Власть как категория политической науки. Основные концепции власти.

Власть - центральная категория политологии, обозначающая способность воздействовать на деятельность и поведение индивидов, групп, наций, социальных слоёв, используя широкий ряд механизмов влияния.

Существует несколько вариантов определения власти:

-власть как тип социального воздействия, в основе которого лежит возможность одних людей оказывать влияние на поведение других (бихевиористский);

-власть как достижение целей определённых групп интересов (телеологический);

-власть как средство управления обществом (инструменталистский);

-власть как возможность перераспределения ценностей в конфликтных ситуациях (конфликтологический).

В политологии различают два типа власти: власть-авторитет и власть-могущество. Власть-авторитет предполагает влияние, основанное на признании одними людьми права других отдавать распоряжения и требовать подчинения. Источниками авторитета, согласно типологии Вебера, являются традиции, закон и харизматические качества политического лидера. Власть-могущество означает способность воздействовать на поведение других желательным образом, что предполагает как идею управления государством, так и ее конкретное осуществление.

Власть имеет несколько целей: противостояние разрушению, кризису, упадку системы; нейтрализацию возникающих конфликтов; стабилизацию общества и его продвижение по пути прогресса.

Структура власти представляет собой совокупность институтов, посредством которых осуществляется процесс воздействия, реализуются властные отношения.

В рамках веберовской концепции можно выделить индивидуализированную, институциализированную и персонализированную власть. Индивидуализированная власть осуществляется одним человеком в различных формах. К её недостаткам относят прерывный характер (отсутствует разработанный механизм преемственности) и отсутствие правовых границ. Институциализированная власть характеризуется разделением власти и осуществляющих её лиц, фиксированным механизмом передачи власти. Персонализированная власть отличается усилением личных факторов, оказывающих влияние на внешние ее проявления, но чаще всего не меняющих её содержания.

Существуют и другие типологии власти: с институционально-правовой или функционально-юридической точки зрения выделяют законодательную, исполнительную, и судебную власть; согласно способам реализации - явную и тайную, легитимную и нелегитимную, формальную и неформальную, информационную власть.

В современной политологии отмечают два основных подхода к проблемам власти - реляционистский и системный. Реляционистский подход послужил основанием трём вариантам интерпретации власти: теории «сопротивления», рассматривающей властные отношения как подавление сопротивления объекта власти ее субъектом; теории «обмена ресурсами», подчёркивающей не отдельные ситуации, а совокупность социальных взаимодействий и изменяемость ролей их участников. Системная концепция также включает в себя три подхода к пониманию власти: власть как свойство и атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс, Д. Истон); власть как атрибут конкретных систем - семьи, организации, группы (М. Крозье); власть как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы (Кларк, М. Роджерс).

Современная политическая наука выделяет три взгляда на процесс влияния субъекта власти на ее объект. Во-первых, власть как процесс принятия решений. Во- вторых, власть как определение повестки дня, что означает возможность избежать принятия тех или иных решений, «процесс непринятия решений. В- третьих, власть как контроль над мыслями, когда влияние осуществляется через формирование образа мыслей, желаний и потребностей, идеологический и психологический контроль.

6. Легитимность политической власти и типология оснований легитимности.
Легитимность — сущностное свойство государственной влас­ти. Легитимность означает не только законность происхож­дения и способа установления власти, но и такое состояние влас­ти, когда граждане государства признают право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Из последнего также следует, что существую­щие государственные институты, по крайней мере, не хуже, чем любые другие возможные институты, и поэтому им нужно под­чиняться. Большой вклад в теорию легитимации господства внёс Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил 3 главных типа легитимности власти:

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном подчинении старшим. Традиционная легитимность отличается прочностью.

2. Харизматическая легитимность. Основана на вере в исключительные качества, харизму руководителя, которого иногда обожествляют, создают культ его личности. Этот способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая)Её источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т. е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют исполнители власти. Характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям.

Легитимность власти не ограничивается её тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие способы легитимации и соответственно типы легитимности. Один из них – идеологическая. Её суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса, её право управлять.

