Феномен глобального политического лидерства
Введение
Глава 1.
Феномен глобального политического лидерства
1.1. Теоретические аспекты глобального политического лидерства…….
1.2. Глобального политическое лидерство: американский и китайский подходы……………………………………………………………………….
1.2.1. Модели глобального лидерства США…………………….
1.2.2. Отношение к лидерству в руководящих кругах Китая………..
1.2.3. Модель «Большой двойки» G2………………………………….
Глава 2.
Проблемы глобального политического лидерства...................................
2.1. Кризис глобального лидерства США…………………………………..
2.2. Возникновение новых центров силы………………………………….
2.3. Коллективное глобальное лидерство…………………………………..
Заключение
Список литературы
Введение
Проблемы современного мира становятся все более критическими, появляются новые и усугубляются старые. В этих условиях резко увеличивается необходимость в глобальном лидерстве, как политически активной и разумной силы, умеющей выбрать правильный вектор развития мирового сообщества и способной предложить способы решения глобальных проблем человечества.
После победы в «Холодной войне» эта роль досталась Соединенным Штатам. Американское руководство, с уверенностью назвали наступающий XXI век американским. Задал тон президент Б. Клинтон в своей второй инаугурационной речи в 1997 году: «На этой последней президентской инаугурации XX века давайте обратим взоры к тому, что ждёт нас в следующем столетии... На заре XXI века Америка выступает единственной в мире незаменимой державой».[1] В том же духе высказался и Джордж Буш‑младший: «Наша страна избрана Господом и назначена историей образцом для подражания всему остальному миру».[2]Однако ошеломляющий подъем на вершину мировой иерархии Китая, раздувающийся государственный долг и глобальный финансовый кризис вызвали опасения относительно устойчивости американской системы в долгосрочной перспективе. Неоднозначные события 11 сентября, сделавшие «войну с террором» стержнем внешней политики и переросшие в 2003 году в одностороннюю войну с Ираком, способствовали распространению критики в адрес Вашингтона даже среди союзников. Ряд этих и других событий подорвали веру мировой общественности в долговременность лидерства США, вместе с этим ставя под вопрос справедливость и деловую этику руководства Америки. Тем не менее это все не могло полностью стереть укоренившийся в мире положительный образ Америки.
Постепенный относительный спад комплексной мощи США, появление новых глобальных политических акторов, увеличивающееся влияние Китая на мировые процессы – все это вернуло на повестку дня международной жизни проблему глобального лидерства и вопрос о его новой вариации. Сохранит ли Америка свои позиции? Каким видит Вашингтон свое место в мире? Как скажется утрата лидирующих позиций и ослабление мощи США на мировом порядке? Есть ли другие кандидаты на роль глобального лидера? Каковы намерения у азиатского гиганта - КНР? Стремится ли Китай к глобальному лидерству?
Актуальность работы объясняется тем, насколько важны ответы на данные вопросы, в контексте современных реалий, когда американцы выбрали нового президента, заявившего об кардинальном изменении внешней и внутренней политики США, Китай выходит из тени, осуществляя очень знаковые внешнеполитические шаги, а во всем мире проходят масштабные изменения, как положительного, так и негативного характера.
Проблема глобального лидерства становится сейчас как никогда актуальной, по причине того, что глобализирующийся мир обрастает множеством проблем, которые под силу решить только совместными усилиями, и на этом пути не обойтись без направляющей разумной силы – глобального политического лидера, способного повести за собой и при необходимости кардинально сменить вектор глобального разгития. Вопрос о том кто будет этим лидером интересует многих.
Объект исследования: глобальное политическое лидерство
Предмет исследование: процессы теоретической разработки, достижения, укрепления и распространения глобального политического лидерства США и Китаем. Их взаимоотношение между собой и с другими глобальными акторами.
Цель исследования:изучение проблемы глобального политического лидерства в современном мире.
Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:
· Изучить теоретические аспекты феномена глобального политического лидерства;
· Рассмотреть модели глобального лидерства США и КНР;
· Ознакомиться с мнениями ведущих международных экспертов по проблематике глобального политического лидерства;
· Проанализировать текущую международную обстановку и внешнеполитическую деятельность ведущих держав;
· Обозначить причины кризиса глобального политического лидерства;
· Выделить новые центры силы в современном мире и указать их роль;
· Обобщить полученную информации и сделать выводы.
