Популизм: понятие и признаки

Популизм можно определить как применение не истинных, но популярных в конкретной ситуации средств для достижения политических целей. Популизм есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложившихся под влиянием тех или иных обстоятельств.

Признаки популизма:

1) он возникает в странах, где имеются определенные демократические институты и нормы: всеобщее избирательное право, равноправие граждан, право на свободу слова и т.п., т.е. там, где массы в качестве избирателей выступают участниками политического процесса. Только тогда попытки апелляции к настроению граждан, попытки подстроиться под массовое сознание могут собственно и стать способом завоевания власти;

2) в наибольшей мере он распространен в условиях низкого уровня политической и правовой культуры общества, в условиях еще не упрочившихся структур народовластия;

3) популизм усиливается особенно во времена кризисов, социально-экономической и политической нестабильности, когда большинство людей испытывает ухудшение условий жизни и теряет уверенность в завтрашнем дне. Это самое благодатное для популистов время, ибо именно в такие моменты переоценки ценностей и ожесточения политической борьбы народ в наибольшей степени дезориентирован и подвержен политике обещаний;

4) популизм зачастую обслуживает прежде всего политический радикализм, позволяя “реальную дистанцию между целями и средствами” заменить упрощенной, декларативной, демагогической;

5) популизм — это уход от действительно имеющихся проблем, объективно данных интересов и потребностей людей. И в этом смысле популизм выступает в виде специфической имитации, напоминает своеобразный социально-политический наркотик, уводящий массы от реальности, не удовлетворяющей их, в мир несбыточных ожиданий и чуда;

6) популизм ориентируется в основном на обыденное сознание, “разыгрывая излюбленные карты” доверчивого обывателя: стремление к справедливости, ликвидацию привилегий, поиск универсальных и простых средств для решения практически всех задач и т.д. Он особенно распространен в условиях неопределенности, незнания, отсутствия налаженной и доступной системы информирования граждан;

7) популизм — разновидность демагогии. Типичные для демагогии средства — ложные клятвы в верности народу, выдвижение безответственных программ и обещаний и одновременно клевета на тех, кто на деле действует во имя подлинных интересов общества — употребляются в полной мере и в популистской практике. Вместе с тем популизм — лишь составная часть демагогии. Если всякий популизм — демагогия, то не всякая демагогия — популизм. Демагогия имеет более широкую сферу применения: и в политике, и в науке, и в искусстве, и в быту;

8) популизм, в отличие от популярности, оценивается с позиции нравственности как отрицательное явление, которое не приближает, а отдаляет истинное народовластие;

9) учитывая, что выборы — это своеобразная “продажа” конкретного политика избирателям, популизм выступает в качестве специфической недобросовестной политической рекламы, приукрашивающей реальные способности и возможности кандидата в депутаты, президенты и т.п. Как и всякая иная реклама в большом бизнесе (а политика зачастую именно так и понимается), популизм не считает денег, связан с раздачей легковесных обещаний, льгот, наград и т.п.

Сами по себе обещания не содержат ничего предосудительного. Подобные приемы используют практически все политические силы и политики, тем более те, кто находится у реальных рычагов власти. Главным же здесь является то, насколько объявленные предвыборные обещания будут фактически выполнены, насколько искренен был конкретный лидер в своих предвыборных планах изменить жизнь к лучшему. То есть важно, чтобы обещания не превратились в популизм, ибо не всякое обещание выступает в качестве популизма.

ЛИТЕРАТУРА

Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995. С.139—141.

Волкова Н.Ф. Популизм и консерватизм. М., 1992.

Выдрин Д.И. Технология популизма // Диалог. 1990. № 3. С. 36—46.

Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.

Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. С. 56—57.

Малько А.В. Популизм как тормоз демократии // Общественные науки и современность. 1994. № 1.

Малыю А.В. Популизм и право // Правоведение. 1994. № 1. Политология на российском фоне / Отв. ред. П.И. Симуш. М., 1993. С.189—190.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 306. Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. Саратов, 1994. С.114—130.

