Российская социально-политическая мысль второй половины 19-го - начала 20-го века.
Русская политическая мысль возникла из стремления постичь природу государства, сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. Русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства. Перед русской мыслью с момента ее зарождения стояли проблемы культурного и государственного развития России.
До 18 века русская политическая мысль в целом развивалась в религиозной форме; с 18 века в ней преобладают светская и просветительская тенденции, связанные с эпохой «европеизации» России, начатой Петром I. Политическое развитие России запоздало по сравнению с западноевропейским. Россия с 15 века до Февральской революции 1917 года оставалась самодержавным авторитарно-бюрократическим государством.
До 1861 года в России существовало крепостное право, поэтому практически все направления русской политической мысли были ориентированы на решение социальных проблем и аграрного вопроса.
Если на Западе радикальная идея политической революции стала терять свое значение во второй половине 19 века, то в монархическо-крепостнической России она присутствовало постоянно, оживая в периоды контрреформ. Революционный радикализм был одним из основных направлений политической мысли России 19 – начала 20 века.
Наиболее яркой формой революционного радикализма в России в начале 20 века были политическая идеология большевизма с его идеями социалистической революции как самодовлеющей цели, тотальным перевоспитанием трудящихся масс коммунистической партии, теория Троцкого о «перманентной» мировой революции.
Политико-правовая идеология и практика ленинизма и сталинизма абсолютизировала классовый подход, роль и место коммунистической (большевистской) партии в системе диктатуры пролетариата, рассматривая государство как организацию экономически господствующего класса, а диктатуру пролетариата – как централизованную организацию населения; демократию, свободы, права личности, принципы гуманизма относила к числу малозначащих факторов общественно-политической жизни. Это во многом предопределило впоследствии «триумф и трагедию» ленинизма и сталинизма.
Проблемы отношения России к Западу и Востоку, к Европе и Азии занимали в русской политико-социальной мысли важное место и постоянно «питали» русскую идею.
Русский либерализм восходит к 18 веку. В своем историческом развитии он прошел три этапа:
1. «правительственный2 либерализм, инициируемый сверху, охватывающий периоды царствования Екатерины II и Александра I. По содержанию – это просветительский либерализм, уповающий на просвещенную ограниченную монархию (проекты Сперанского)
2. либерализм пореформенного периода – «охранительный» (консервативный) либерализм, синтезирующий либеральные идеи свободы и реформаторства с консервативными ценностями сильной власти, порядка и преемственности.
3. «новый» (социальный) либерализм начала 20 века, сущностью которого был синтез идей либерализма и социализма в русле традиции социал-реформизма европейской социал-демократии, провозгласившей необходимость обеспечения каждому гражданину «право на достойное существование» и поставивший проблему синтеза свободы и социального равенства.
Особенностью русской политической мысли, продолжающей традицию русской философии, является ее антропологическая ориентация, осмысление проблем сущности и существования человека, смысла его жизни. Особенностью русской политической мысли является ее эстетический пафос. Нравственные нормы служили критерием оценки политического поведения властвующих и подвластных, содержания, целей и задач самой политики и даже познания. Отправной точкой здесь была прочная традиция русской философии – этика христианства, православие. Именно в 19 веке в России наступает расцвет политической мысли. Теоретики различных течений либерализма, консерватизма, революционного радикализма по-разному осмысливали центральные проблемы и темы политологии. Представителем «правительственного» направления русского либерализма был М.М. Сперанский – один из первых в России теоретиков правового государства. Считая государственный строй России деспотическим, он призывал Александра I к установлению конституционной монархии «сверху» путем реформ. Большое влияние на русскую политическую мысль 19 века оказало движение революционеров-декабристов. Всех декабристов объединяли демократические идеалы Просвещения, ликвидации абсолютизма, крепостничества и основных сословных привилегий, приверженность западным теориям естественного права и общественного договора.
П.И. Пестель выступал за демократическую республику, где верховная законодательная власть принадлежала бы однопалатному Народному вече, избиравшему на пять лет исполнительную власть – державную Думу, также избираемую народом, один из пяти членов которой переизбирался бы ежегодно.