Теоретико-методологической основой исследования является совокупность общенаучных принципов и методов познания политических явлений. Такие как методы логического, сравнительного анализа, описательный и историко-сравнительный метод. Одним из основных методов выступает принцип историзма, предполагающий рассмотрение всех процессов и явлений, во взаимосвязи долговременных факторов.
В работе также использованы возможности системного подхода. Он позволяет понять причины и закономерности выстраивания нового мирового порядка.
Для изучения официальных государственных документов будет использоваться традиционный анализ.
Важным средством исследовании является диалектический метод. Диалектика исходит из необходимости признания влияния экономической сферы на политическую. На политические процессов большое влияние оказывают и другие социальные факторы: история, мораль, культура и т.п. Политика, в свою очередь, является активным и целостным компонентом, оказывающим влияние на все процессы общественного развития. Политология исходит из этих методологических положений при изучении динамизма, стабильности политических процессов и явлений. Политические явления рассматриваются в единстве и борьбе противоположностей, в постоянном развитии и обновлении. Историческое толкование политических явлений дает возможность понять логику их развития.
Степень разработанности темы.Проблематика глобального политического лидерства является объектом пристального внимания таких известных зарубежных исследователей как Зб. Бжезинский, Г. Киссинджер,С. Хантингтон, Ф.Фукуяма, Ф.Закария, Р. Хаас, Дж. Мэтлок, Дж. Най, А.Д. Барнетт, Д. Чан, Г. Чэнь, Г. Гомперт, А. Голстейн, С. Грифитт, Дж.Г. Джансен, А. Джонсон, Н. Ларди, К. Ларри, К. Менджес.
В России научные разработки на тему глобального политического лидерства проводятся в РИСИ, МГИМО(У), Институте США и Канады и другими аналитическими центрами такими авторами как П.Т. Подлесный, В.А. Кременюк, В.Я. Портяков, М. Лебедева, Т. Шаклеина.
Большое значение при проведении этого исследования имели такие труды как «Новый мировой порядок» Н.М. Сироты и Р.А. Хомелевой, «Нужна ли Америке внешняя политика», «Мировой порядок» и «О Китае» Генри Киссенджера, «Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис» З.Бжезинского.
В изучении проблемы глобального политического лидерства и понимания сути происходящего помогли такие журналы как «Россия в глобальной политике» в частности такие статьи, как «Супердержава в прошлом и будущем» Стивена Брукса и Уильяма Уолфорта, «Грядущая анархия в Евразии» Роберта Каплана, «Пекин смотрит в даль»,«Единство и борьба» Василия Кашина, «Большие гонки» Владимира Портякова, «Гудбай, прежняя Америка?» Дмитрия Суслова, «Стыковка на стратегической орбите» Виталия Воробьева, «Один путь – много возможностей» Фэн Шаолэя; журнал «Мировая экономика и международные отношения» со статьями «Экономическое лидерство и «лидерская рента» О. Буклемишева и Ю. Данилова, «Бесполярный мир: упадок гегемонии США в конце 2000-х – начале 2010-х годов» А.С. Скрибы, «Китай: новые тренды развития на рубеже 2015-2017 гг.» В. Михеева и С. Луконина, «Возрождение истории и проблема формирования нового миропорядка» Э. Соловьева, «Глобальный прогноз национального совета по разведке США» Ю. Лукашина и Л. Рахлина, «Постибиполярный мир: мирное сосуществование или хаос?» А. Лукина; журнал «США и Канада: экономика, политика, культура» со статьями «Внешнеполитическая стратегия США в 21 веке в оценках Зб. Бжезинского» П.Т. Подлесного, «Российско-Американские отношения: формирование нового миропорядка и место РФ в нем» В.А.Кременюка, «Новое соотношение сил в мире: американские стереотипы и некоторые реалии» С.М. Самуйлова, «Генри Киссенджер о мировом порядке» В.М. Соляновой.