Прямое действие в политике

Существуют два основных типа политических процессов: когда воздействие на политическую власть осуществляется через представительные органы, которые функционируют в рамках самой политической системы, и прямое влияние граждан на органы политической системы. Непосредственное участие в политике может быть институциональным, регулируемым путем прямой демократии через механизм выборов, референдумов, плебисцитов, по определенным нормам действия этой системы (избирательные законы комиссии по проведению выборов и подведениюих итогов, уставы политических организаций). Но участие в политике может осуществляться и иным образом: через “прямое действие” — непосредственное влияние граждан на органы политической власти в разнообразных формах политической активности: митингах, демонстрациях, забастовках.

Рассмотрим некоторые специфические формы основных проявлений прямого действия в политике.

Митинг — собрание людей с неограниченным составом участников, посвященное обсуждению той или иной проблемы. Несомненно, это мощное средство развития интереса, единовременного вовлечения в политику больших масс людей, служащее зримым проявлением сложившегося в обществе отношения к той или иной проблеме, способу ее решения, политическому лидеру и действиям органов политической власти. Митинг — это и демонстрация, выявление политической позиции, занятой отдельным человеком или группой, средство определения поддержки или неодобрения ею того или иного акта политической власти или политического лидера.

Демонстрация — массовое шествие сторонников определенной идеи, требование, выражение поддержки или протеста какой-либо акции политической власти. Как правило, участники демонстрации выделяют себя из массы, показывают свою осознанную готовность к определенным действиям, понимают свою ответственность. Демонстрация — мощный фактор политической мобилизации и агитации, который при хорошей организации и проведении позволяет веско заявить о своих требованиях, подкрепив их массовой поддержкой, завоевывать сторонников из колеблющихся.

Забастовка — прекращение работы с целью политического давления, предъявления и настаивания на принятии определенных требований. Этой форме массового политического действия присуща способность в короткое время приобщить к выражению активной политической позиции огромную массу людей, к тому же находящихся в разных регионах. В некоторых политических течениях, прежде всего в анархосиндикализме, всеобщая забастовка, охватывающая всю страну или даже несколько стран и выдвигающая требования, направленные непосредственно государству или государствам, считается наиболее действенным, решающим средством политической борьбы.

Несомненно, забастовка — крайнее средство, к которому вынуждены прибегать борющиеся за свои права люди, ибо в результате его использования наступают весьма тяжелые для всего общества результаты, прежде всего связанные со значительным нарушением экономической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12. § 6.

Налимов В.В. Власть и противостояние ей // Полис. 1992. № 3.

Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике // Политика: проблемы теории и практики. М., 1990. Вып. 7, ч. 1.

Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл. 14. § 2.

Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.221—227.

Политическое решение

Политическое решение — это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти. Для эффективности политического решения как элемента политического руководства необходима реализация следующих функций:

1) координации — согласования усилий разнородной массы людей, действующих к тому же в постоянно изменяющихся обстоятельствах;

2) корреляции — внесения изменений в тактику движения, особенно при появлении новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или, наоборот, облегчающих реализацию поставленной задачи;

3) программирования — осуществления выбора эффективного способа сочетания целей и средств, что в политическом процессе заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности. Благодаря программе цели приобретают качество реалистичности, осуществляется учет и оценка возможностей, а ресурсы не растрачиваются попусту.

Принятое решение закрепляется, конкретизируется в акте планирования политического процесса, состоящего из следующих компонентов:

— согласования целей и этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный политический процесс;

— доведения до возможно большего числа участников действия его программы;

— оценки обстановки, в которой будет разворачиваться политическое действие с целью выявления ее основных доминант, а также узлов взаимодействия противоречий и интересов, от воздействия на которые зависит успех намечаемого политического действия;

— принятия мер по созданию соответствующего психологического настроя у участников политического процесса, который бы способствовал, стимулировал их действия в направлении реализации выбранной цели.

