. Вместе с тем сохранилась напряженность в отношениях с отдельными субъектами Федерации. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. соглашение не сняло сепаратистских стремлений чеченского руководства.
Политические партии в Государственной Думе. В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти — Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки «Выбор России» и «Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение «Отечество». В вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок «ЯБЛоко» отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ — восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР — возрождение Российского государства в рамках до 1977 г. В парламент вошли 8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.
Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко. . Гос. Думу возглавил И. П.Рыбкин.
Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. На выборы в Гос. Думу 1995 г. партии шли с четкими требованиями в экономической, политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель- Г. А. Зюганов) занимали требования восстановления в России Мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. «Наш дом — Россия» объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную эк. задача - формирование смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике.
В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% — «Наш дом — Россия», 11% — ЛДПР, 10% — блок Г. А. Явлинского («Яблоко»), 17% — независимые и 14% — другие избирательные объединения.
Оппозиционные правительству силы попытались выступить единым фронтом на выборах президента летом 1996 г. В результате двух туров выборов президентом России вновь стал Б. Н. Ельцин. За него проголосовали 55% общего числа избирателей. Г. А. Зюганов — главный конкурент Б. Н. Ельцина — получил 40,7% голосов. Итоги президентских выборов показали, что преобладающая часть граждан поддерживала курс президента на создание рыночной экономики и демократического государства.
Отношения с государствами СНГ. В 1993 г. в состав СНГ входили кроме России еще одиннадцать государств. В 1992—1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы. Препятствием являлась образовавшаяся в предшествующие годы задолженность России со стороны государств Содружества.
По инициативе России был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией. Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден Устав СНГ (1993 г.).
Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывала дискриминация проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Россией и Белоруссией.