В работе использованы положения, содержащиеся в статьях и выступлениях Мао Цзэдуна, Дэн Сяопиня, Си Цзиньпиня и других китайский политиков, из которых можно понять концептуальный установки во внешнеполитической деятельности и подходы Китая к проблеме глобального политического лидерства.
Также же немаловажное значении имели официальные государственные документы, такие как:Национальная стратегия безопасности США, военные доктрины, внешнеполитические концепции США и Китая, и политическая программа Д.Трампа.
Анализ указанной литературы показал, что проблемам глобального политического лидерства посвящено много работ, что свидетельствует о постоянном научном интересе к данной проблематике. А сам термин присутствует во многих официальных документах США применительно исключительно с ним самим.
В целом в исследовании обобщен множественный и ценный материал и сделаны некоторые выводы и прогнозы.
Структура работы.
Выпускная квалификационная состоит из введения, двух глав, разбитых на три и четыре параграфа соответственно. В конце работы сделано заключение и указан список использованных источников и литературы.
Модель лидерства Китая
мировой академической разгораются ожесточенные по поводу роли Китая строящейся международной . Ожидать ли ближайшем будущем Китая на лидерство или устроит статус державы? Как вести себя на мировой , сравнявшись с и достигнув сверхдержавы?
Ролт Китая в делах неуклонно и требует . Особого внимания этой точки заслуживает китайская «гармоничного мира».
внешняя политика объектом пристального таких зарубежных , как, например, .Д. Барнетт, .Чан, Г., Г.Гомперт, .Голстейн, С., Дж.Г., А.Джонсон, .Ларди, К., К.Менджес.
аналитиков разных сходятся в - Китай уже может оставаться тени, следуя великого китайского Дэн Сяопина, они уже соответствуют мировым реалиям. За беспрецедентного экономического КНР вышла авансцену мировой и по увеличения своей создала прочный для возвышения, претензией на лидерство. В обществе происходит трансформация идеологических . По словам востоковеда С.. Лузянина, «В сформировался слой настроенного населения, т.ч. среди молодежи, в любой откликнуться на партии и в бой, в жизнь о восстановлении справедливости и Китая на мировой державы, которой считаются за которой следовать».[17]В Ху Цзинтао XVIII съезде ясно прослеживается о том, Китай достиг уровня развития, позволяет ему мощной мировой , а в и сверхдержавой. По-нашему, мнению, практически реализовался экономическая и сверхдержава, которой только закрепить своём устойчивом влиянии.
Китай в защиту многополярного мира, гегемонию той иной державы блока держав и разработал концепцию , согласно которой следовало бы мыслить категориями и альянсов перейти к и дипломатическому .
В интервью газете The Wall Street Journall ( в сентябре 2015 г.) Си Цзиньпин перед визитом в Вашингтон отметил: «Система глобального управления была построена и используется всем миром совместно и не может контролироваться какой-либо отдельной страной. Китай никогда не думал и не будет думать об этом. Китай является участником, строителем и реформатором существующей международной системы»
Стремясь уравновесить США после советского блока, активно развивает со странами БРИКС, ШОС странами Европы. Китай подверг действия НАТО Югославии и выступил против операции США их союзников Ираке в 2003. касается российско- кризиса, то официальных заявлений и освещения событий китайскими , говорит от то что, Китай до пор пытался компромиссную позицию, кризис, но критикуя при действия России . Его позиция отношению к - результат сложных между КНР, и США, также следствие приоритетов, которыми Китай в международной политике. не стоит на более поддержку Китая отношении Украины, международному сообществу стоит ожидать, Китай станет посредником в кризиса. Скорее Китай останется наблюдателем.Официально выразил уважение территориальной целостности, это говорит о близости к позиции , чем к России. Однако редакций официальных СМИ подразумевают России. В колонке «Хуаньцю », например, говориться: « бы ни , приоритет Китая - лишать Россию ».[18] Другое влиятельное , People's Daily, Запад отказаться стереотипов холодной в отношении . Китай не действий России Крыму, но критика украинского и последующих процессов близка позиции России. « несколько дней назадмятеж оппозиции, осуществленный поддержке Запада, неконституционные методы свержения всенародно президента Януковича», - на одной передовых страниц.[19]
касается сирийской , то позиция немного определеннее, в ООН Китай и неоднократно использовали Вето по вопросу и уровне официальных СМИ, которые лакмусовой бумажкой, позицию Пекина. Синьхуа, главная КПК Жэньминь и таблоид Global Times раз публиковали , где выражали поддержку действий в Сирии.