После принятия политического решения и выработки действий по его реализации ситуация обычно изменяется, возникают новые обстоятельства и требуется внесение необходимых изменений как в самое решение, так и в механизм его выполнения, что предполагает модификацию целей и коррекцию времени их достижения, уточнение средств и способов решения стратегических задач. Процедура коррекции решения и тактики должна существовать на постоянной основе и осуществляться институтами политической системы, обладающими для этого специфическими полномочиями.

ЛИТЕРАТУРА

Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996. Гл. 4. §1,2.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12. § 5.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д 1996. С. 435—441.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 259—276.

Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.

Цымбурский В.Л. Человек политический между ratio и ответами на стимулы // Полис. 1995. № 5.

Политический порядок

Политический порядок - это комплекс условий создающих благоприятные условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития политической системы общества, это состояние урегулированности политических процессов.

Политическая система, соответствующая критериям оптимальности (наивысшей эффективности), достигшая в своей структуре равновесия политических сил и стабильности, способна обеспечивать политический порядок.

Политический порядок предполагает:

1) определенный алгоритм действия политической системы, т.е. последовательность реализации ее основных задач и ценностей;

2) согласованность “работы” элементов системы управления;

3) наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности (военных, правовых, экологических, технологических, экономических);

4) обеспечение высокой степени независимости общества от случайных и деструктивных обстоятельств, облегчение жизни личности.

Значимость упорядочения политических процессов определяется самой природой политики, направленной как вид деятельности на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации — фактора сохранения социальной целостности. Этим определяется естественность присутствия в политических процессах двух противоположных тенденций — к порядку и беспорядку. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность социальной системы. Отсутствие такого сочетания вызывает состояние xaоса (неупорядоченности) в политических отношениях.

При отсутствии порядка увеличивается возможность прорыва в сферу политики чисто случайных факторов и мотивов поведения снижается уровень защищенности личности, значительно обесценивается авторитет государства, растет неустроенность и напряженность в обществе. И как следствие этого политическая система лишается способности упорядочивающего влияния на политические процессы.

Итак, политический порядок есть состояние политической системы, характеризующее ее способность к политической мобилизации и осуществлению запланированных акций.

ЛИТЕРАТУРА

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. Гл. 3.

Демидов А.И. Политическая деятельность. Саратов, 1987. С. 97—109.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 208—209.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция 16.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.13. С. 290—291.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 8. С. 282—283.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 306.

70. Политический интерес

В обществе всегда действует совокупность интересов различного уровня общности, выражающих специфику взаимоотношений и жизненных ориентаций различных социальных групп, слоев, классов, профессий, этнических образований. Одни интересы выражают долговременные фундаментальные тенденции существования социальных общностей — это интересы классов, наций, общества в целом. Другие, частичные интересы, выражают специфику общественных отношений между социальными группами или частью одной из них с другими.

Сфера образования интересов — объективные отношения между субъектами деятельности, и политический интерес как раз отражает диалектику всеобщего и особенного, частного. Его своеобразие заключается в том, что он служит проявлением властного отношения, т.е. опосредование взаимодействия общественного и частного интересов осуществляется с помощью государства, его институтов. Это такое отношение между субъектами, когда для удовлетворения своих потребностей они должны воздействовать на государство.

Политический интерес служит основой вхождения того или иного социального субъекта в сферу политических отношений — процесса политизации. Смысл ее — во взаимодействии двух тенденций: одна из них заключается в выходе действий социальной группы на интересы социальной целостности, другая — в рассмотрении государства в качестве основной силы решения социальных проблем.

ЛИТЕРАТУРА

Борисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 24—28.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 6. § 4.

Заславский С.Е. Интересы и ценности: два лика российской многопартийности // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. №3.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С. 314—317.

Ильин МЛ. Слова и смыслы: интерес // Полис. 1995. № 2.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 9. § 2; гл. 10. § 3.

Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 189—199.

Наши рекомендации