Наряду с типологией обычно выделяются источни­ки легитимности власти. К ним относятся:

1) идеологические принципы и убеждения граждан в государ­ственной власти как самой справедливой и передовой;

2) привязанность к структурам и нормам госу­дарственной власти, которая базируется на доверии к традицион­ной и устоявшейся системе власти (традиции парламентаризма в Великобритании, к примеру);

3) преданность власти благодаря положительной оценке лич­ных качеств субъектов власти; в отличие от харизматической легитимности, здесь в основу кла­дется рациональный расчет граждан в их отношении к полити­ческому лидеру;

4) политическое принуждение; оно су­ществует при любом политическом режиме, но чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в то же время есть граница в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитимности а как фактор ее падения. Можно говорить о степени легитимности государственной власти. Чем ниже уровень легитимности, тем больше насилия необходимо для удержания власти.

Режим может оставаться легитимным при выраженном недоверии к отдельным институтам или руководителям государства. Это означает необходимость разграничения понятий леги­тимности власти и доверия к политическим институтам или популярности их руководителей.

Объекты легитимации в обществе:

1) государственная власть как таковая.

2) конкретная форма и воплощающие ее институты вместе с процедурами их формирования.

3) конкретные субъекты, олицетворяющие эти институты вместе с процедурами возведения во власть в рамках данных институтов, а также политика конкретных субъектов, их программы и действия. Легитимность государственной власти оказывается, таким образом, трехуровневой. Ее фундамент образует легитимность государственности как таковой. Вторым уровнем является конкретная форма государственной жизни. Третьим уровнем легитимности являются конкретные личности и способы их вхождения во власть в рамках данных государственных институтов.

7. Принцип разделения властей: его сущность и особенности реализации в России.

Родоначальниками теории являются Локк и Монтескье. Дж. Локк. В работе "Два трактата о правлении" впервые аргументирует идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Законодательная является верховной. Кроме того, Локк утверждает, что для управления международными делами в обществе необходимо существование федеральной власти. Судебная власть не выделяется, а является составным элементом исполнительной власти. Монтескье впервые объявляет разделение властей высшим законом государственного устройства. Выделяет три рода власти: законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье также подчеркивает важность независимости властей и органов их осуществляющих, которые будучи разделенными, должны дополнять друг друга. Сложность этих взаимоотношений ставит задачу создания системы сдержек и противовесов.

Российскому государству на протяжении всей его истории принцип разделения властей был чужд. Он отвергался самодержавной природой власти монарха. Этот принцип не был воспринят в эпоху советской власти, поскольку она строилась как носительница формального полновластия Советов. К признанию идеи "разделения властей" привел поиск путей преодоления политического режима в СССР лишь во второй половине 80-х годов. Однако только введение института президента в СССР и РСФСР, а также провозглашение суверенитета РФ повлекло за собой конституционное закрепление этого принципа организации государственной власти в России. Наконец, Конституция Российской Федерации установила, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником является многонациональный народ Российской Федерации. Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации. Участие Государственной Думы в процессе формирования Правительства Российской Федерации является важнейшим проявлением взаимодействия законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства Российской Федерации является основной позитивной формой воздействия законодательной власти на формирование власти исполнительной. Предусмотренная в статье 117 Конституции Российской Федерации возможность вынесения Государственной Думой вотума недоверия Правительству есть проявление реального действия механизма "сдержек и противовесов" в системе разделения властей, что представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях Президента и Государственной Думы при решении вопроса о судьбе Правительства.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс. Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти.

Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: "Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина", а также того, что Президент устанавливает основные направления политики государства. Именно как глава государства Президент наделен правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательной инициативы и отлагательного вето. Президент в случае несогласия с законом может его отклонить и направить на новое рассмотрение в палаты Федерального Собрания. Однако право отклонения законов неприменимо к федеральным конституционным законам, которые принимаются квалифицированным большинством голосов в обеих палатах Федерального Собрания, а также к тем федеральным законам, которые повторно одобрены в ранее принятой редакции 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью. Часть из них осуществляется им лично (руководство внешней политикой, реализация функций Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации) либо относится к исполнительной власти. Так, Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства.

Наши рекомендации