внешней политики – создание сильного, и единого , играющего в роль одной великих держав. реализации проекта « держава» Китай и укрепляет экономическую мощь, его соответствующим военно-стратегического , однако только элементов недостаточно воздвижения на мировой политики, Пекин уделяет внимание и воздействию.
Гуманитарное - то, о говорил Дж. , представляет в век неотъемлемый фрагмент политического лидерства. Китай, осознавая важность гуманитарного , проводит курс массовый экспорт и культурных . На сегодняшний по всему реализация гуманитарной Китая осуществляется в нескольких . Китайское центральное вещает на языках, институты действуют почти 100 странах мира, регулярно проводит мировой значимости, , Олимпиада-2008, «ЭКСПО-2010» и .
Важной особенностью является его экономического развития - « с китайской » и очевидно, китайская экономическая является жизнеспособной, собой альтернативу модели, что росту симпатий привлечению сторонников.
рамках китайской науки и можно выделить концепций, дающих понять подходы международным отношениям. упрощая ситуацию, мы выделим две модели поведения: и коллективистскую. националистической концепции , что Китай решительно отстаивать национальные интересы мире. Также считают, что мере усиления он может более важную в международных , преследуя свои , действуя в порядке, на основе или группами союзников. позицию занимают , полагает, что защиты национальных Китай должен более значимую в рамках системы, опираясь международные организации коллективную политику. На официальном уровне они представляют собой подавляющее большинство.
Некоторые международных событий выдвигать что- похожее на идеологических притязаний универсальную ценность модели. По одного из : «Нынешние сбои механизмов – это западной модели, которой, в очередь, главенствует «». На более уровне это западной культуры. активного участия глобальном управлении достойного выполнения роли крупной страны, Китай взять на инициативу донести понятие «гармонии» остального мира. история знает примеров, когда страны сопровождается новой концепции. «гармонии» служит отражением мирного Китая, и следует распространять с понятиями , взаимной выгоды совместного развития».[20]
того, китайские временами переходят более открытую американского мирового . Вот что другой китайский международных событий: « на то финансовый кризис США существенно свои «однополюсные» , Штаты по- не принимают международную структуру, -прежнему изо сил стараются мировое господство любой ценой статус «первого ». Учитывая продолжающийся рост Китая повышение его как восходящей державы, рано поздно в сил Китай США поменяются , за которые сторонам неизбежно побороться. <…> Международный кризис выявил «американской модели», Штаты принялись «блокировать» и «китайскую модель» глазах мировой общественности. в политическом и ценностях стран могут «» и дальше».[21]
В опубликованной в 2011 годуПресс-канцелярией Госсовета КНР «Белой книге» говорится что Китай, в соответствии с развитием глобализации стремиться к взаимной выгоде, обоюдному выигрышу и общему развитию со всеми странами, совместно с международным сообществом прилагать совместные усилия к созданию гармоничного мира, в котором царит долгосрочный мир и общее процветание, а китай никогда не станет гегемоном и не будет бороться за мировое господство. Одновременно Китай, прилагает неуклонные усилия для внесения собственного вклада в дело мира и развития во всем мире, неизменно представляет собой непоколебимую силу по защите мира и стабильности в регионе и в мире.
В Белой книге 2015 года в ряду наиболее серьезных военно-политических проблем находятся гегемонизм США, и Китай будет совершенствовать свой оборонный потенциал, выступая против какой-либо мировой гегемонии, и поддерживая развитие многополярного современного мира.
