Государственное устройство и субъекты власти в Российской Федерации.
Высшим органом представительной и законодательной власти РФ является парламент – Федеральное Собрание, состоящее из 2-х палат: нижней палаты – Государственной Думы, верхней – Совета Федерации. Они осуществляют законодательные функции, рассматривают и решают важнейшие государственные вопросы, формируют другие высшие государственные органы (правительство, судебные органы и т.п.) и имеют право контроля за деятельностью всего государственного аппарата.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной основе с четырехлетним сроком полномочий. Она избирается прямым всеобщим голосованием по смешанной системе. По Конституции Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства и решает вопрос о доверии правительству. Однако парламентские полномочия нижней палаты по вопросу формирования исполнительной власти и контроля за ее деятельностью фактически оказываются ограниченными. Это выражается в том, что при определенной политической ситуации в стране президент может распустить Государственную Думу, если последняя три раза подряд отклонила кандидатуру на должность Председателя правительства. По вопросу о доверии правительству тоже существуют свои «пределы». Так, при повторном выражении недоверия правительству в течении трех месяцев Президент может принять решение либо об отставке правительства, либо о роспуске нижней палаты..
Совет Федерации формируется путем делегирования по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному из представительного и исполнительного органов власти. К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с изменением границ между субъектами Федерации, назначением на должность судей Конституционного Суда (19 судей), верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, утверждением указов Президента о введении ЧС, решением вопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны и многие другие. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания образуют Счетную палату.
Главой государства является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 года и не более 2-х сроков подряд.
Президент наделен правом участия в формировании правительства: он назначает Председателя правительства, федеральных министров, руководителей комитетов и ведомств. Президент руководит деятельностью правительства, может председательствовать на его заседаниях, он принимает решения об отставке правительства с согласия нижней палаты.
Законы, принятые Федеральным Собранием, передаются президенту, который подписывает их или возвращает в двухнедельный срок в парламент со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования. В случае отклонения закона Президентом и при повторном одобрении 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы закон подлежит подписанию президентом (в течении 7 дней). Глава государства обладает правом законодательной инициативы. Еще этим правом обладают: Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, правительство, представительные органы власти субъектов федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.
Президент возглавляет Совет Безопасности России. Глава государства утверждает военную доктрину, обладает правом объяснения ЧС и использования вооруженных сил за пределами территории страны по решению Совета Федерации.
Внешнеполитические полномочия главы государства весьма обширны. Президент является высшим представителем страны в сфере внешних отношений и осуществляет руководство внешней политикой. Он также назначает и отзывает дипломатических представителей государств.
Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд.
Система федеральных органов исполнительной власти включает Правительство РФ, состоящее из Председателя РФ, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы. Правительство разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает реализацию социально-экономических программ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализация внешней политики.
По Конституции РФ система органов исполнительной власти регионов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного права.
Органы местной исполнительной власти определяются населением самостоятельно для решения вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Главы местной администрации (мэр, губернатор) должны избираться населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права.
Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и т.д. Кроме собственной компетенции, органы местного самоуправления могут выполнять некоторые государственные функции, под исполнение которых должны передаваться необходимые материальные и финансовые ресурсы. Передача функций должна носить договорный характер между органами государственной власти и органами местного самоуправления.