К разделу IV. Государственное устройство Российской Федерации.

108. Проанализируйте полномочия Российской Федерации и субъектов РФ, закреплённые ст. 71 и 72 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 года и определите различия и сходства между ними.

109. Проанализируйте полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закреплённые ст. 71 и 72 Конституции РФ и в ст. 17, 18 и 19 Договора Российской Федерации и Республики Белоруссии «О создании Союзного государства» от 8 декабря 1999 года и определите их сходства и различия.

110. Охарактеризуйте порядок образования Высшего Государственного Совета, Палаты Союза, Палаты Представителей, Совета Министров, Союзного суда Союзного государства России и Беларуси.

111. Президент республики Калмыкия принял решение о необходимости запуска искусственного спутника Земли для создания системы мониторинга окружающей природной среды и предотвращения экологических бедствий на территории республики. Дайте юридическую оценку принятому решению?

112. Между Республикой Татарстан и Российской Федерацией заключён договор о разграничении предметов ведения и полномочий. В данном договоре отмечено, что он заключён в двух экземплярах – один на русском - другой на татарском языке. В договоре зафиксировано, что оба экземпляра имеют равную юридическую силу. Правомерно ли указанное положение договора?

113. Дайте сравнительную характеристику таким актам как «Договор» и «Соглашение» о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации?

114. Республика Татарстан в целях реализации внешнеэкономического соглашения, заключённого с исполнительными органами власти Калифорнии (США), открыла дипломатическое представительство в этом штате. На территории Татарстана также было открыто дипломатическое представительство Калифорнии. Органы ФСБ России на территории, где расположено данное представительство, произвели обыск и задержали руководителя этого представительства. Дайте правовую оценку указанным действиям.

115. В ст. 1 Конституции Республики Дагестан указано, что: «Дагестан есть суверенное, единое, демократическое государство в составе Российской Федерации»; в ст. 61 Конституции Республики Татарстан зафиксировано, что: «Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения»; в ст. 1 Республики Тыва записано, что: «Республика Тыва – суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации, имеет право на самоопределение и выход из состава Российской Федерации путём всенародного референдума Республики Тыва. Прокомментируйте данные положения на предмет соответствия Конституции России. В случае их противоречия опишите порядок их приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

116. Президент Чувашии своим указом запретил направлять призывников – жителей республики для ликвидации вооружённых конфликтов вне территории данного субъекта Российской Федерации. Не нарушает ли данный указ Конституцию России?

117. На основании Федерального закона Российской Федерации «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» подробно охарактеризуйте следующие принципы: принцип конституционности; принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов; принцип равноправия субъектов Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий; принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов Российской Федерации; принцип согласования интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации; принцип добровольности заключения договоров, соглашений; принцип обеспеченности ресурсами;

принцип гласности заключения договоров, соглашений.

118. Заполните пропуски:

1) проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для представления в ГД ФС РФ в … срок отзывов на указанные законопроекты;

2) если законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и высшие исполнительные органы государственной власти более чем … субъектов Российской Федерации выскажутся против принятия соответствующего проекта федерального закона в первом чтении, по решению ГД ФС РФ может быть создана согласительная комиссия;

3) отзыв органов государственной власти субъекта РФ считается положительным в случае, если …;

4) отзыв органов государственной власти субъекта РФ считается отрицательным в случае, если …;

5) проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, принятые ГД ФС РФ в первом чтении направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для представления в ГД ФС РФ в … срок поправок к указанным законопроектам.

Наши рекомендации