образом, подходы пониманию лидерства политических кругах и КНР и представляют разное видение , которые дает почетным статусом . В США более жесткая , предполагающая навязывание субъективных американских и стандартов миру, подчинение путем гуманитарных и инициированием конфликтов. В от гегемонистской США, в лидерство проявляется лояльно. Заслугой является мягкое, распространение влияния. активно практикуется «мягкой» силе, в мир таинственной китайской . Однако такая не ликвидирует мирового сообщества поводу будущего Пекина. Ведь динамику перемен Китае, можно , что помимо , социальных нововведений, постепенно меняют внешнеполитическую стратегию, все больше тени. По российского синолога.В. Виноградова, «С точки зрения развития главная Китая - восстановить справедливость, вернуть место регионального и мировой ... В соответствии этим Китай стать мировой по статусу региональной по ».[22]
По-моему , былое экономическое Китая позволяет что современный Азии – это сути возвращение , но достаточно могущества.Китай играть ключевую в мире его глобальное , с концепцией «», предопределенно.
Модель « двойки»
Администрация . Обамы была на беспрецедентное с Китаем. план заключался том, чтобы условиях кризиса глобальное лидерство с Китаем. до инаугурации Г.Киссинджер Зб. Бжезинский, концепцию «большой » (G2), предлагая разделить вместе США бремя миром. Концепция предполагала,что не будут с Китаем ХХI веке статус глобального , а разделят статус с , сделав его союзником. Показательны решения, которые сделаны в в расчете новую политику. Департамент Азии Национальном совете возглавил известный Д. Балдер, первым заместителем стал главный китайской политики Д. Стайнберг. хотел привлечь к решению проблем на евразийском пространстве – Ближнего Востока Северной Кореи. предполагалось, что легко пойдет сотрудничество, стоит обратиться к с соответствующим . Несмотря на реакцию Китая, о формировании «» усиливались в мирового кризиса, стало очевидно, Вашингтон не состоянии удерживать глобального лидера. Китая к идее побудила ковторой еще раз ее, на раз устами Обамы во его визита Китай в 2009 года. Обама Пекину разделить США бремя в мире. этом он заявил: «Представление том, что суждено быть , не является -то предопределенным»[23], , что США намерены сдерживать китайскую мощь.
Китайские предложение Обамы отклонили. Это публично премьер Вэнь Цзябао, : «Мы не с предложением G2 из и КНР. – это развивающаяся с огромным , и нам предстоит пройти путь модернизации. будет проводить политику и станет вступать альянс с -либо странами».[24]
того как похоронен проект « двойки», – объявила .Клинтон, – в -китайских отношениях начался период .Нереализуемость доктрины « двойки» закономерна. не мог отвергнуть это , как ранее мог не предложение стать « акционером» в делах, сделанное администрацией Буша. считаем, что причина несостоятельности «большой двойки» в приведенных словах Вэнь . Китай – это огромная страна огромным населением, предстоит пройти путь модернизации. Китая множестов тяжелых внутренних : низкие доходы душу населения, расслоение, безработица, , несбалансированность экономики, сырьевых ресурсов, противоречия, нерешенный воссоединения с , экология т.. Китаю предстоит все усилия то, чтобы Китай на развития, предотвратить внутренних конфликтов. причина заключается том, что очевидно предлагали , лишь вторую и Китай ни в мере не и никогда устроит. У слишком много задач, целей устремлений, и они слишком . Говоря обобщенно, великодержавие не ужиться с гегемонией, как не могло с великодержавием . Если когда- ходом истории суждено будет место мирового вместо США, Китай займет место без американского приглашения. желает и действовать полностью на глобальном .
Китайское руководство из твердого о том, обеспечение необходимого Китая развития, без взаимодействия США. Как один из политологов, экономическое с самой державой мира – и мирное с Западом неотъемлемым внешним прогресса в модернизации Китая.
такой: полного между США Китаем быть может, слишком противоречий между накопилось в частях земного . Но формула в отношениях ними может на определенных и в определенного периода , в том работать не интересах прежде России.
Возникновение новых силы
Под центрами , следует международных акторов, комплексной мощью, способностью мировые процессы внешнеполитическое поведение акторов и которые формируют современный бесполюсный мир.
Проблема плодотворно разрабатывается Совета по политике США,.Хаасом. По мнению,в ХХ1 основной чертой отношений будет , отражающая принципиальное расстановки сил мире. Отличительные эпохи бесполярного он видит диффузии силы влияния, росте активных акторов, негосударственных, обладающих мощью.
