Легитимность политической власти. Ее типы.

Власть в нормаль. цивилиз-ном общ-ве должна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале 19 в. и обозначало полит. движение во Франции, ставившее своей целью востановить власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора Наполеона.

Лег-ная власть хар-ется обычно как правомерная и справедливая. Лег-ть связана с верой подобляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

Сам термин “лег-ть” переводят с фран-кого ка “законность”. Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином “легальность”. “Лег-ть” и “легальность” - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более оценочный, этический хар-тер, а второе - юрид-кий.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес М. Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа лег-ти власти:

1. Традиционная. Она возникла благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна сущ-х порядков. Трад-е господство присуще монахам. Подавляющая тяжесть традиций приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отн-ния власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей мотивации трад-ная лег-ть во многом схожа с отн-ниями в патриархальной семье, основанной на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном хар-ре взаимоотн-ний. Власть традиции такова, что когда лидеры нарушают ее, они могут потерять лег-ть в глазах масс. В этом смысле власть элиты жестко ограничена той же традицией, кот-я придает ей лег-ть. Трад-ная лег-ть отличается прочностью. Поэтому, как считал М.Вебер, для стабилизации демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет гос-ва многовековыми традициями почитания власти.

2. Легальная или рационально-правовая. Она основывается на добровольном признании установленных юрид-х норм, направленных на рег-ние отн-ний упр-ния и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа власти явл-ся конституционное гос-во, в кот-м беспристрастные нормы четко обозначают правила его функционир-я. С др. стороны, эти нормы открыты изменениями, для чего имеются установленные законом процедуры. В системах подобного вида власть полит. элиты легитимизируется “царством закона”. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодат-ву.

3. Харизматическая.Она основана на вере в исключит. качества руков-ля, которыми он наделен Богом, т.е. вера в его охаризму. Поэтому он иногда даже обожествляется, создается культ его личности. Хариз-кая власть явл-ся относительно нестабильной по сравнению с трад-ной и лег-ной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то время как традиция и закон явл-ся факторами общественной жизни. Хариз-кий способ легитимации часто исп-ся в период революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиции или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет кот-го освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Хариз-кая лег-ть базируется на эмоциональном, личностном отн-нии вождя и масс.

Лег-ть власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Сущ. и другие, напр. идеологическая лег-ть.Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает право на упр-ние соответствием власти интересам народа, нации или класса. Идеологич. лег-ть основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения. Но в отличии от рационально-правовой лег-ти, апеллирующей к сознанию, разуму, идеологическая - однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии.

Во второй пол-не 20 в. многие молодые гос-ва в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической лег-ти. Этот вид лег-ти в большей или меньшей степени присущ многим современным гос-вам.

13. Политическая система общества: понятие, структура, функции.

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормаль. функционирование в качестве единого социального орг-ма. Этот механизм именуется полит-кой системой.

Понятие полит. системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить полит. жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать “окружением” или “окружающей средой”, и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Полит. систему составляют многие подсистемы, стр-ры и процессы, она взаимодействует с др. подсистемами: социальной, эк-кой, идеологической, культурной, правовой. Пределы полит. системы определяются границами, в рамках которых полит. решения данной системы обязаны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае полит. партии - учитываются пределы действия устава, пр-мы партийных решений.

Системный подход просматривается у Гобса(государство - механизм) и у Спенсора (гос-во - живой организм).

Паронс исследовал понятие соц-зма, изучал об-во как целостную систему, состоящую из подсистем. Изменения в подсистемах приводят к изменению в основной системе.

Экономическая обеспечивает воспроизводство и распределение матер. благ. Экон. и духовная зависят от политической, которая регул-т действие всех др. подсистем и имеет главенствующую власть. Политическая имеет относительную самостоятельность.

Полит. система отличается от эк-кой и духовной:

1. Она осущ-ет верховную власть в об-ве,и ее решение обязательно для всех подсистем.

2. Обусловлена соц-эк-кой структурой общества.

3. Она наиболее формализованная из всех подсистем, а отношения в ее рамках регулируются полит. и правовыми нормами.

4. Вып-ет только ей присущие функции: определение целей и задач об-ва; распределение ресурсов; регулирование; управление.

Полит. система об-ва исследовалась Д. Истоном который разделяет все системы на открытые и закрытые.ПоД. Истону полит. система - это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.

У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивных и деструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы(повысить з/п). Поддержка может выражаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к госуд. власти и ее символам.

Выход инф-ции - результат функционирования полит. системы- осуществляется в виде решений и полит. действий. Эти решения и действия так или иначе оказывают воздействие на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения. В системе усилятся стабилизационные процессы. В случае полного или частного несоответствия ожиданиям полит. решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису полит. системы. (Для нормальной работы полит. системы необходимо полное выполнение ее функций.)

Полит. система является открытой: она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, тогда полит. система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, но односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-либо одного слоя, а это также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, и это может привести к ошибочным решениям.

Наши рекомендации