Понятие и сущность политической власти. Основные концепции политической власти.
В. есть во всяком чел-ком общежитии. Она выступает одним из способов орг-ции общественных отношений и носит отнюдь не искусственный характер, а объективный, опред-ся, прежде всего, материаль-ми условиями жизни людей. В.проходит длительный ист-кий период в своем развитии, начиная от первобытнообщинного строя и кончая социализмом. В каждом общ-ве она наряду с общими, присущими данному явлению чертами, обладает рядом спец-ких признаков обусловленных особенностями разв-тия конкретной страны.
Проблемы В. всегда волновали философов, соц-гов и поэтому есть различ. подходы к их объяснению:
1. В основе опред-я В. М. Вебера лежит асимметричность отн-ний между субъек-ми, сущ-щая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на др-го.
2. В. - достижение опред. целей, получ-е намеч-х рез-тов путем оказания влияния на др-х.
3. Бихевмористский. В. явл-ся особым типом поведения, изменяющим поведение др-х людей. Этот подход индивидуализирует понимание В., сводит ее к взаимод-вию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Г. Лассуэлл считал, что первон-ные импульсу для возникновения В. лает присущее индивидам стремление к власти и обладание “полит. энергией”. Чел-к видит во В. средство улучшения жизни и в то же время В. - самоцель, позволяющая наслаждается ее обладанием.
4. Инструменталистская. В.- возможность исп-ть опред-ние средства в том числе и насильственные.
5. Структуролистические. В.- особого рода отн-ния между управляющими и управляемыми. Без В. невоз-ны коллективное сущ-ние чел-ка, совместная жизнедеят-ть многих людей. Само общ-во устроено иерархично. Иными словами, В. связана с занятием рук-щих должностей, позволяющих воз-вать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.
6. Функциональный. В.-возможность или способность принимать решен-я оказ-щие влияние на действие др. людей. (пункт-5).
7. Хане Аренд. В.- вовсе не принадлежит 1 чел-ку, а только группе людей, действ-щих совместно. В. означает способность чел-ка не столько действовать, сколько действовать с другими. В. не явл-ся собственностью 1 индивида, В. принадлеж. группе до тех пор, пока группа действует согласовано.
8. В.- есть производная от статуса. Способность субъекта действовать, ставить условия.
9. Гиданс подчеркивал, что облад-ние В. означает способность менять порядок вещей. Обладание В. равносильно тому, что от кого-то или чего-то зависят рез-ты или последствия совершенных действий кот-е повлияют на сущ-е и интересы людей и обстоятельств.
Глубинные истоки властикоренятся в не всегда осознанной двойственности чел-кой психики. С одной стороны -это потреб-ть в автономии, а с др. стороны невозможность жить в не соц. Среды.
Г.Лассуэлл считал, что воля к В. это ест. св-во чел-ка. Потр-сть в автономии питает независ. и эгоизм, власть же воплощает необх-мую чел-ку среду, его желание выжить. Присоед-ние к воли к-либо -это одно из проявлений В.
Наиболее общее опред-ние - опред-ние М.Вебера, кот-й определял В., как возможность того, что одно лицо внутри соц-го отн-ния будет в состоянии осущ-ть свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана.
Вывод В.- это совокупность условий, дающих возможность субъекту предписывать другим, требовать от них вып-я опред-х действий, правил и порядка.
Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, сильная общность и др. Для реализ-ции властных отн-ний субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Субъект определяет содержание властного отн-ния через:1)приказ;2)подчинение; 3) наказание; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщими интересами.
Качества объекта опред-ся прежде всего политической культурой населения. Мотивами побуждающими объекта к подчинению являются: страх перед наказанием; интерес (более стабильная В);преклонение перед авторитетом; максимальная сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отн-ний воспринимает дело субъекта как свое личное дело ,он абсолютно доверяет своему рук-лю.Сила В., подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора-неравенства.
В современ. концепциях В. глав. явл-ся вопрос об источниках или основаниях власти. Так как важнейшей соц. причиной подчинения одних людей др. явл-ся неравномерное распред-ние ресурсов власти.
Основания - средства кот-е исп-ся для воздействия на объектов власти.
Потенциаль. основания - ресурсы власти кот-е могут быть исп-ны, но пока не исп-ся или исп-ся, но неполностью.
Под ресурсами В. следует понимать все те средства, исп-ние кот-рых обеспеч-ет влияние на объект В. в соответствии с целями субъекта..
Ресурсы власти - это либо важные ценности(деньги, предметы потребления), либо сред-ва, способные влиять на внутренний мир чел-ка(сред-ва массовой инф-ции), либо орудия, с помощью кот-х можно лишить чел-ка тех ценностей, высшей из кот-х считается жизнь.
Ресурсы, наряду с субъектами и объектами, выступают одним из важных оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Сущ. несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. К улитарным отн-ся материальные и др. соц-ные блага; к принудительным - меры уголовного административного воздействия; к нормативным - ср-ва воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения чел-ка. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятия его требований.
2-й классиф-цией явл-ся деление рес-в в соответствии с важнейшими сферами деятельности:
Эк-кие - материаль. ценности, необходимые для общ-ного произв-ва и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.).
Соц-ные - способность повышения(или пониж-я) соц. статуса или ранга, места в соц. иерархии (должность, престиж, образование и др.).
Культуро-информационные - знания и инф-ция, а также ср-ва их получения: институты науки и обр-ния, ср-ва массовой инф-ции и др.
Силовые - оружие и аппарат физического принуждения, спец. подготовленные для этого люди.
Специфич. рес-сом В. явл-сясам человек (демографические рес-сы), Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, кот-рый создает др. ресурсы.
Основания и рес-ры в совокупности дают представления о потенциале власти. Учет потенциала власти и сопротивление властной воли, дает возможность подсчитать силу власти.
По мнению сов-х политологов исп-ние силы - показ-ль слабости В.
Выделяют типы властвования на основании страха, убеждения и интереса.
Мощным доп. ресурсом В. явл-ся чувства, напр.: национальные, религиозные, ненависти, зависти, восторга и т.д. и еще язык. Он становится надежным средством убеждения, внушения страха и т.д. Кто владеет средствами массовой инф-ции, у того и власть.