существу ставится создания модели управления с Штатами как центром силы. « бесполярность» (выражение . Хааса), с точки зрения, повысила бы на предотвращение и распада системы. условиях глобализации потребность в порядке, адекватном и масштабам , встающих перед . Для установления поддержания такого необходимо наличие:
- по своим возможностям ведущих , чей статус « силы» всеми или членов мирового ;
- способности наиболее держав проявлять в своём поведении и сообщества ограничивать тех международных , и прежде государств, чьё наносит ущерб безопасности;
- совокупности , норм и , регулирующих поведение субъектов мировой и обеспечивающих стабильность;
- форм, и приемов решений, принимаемых влиятельными международными , выражающими волю сообщества;
- набора допустимых санкций нарушение принятых и механизмов этих санкций.
обозначившейся тенденции полицентризму в политике формируется динамичная международная межгосударственная система, акторами которой прежде всего мировые державы крупные страны. тенденция к увеличению веса влияния малых , располагающих серьёзным -техническим и потенциалом.
Верхний уровень системы международных образуют Соединённые Америки, Объединённая и Китай. « силы» и субрегионального являются или стать прежде Индия, Япония, и Бразилия. неформальное право в состав международно-политической претендуют 10-15 государств.
, весьма спорное значимости государств геополитических реалий века предложил политолог Ханна в книге « мир» (2010). По мнению, государства их группировки, на три прежде всего силу неодинаковой мощи.
Первый – это государства, глобальные возможности проекты: США их проектом и глобальной ; ЕС с проектом мирного зоны стабильности, права, доминирования целей над экономическими; Китай с проектом «Один пояс –один путь».
второму миру относит Японию, , Бразилию, Индию – , которые не с первыми , не станут центрами силы, своим курсом – и геополитическим изменить баланс между основными .
Третий мир – совокупность стран Боливии до , от Заира Северной Кореи, не смогут на политическую экономическую конфигурацию в ближайшие 20 .
Ведущая роль формировании основ миропорядка будет Соединенным Штатам наиболее могущественному , которое опережает по всем национальной мощи. являются мировым инноваций, располагая развивать новые практически на направлениях научно- прогресса.
В неизбежна постепенная, необратимая эрозия американского положения формирующемся миропорядке убывании глобального лидерства США. ведёт к нивелировке уровней государств, усреднению субъектов международных .
Утрачивая лидерскую роль, США стать ведущим становления эффективной , укрепления и ООН, перехода международному порядку, на праве. позиции в в существенной будут зависеть умения использовать выгодой для стратегию создания альянсов и структур.
Серьезную для Соединенных будут представлять с Азией превращения Китая Индии во политических акторов мировой арене, мощными экономическими воздействия на региона и в целом. в экспертном США преобладает сохранить курс сглаживание негативных роста китайского для глобального сил.
Усиливающееся воздействие процесс становления миропорядка окажут другие реальные потенциальные «центры », особенно Объединённая . Она являет пример организации в той мира, которая протяжении столетий полем конфликтов войн, а настоящее время зоной относительной и безопасности. Евросоюз уступает Штатам по «жесткой силы», формирует новый влияния на мира – более и всеобъемлющего, американское. Это проявится в длительного временного и будет трансформирующий характер, само общество к ЕС , внедряя в межгосударственного общения ценности и поведения – соблюдение и политических человека и меньшинств, обеспечение и политической на основе солидарности и благосостояния граждан, разрешать конфликты путем, поддержание и дружественного . Средствами реализации влияния будут высокотехнологичные виды , а договоры, и законы, интеграцию пространства .
70-х гг. превратилась в лидера в экологических проблем. -первых, ЕС отдельные европейские сыграли ключевую в подготовке международных соглашений, основу современного регулирования. Во-, ЕС добился успехов в экологических проблем континенте. Европейские занимают первые в рейтингах окружающей среды.