Проект конституции Н.М. Муравьева был более умеренным и предусматривал не республику, а конституционную монархию.
Полемика славянофилов и западников в 30-40 годы о судьбе России не исчерпана до сих пор, возрождаясь в современных дискуссиях между «новыми западниками» - радикал-либералами и «новыми славянофилами» - представителями национал-патриотической оппозиции.
Западники (Грановский, Кавелин) считали, что будущее России состоит в ее приобщении к европейской либеральной цивилизации. Славянофилы (Хомяков, Самарин и т.д)акцентировали внимание на самобытности исторического прошлого России и считали, что Россия и Запад – это два особых мира, закономерности развития которых совершенно различны.
Петрашевцы (Буташевич-Петрашевский, Спешнев) пытались перенести идеи французского утопического социализма на русскую почву.
Революционеры-демократы (Белинский, Герцен, Чернышевский) считали буржуазный строй прогрессивнее феодального. Традиции революционно-демократической идеологии продолжали народники. Народничество – это и идеология, включающая комплекс философских, экономических, политических, социалистических теорий, и политическое движение разночинной интеллигенции и студенчества.
П.Н. Ткачев считал, что крестьянская община является готовым элементом социализма и что русский народ гораздо ближе к нему, чем народы Запада.
Либеральный народник Н.К. Михайловский определял прогресс как движение к социальной однородности и создал учение о «правде-истине» и «правде-справедливости». Его теория «героев и толпы» была очень популярна среди членов организаций народников. В ней рассматривалась одинокая личность «героя» как главного творца истории и революции, а «толпе» отводилась пассивная роль.
М.А. Бакунин – один из основателей и теоретиков анархизма. Ошибочно отождествлять понятия «анархизм» и «анархия». Анархия – это хаос и дисгармония. Анархизм – идеал свободной, изнутри определяемой гармонии лада. Можно сказать, что у Бакунина представлена доктрина «антивласти», но не безвластия, а самоуправляющегося безгосударственного анархического общества.
После смерти Бакунина, главным теоретиком анархизма считался П.А. Кропоткин – «один из святых столетия», по словам Б. Шоу. Он считал возможным сразу же после уничтожения государства и частной собственности перейти к распределению по потребностям.
В творчестве К.Н. Леонтьева можно выделить идеи о «сверхразумных (иррациональных) и таинственных (мистических) основаниях бытия государства» и о христианстве как «учении на пути личного спасения».
Согласно консервативной теории «русского византизма» Леонтьева, принцип византизма – православие – обеспечит национальное единство России, главные силы которой – государство и церковь.
Крупнейшими представителями религиозно-нравственной традиции русской политической мысли В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев. Для них государство перестает быть лишь политическим институтом и юридической категорией. Государство должно подчинить себя религиозному началу.
Крупнейшим теоретиком русского консервативного либерализма рубежа веков был Б.Н. Чичерин. Главным для него было обосновать необходимость интеграции основополагающих для классического западного либерализма идей свободы, закона и частной собственности с политическими реалиями России рубежа 19-20 веков. Чичерин дал первую в истории отечественной политической мысли типологию русского либерализма, выделив три его вида:
1. «уличный» - либерализм толпы, для которой характерны политические скандалы и самолюбование собственным «волнением»
2. «оппозиционный» - систематически обличающий власть в «ошибках» и «наслаждающийся собственной критикой»
3. «охранительный» либерализм – сущность состоит в «примирении начала свободы с началом власти и закона…»
Огромную роль в разработке теории марксизма и пропаганде его идей в России сыграл Г.В. Плеханов. Он отстаивал демократические политико-правовые институты и юридические нормы буржуазного государства и считал их необходимыми для политической подготовки рабочего класса к грядущей революции.
Октябрьская революция 1917 года прервала развитие многих направлений отечественной политической мысли, ставшее невозможным в условиях господства идеологии большевизма. В эмиграции оказались сотни деятелей науки и культуры.