Наметилась к возвышению азиатского – Индии. Эта демонстрирует стабильные прироста ВВП ( 5-6% в год течение 20 лет), значительной военной и вторыми КНР демографическими . Индия проявляет , претендуя на одного из «центров силы». Индии в высоких технологий большая доля населения сравнению со населением Китая собой значительные преимущества для экономического развития. модернизируются вооружённые , третьи по после США КНР.Рост тормозится бедностью неразвитостью инфраструктуры. Важнейший внешней политики в её стать локомотивом региона – «соседи всего». В с соседями тема укрепления и расширения . Эта политика отклик у государств, как , Бутан, Шри . Индия взаимодействует координирует политику Россией – не в двустороннем, и в формате – в БРИКС и .
БРИКС служит своеобразным противовесом центр- активизму Запада особенно США. задача его – преимущественно развивающихся – создание благоприятных для догоняющего . Их связывают союзнические, а партнёрские отношения, могут способствовать глобальной ответственности поддержание стабильности мире. При не следует степень консолидированности БРИКС в их различного положения, включённости разные региональные -силовые конфигурации. эффективности действий не может сказываться неравенство его членов, тенденцию к .
Значительный вклад становление глобального может внести , располагающая необходимыми позициями, экономическим, и интеллектуальным для обретения в качестве державы Европы Азии, способной влияние на уровне. Представляется, для эффективного ею этой необходимо:
- преодолеть энергетической и олигархии перераспределению в пользу стратегии развития ;
- создать современные институты, избежав между бюрократией, теряющей от её функций ресурсов, и , нуждающимся в его эффективной ;
- ускоренно формировать класс и гражданское общество социальную базу развития;
- избавиться имперских комплексов, антизападничества и , используя ресурсы « силы» для позитивного восприятие в мире;
- новую российскую как основывающуюся европейских ценностях;
- оптимальные пути способы органического рыночной экономики, демократии с традициями отечественной и социальности;
- динамичное развитие и Дальнего , жизненно необходимое сохранения международного и суверенитета.
Россия жестко отстаивает свои национальные интересы и упорно проводит самостоятельную внешнюю политику. Одними из ярких результатов такой политики стали геополитический триумф в Крыму и военное вмешательство в сирийский конфликт, что означало по мнению политолога С.М.Самуйлова: «по сути, перехват инициативы у США в разрешении одной из острейших кризисных проблем мировой политики»[28]
В сложившихся внешняя политика должна сообразовываться реальными возможностями , носить многовекторный характер и на развитие с государствами Запада, так Востока.
Тем временем на на Востоке России,Китай с его гигантским демографическим, растущим экономическим и военным потенциалом проиводит успешный переход от ресурсоёмкой, экстенсивной модели развития к инновационной, высокотехнологичной и интенсивной. Последние десятилетия стали периодом беспрецедентной дипломатической и экономической активности Китая в Африке, Южной Америке и Австралии. Его внимание к странам этого континента объясняется в первую очередь возросшей ролью ресурсного потенциала континента в мировой экономике. Главные мотивы китайской экономической экспансии – стремление получить доступ к источникам сырья, найти сферы приложения инвестиций и рынки сбыта для бурно развивающейся китайской промышленности. Энергично вписавшись в мирохозяйственные связи, Китай вытесняет западные страны из сфер их традиционного влияния, успешно конкурирует с ними в борьбе за природные ресурсы. В стремлении упрочить позиции в группе ведущих государств мира и утвердиться в роли лидера развивающихся стран.
Однако стоитпризнать что Китай еще некоторое время будет развивающимся государством, нуждаться в дальнейшем реформировании. Даже если он достигнет сравнимого с американским ВВП, обе экономики едва ли будут сопоставимы по структуре, а значительная доля богатства страны пойдет на обеспечение огромного населения, преобладающая часть которого испытывает материальные лишения. Нельзя исключить и того, что действие таких факторов, как стремительное старение населения, нехватка сырья и энергоресурсов, хрупкость финансовой системы и государственного сектора экономики, возможное сокращение притока иностранных инвестиций, бедность широких слоев населения и вызываемое им социальное недовольство, а также усиление недоверия со стороны мирового сообщества, особенно соседних государств, могут замедлить превращение Китая в великую державу. Существует вероятность внутренней дестабилизации страны, которая будет иметь глобальные последствия. Перенаселенность страны в сочетании с ростом экономики и серьезными экологическими проблемами создают комплекс проблем, способных стать мощным стимулом для внешней экспансии с целью захвата территорий и ресурсов.
Но по нашему мнению в отношении своих соседей Китай едва ли будет стремиться к достижению экспансионистских целей посредством открытой агрессии. Скорее он намерен постепенно изменить военный баланс в свою пользу, не оставив им иного выбора кроме признания факта собственного доминирования и готовности подвергнуться давлению.
Руководство КНР, очевидно, будет стремиться рассеять опасения мирового сообщества в отношении возможности территориального экспансионизма со стороны Китая по мере упрочения его глобальных позиций. С этой целью уже в настоящее время прилагаются значительные усилия для формирования позитивного образа страны, заинтересованной в создании «гармоничного общества» и «гармоничного мира» за его пределами, широко используется инструментарий «мягкой» силы – пропаганды духовных ценностей и достижений модернизации.
На наш взгляд, правы отечественные учёные, авторы «Стратегического глобального прогноза 2030», полагая, что в долгосрочной перспективе внешняя политика Китая станет активно-агрессивной, а для её реализации в первую очередь будут использоваться стремительно увеличивающиеся финансово-экономические ресурсы, а не возрастающая военная мощь.[29]
Китайский эксперт Ху Аньган в своем докладе на форуме мирового китаеведения в Шанхае в 2015 году огласил оценки которые свидетельсвуют о закреплении и углублении превосходства Китая над США: доля КНР в комплексной мощи составила 17.13% , тогда как доля США – 15.25%. Однако заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Владимир Порятков, считает, что сегодня вряд ли можно безоговорочно утверждать, что Китай превзошел США по комплексной мощи, но к самой декларации достижения паритета с США, по его мнению нужно относиться серьезно.
Как отмечает российский политолог Н.М.Сирота «Китай находится в относительной изоляции на международной арене, поскольку за исключением непродолжительного периода покровительства со стороны СССР в его истории не было союзников. Для характеристики отношений Китая с Северной Кореей и Пакистаном неприменимо понятие «альянс», а «стратегическое партнёрство» с Россией во много носит конъюнктурный характер. От создания военного союза с Россией, который подразумевал бы взаимную защиту от нападения третьих стран, Китай по существу отказывается, заявляя о готовности развивать всестороннее сотрудничество, в том числе и военно-техническое».[30]А США обладают широкой системой альянсов и партнёрств, которой не располагает ни одна другая страна. Американский потенциал в сферах разведки и дипломатии позволяет осуществлять мобилизацию сторонников на решение поставленных задач. В обозримой перспективе по существу только Соединённые Штаты обладают необходимым арсеналом средств для оказания программирующего влияния на мировое развитие.
Мы считаем что хотя Китай действительно развивается впечатлительными темпами и активно модернизирует армию и флот и быстро увеличивает объем своих военных расходов, усиливает работу в области разработки собственных видов оружия, мало шансов, что Китай окажется способным создать равноценные американским военные технологии. Кроме того, в истории не было примеров возникновения ведущей военной державы без соответствующих милитаристских традиций. Франция, Великобритания, Германия, Россия и СССР, Япония, США имели или имеют подобные традиции. В Китае их нет. Тоже самое касается и идеологии. Мы считаем, что призывы к демократии и свободам при попытках навязать их странам, к ним не готовым, необходимо критиковать и даже развенчивать. Но это не умаляет факта, что данные идеи привлекают сотни миллионов людей в десятках развивающихся стран. События «арабской весны» в очередной раз это подтвердили. А что Китай может предложить миру в смысле идеологии? Ничего, ибо социализму и в самом Китае верит все меньше людей, а другой конкретной идеологии нет. Зато в Китае все больше тех, кто восхищается западными ценностями. Не может быть мировым лидером тот, кто не способен предложить миру привлекательную идеологию, тем более лидер, опасающийся революции в собственной стране. Наконец, может ли мировой лидер быть главным загрязнителем природы на планете? Ведь успехи китайской эко